Урок по химии в 10-м классе «Углеводы»
Автор: Клименко Т.А. МКОУ СОШ пгт.Пластун
Цель урока: Сформировать представление об углеводах, изучить химические свойства моносахаридов на основании их строения.
Задачи:
Образовательные: научить школьников находить взаимосвязь между свойствами и строением углеводов; продолжить совершенствование опытно-экспериментальных умений и навыков учащихся.
Развивающие: расширить кругозор учащихся об углеводах; при работе с литературой, выполнением лабораторной работы; совершенствовать умения и навыки при проведении химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; развивать память, речь, мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные: научить работать самостоятельно, а также в коллективе; активизация внимательности, настойчивости, упорства в достижении поставленной цели; умение систематизировать и делать выводы
Оборудование и реактивы: мороженное, вафельный стаканчик, фильтровальная бумага, стаканчик на 100 мл, воронка, штатив с пробирками, спиртовка, спички, стеклянные палочки, 2 M NaOH, 10% CuSO4, NaOH.
Литература:
1. Габриелян О. С. Химия. Методическое пособие 10 класс, М.: Дрофа, 2005, 126 с.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия 10 класс, М.: Дрофа,2020, 532 с.
3. Габриелян О. С. Химия 10 класс. 3-е издание, стереотипное, М.: «Дрофа», 2000.
4. Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Как исследовать качество мороженого// Химия в школе. – 2011. - №9 – С. 59-62.
5. Яковишен Л. А. Химические опыты с мороженным// Химия в школе. – 2006. - №7 – С. 67-72.
Ход урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент
Ознакомление учащихся с темой урока. Мы начинаем изучение класса органических соединений, который называется – углеводы.
2.Актуализация опорных знаний
- Что вам известно об углеводах из курса биологии?
- Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?
- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать?
- Почему класс этих веществ получил такое название?
- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?
2. Изучение нового материала
Углеводы являются, пожалуй, первым из изучаемых классов природных веществ, столь распространённых в природе и хорошо известных каждому ребёнку. Вместе с тем это уже достаточно сложные полифункциональные соединения с громоздкими формулами, требующими не только понимания, но и запоминания. Что же такое углеводы? Учащиеся записывают определение.
Перед тем как провести классификацию углеводов, необходимо в общих чертах выяснить природу содержащихся в их молекулах функциональных групп. Из курса химии 9-го класса вам известна молекулярная формула глюкозы: С6Н12О6. Следовательно, глюкоза относится к кислородсодержащим органическим веществам. В состав каких функциональных групп входит атом кислорода? Классификация углеводов: 1. Простые (моносахариды) а) Пентозы - рибоза - глюкоза б) Гексозы - фруктоза - сахароза 2. Сложные а) Дисахариды - гликоген б) Полисахариды - крахмал - дезоксирибоза Определение моносахаридов (по учебнику).
Напишите уравнение гидролиза сахарозы
Учитель выдаёт тетради для лабораторных работ. Сегодня мы с вами выполним очень интересные опыты которыми вы заинтересовались когда употребляли мороженное. Учащиеся проводят лабораторный опыт Опыт 1. Обнаружение углеводов в мороженом У каждого на столах стоит стаканчик с номером исследуемого мороженного: №1 «Пломбир настоящий, клубника со сливками» №2 «Рожок сахарный» №3 «Мелония» №4 «Юбилейное» В пробирку наливают 1 мл растаявшего мороженого и добавляют 5-7 мл дистиллированной воды, закрывают её пробкой и встряхивают и затем фильтруют 2 мл смеси и добавляют к фильтрату 1 мл 2 М раствора NaOH и 2 – 3 капли 10% - ного раствора CuSO4. Пробирку встряхивают. Что наблюдаем?
Гидроксид меди (II) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»). Полученный раствор нагревают на спиртовке. Делают вывод.
Опыт 2. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике. Берут вафельный стаканчик и капают на него 1 – 2 капли спиртового раствора йода из аптечки. Что наблюдаем?
Ребята оформляют всё в тетради и сдают. (В ходе проведения опытов учащихся заинтересовала данная работа и у них появился интерес, в дальнейшем разработать исследовательский проект по мороженному). Учащиеся работают с учебником.
Физические свойства глюкозы Бесцветное кристаллическое вещество сладкого вкуса, растворимое в воде, растворимо в концентрированном растворе хлорида цинка и концентрированном растворе серной кислоты. В промышленности глюкозу получают гидролизом крахмала. В природе глюкоза образуется растениями в процессе фотосинтеза. Химические свойства глюкозы, как и любого другого органического вещества, определяются ее строением. Глюкоза обладает двойственной функцией, являясь и альдегидом, и многоатомным спиртом, поэтому для нее характерны свойства и многоатомных спиртов, и альдегидов.
Биологическое значение углеводов очень велико: - Углеводы выполняют пластическую функцию, то есть участвуют в построении костей, клеток, ферментов. Они составляют 2-3% от веса. - В крови содержится (0,1 - 0,12%) глюкозы. От концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови. В суточном рационе человека и животных преобладают углеводы. Животные получают крахмал, клетчатку, сахарозу. Углеводы играют значительную роль в современной промышленности – технологии и продукты, в которых используются углеводы, не загрязняют окружающей среды, не приносят ей ущерб. Запишите домашнее задание Учебник Габриелян О.С. 10 кл. § 22. Упр. 5 |
Тема урока: Углеводы Отвечают на вопросы учителя.
Углеводы, или сахариды, — одна из основных групп органических соединений. Они входят в состав клеток всех живых организмов. В растительных клетках преобладают сложные углеводы-полисахариды, в животных — больше белков и жиров.
Углеводы являются источником энергии для осуществления жизненных процессов. Состоят из углерода, водорода и кислорода. Хорошо растворимы в воде. Углеводами являются - глюкоза и животный крахмал.
Углеводы — органические соединения, состоящие из одной или многих молекул простых сахаров.
Название «углеводы» сложилось исторически. В соответствии с формулой формально можно считать, что углеводы состоят из угля и воды, их общая формула Сn(Н2О)m.
1. Моносахариды: - глюкоза - фруктоза - рибоза 2. Дисахариды: - сахароза 3. Полисахариды: - крахмал - целлюлоза
Углеводы – природные соединения, большая часть которых имеет состав: Сn(H2O)m
Называют гидроксильную, карбоксильную, карбонильную группы. Записываю в тетради.
Классификация углеводов: 1. Простые (моносахариды) а) Пентозы - рибоза - глюкоза б) Гексозы - фруктоза - сахароза 2. Сложные а) Дисахариды - гликоген б) Полисахариды - крахмал - дезоксирибоза Дисахарид – сахароза С12Н22О11, которую в зависимости от природного источника, называют свекловичным или тростниковым сахаром. Молекулы дисахаридов можно представить как продукты конденсации двух молекул моносахаридов с отщеплением молекулы воды от двух гидроксильных групп.
С12Н22О11+ Н2О 2С6Н12О6 дисахарид гексоза Полисахариды - крахмал (С6Н10 О5)n. Полный гидролиз – до образования глюкозы. Частичный гидролиз – до образования декстрин (продуктов с меньшей молекулярной массой, чем крахмал).
Опыт 1. Обнаружение углеводов в мороженном
В пробирку наливают 1 мл растаявшего мороженого и добавляют 5-7 мл дистиллированной воды, закрывают её пробкой и встряхивают и затем фильтруют 2 мл смеси и добавляют к фильтрату 1 мл 2 М раствора NaOH и 2 – 3 капли 10% - ного раствора CuSO4. Пробирку встряхивают.
Образуется ярко – синий раствор (качественная реакция на многоатомные спирты). Реакцию дают углеводы, входящие в состав мороженого, например лактоза и сахароза.
Учащиеся делаю вывод: Дисахарид лактоза, содержащийся в молоке в альдегидной форме, окисляется до Cu(OH)2 с образованием различных продуктов окисления и деструкции.
Вывод: По окраске мы определили что, в результате окисления моно и дисахаридов, содержащихся в молоке, содержания углеводов больше в рожке сахарном, меньше в «Мелонии».
Появляется темно – фиолетовое окрашивание – качественная реакция на крахмал.
Ставят проблему: какие еще химические свойства проявляет глюкоза и чем она отличается от альдегидов и многоатомных спиртов? Что глюкоза как альдегид восстанавливается до спиртов, проявляет специфические свойства: брожение. Учащиеся анализируют и записывают структурную формулу глюкозы:
Н Н Н Н Н
Н – С – С – С – С – С – С = О
ОН ОН ОН ОН ОН Н
Физические свойства глюкозы Бесцветное кристаллическое вещество сладкого вкуса, растворимое в воде, растворимо в концентрированном растворе хлорида цинка и концентрированном растворе серной кислоты.
Биологическое значение углеводов очень велико: - Углеводы выполняют пластическую функцию, то есть участвуют в построении костей, клеток, ферментов. Они составляют 2-3% от веса. - В крови содержится (0,1 - 0,12%) глюкозы. От концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови. В суточном рационе человека и животных преобладают углеводы. Животные получают крахмал, клетчатку, сахарозу. Углеводы играют значительную роль в современной промышленности – технологии и продукты, в которых используются углеводы, не загрязняют окружающей среды, не приносят ей ущерб. Запишите домашнее задание: Учебник Габриелян О.С. 10 кл. § 22. Упр. 5
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.