Урок-игра «Что мы сажаем, сажая леса?»
Сохранить живой лес – сохранить жизнь
Задачи:
- воспитать бережное отношение к природе и стремление к сохранению экологического равновесия в природе;
- развить коммуникативные качества учащихся, чувства прекрасного, понятия Родины, бережного отношения к природе;
- развить творческие способности учащихся;
- развить знания о растениях, умение наблюдать, логически мыслить, видеть эстетическую ценность в объектах живой природы;
- показать детям красоту и ценность природы для человека, необходимость заботливого к ней отношения.
Цели:
- общеобразовательная:
углубление и расширение знаний о природе, лесных растениях, взаимосвязях между живыми организмами.
- развивающая:
- развитие внимания, памяти, сообразительности, быстроты реакции;
- способствовать развитию любознательности.
- воспитательная:
- способствовать привитию любви к живому;
- формировать нормы этического поведения между воспитанниками при организации групповых форм работы
Оборудование: иллюстрации, слайды, рисунки, вопросы викторины, разноцветные бумажные листья деревьев.
Ход мероприятия:
Слова воспитателя:
Вот уже около 300 лет как увидела свет книга Д.Дефо «Робинзон Крузо». Каждое новое поколение читателей восхищается находчивостью и мастерством её героя. Однако, не следует забывает, что находчивость и мастерство не возникают у людей сами по себе, а приобретаются при овладении суммой знаний выработанных человечеством. Давайте мы с вами сегодня будем робинзонами, отправимся путешествовать по лесу, но не будем брать с собой багаж. Все что нужно для робинзонов, мы найдем в лесу. Лес украшает нашу землю. Но только ли для красоты служит лес? Не случайно говорят: «Лес — наше богатство», «Что мы сажаем, сажая леса?». Мы должны бережно относиться к лесным богатствам. А чем богат лес? Можно ли выжить в лесу, как выжил Робинзон Крузо на необитаемом острове? Итак, мы с вами идем в лес.
Звучит музыка, воспитанник читает стихотворение.
Привет тебе, привет свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес
Ты полон свежести, и все в тебе живое
И столько у тебя загадок и чудес.
Воспитатель:
С.Никулина “Русский лес”:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
1.
О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (об отношениях между
человеком и лесом.) Это стихотворение поможет нам выяснить, чем же сегодня является
лес для человека.
2. Так чем же является лес для человека? (Лес-это место отдыха человека, потому
что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь…”).
3. А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “нагнусь к нему напиться…”).
4. А как лес может обогреть человека?
(Человек дровами обогревает дом, а дрова-это деревья, которые росли в лесу). Значит,
лес для человека-это источник топлива.
5. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, двери. Из
дерева строят и дома)
6. А что у вас на столах изготовлено из дерева? (Карандаши, линейка. Тетради и книги
тоже сделаны из дерева)
7. А что ждет человека в лесу? Находим в стихотворении. (“Нас ждут в лесу
рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я,
…”)
8. Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут)
9. Чем для них является лес? (Это их дом)
10. Для кого еще лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых – жуков,
пауков, червей). Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов.
Воспитатель:
Посмотрите, сколько значений у леса, но и это еще не все!
Мы сейчас поговорим с вами о растениях, но не о простых, а о тех, которые путешественники издавна использовали в пищу (идет диалог-размышление между воспитателем и детьми).
Ведь издавна наши бабушки с приходом весны потчевали нас витаминами. А какими? Они варили нам супы из молодой травы. Итак, из чего можно сварить суп, из каких растений, чтобы это было полезно и не навредило никому из нас?
Суп можно сварить: из крапивы, листьев сныти, сурепки. Щи можно сварить из молодила, «заячьей капусты», мокрицы, также из нее можно сварить и вкусное пюре.
Из чего можно сделать другие блюда?
Солянка: из корней лопуха и крапивы. Корневища многих растений съедобные, вкусные и очень полезны. Например, если испечь в золе костра корневища лопуха, сусака, рогоза, иван–чая, получим вкусное лакомство. А из высушенного корневища тростника можно делать лепешки. В лесу можно найти много растений, с которых делают полезные салаты это такие растения как: крапива, иван-чай, одуванчик, а из корней одуванчика, подсушив его немного, цикория и желудей дуба можно сварить кофе.
В лесу мы найдем перец и горчицу, чтобы наши блюда были вкусными — это семена пастушьей сумки.
А один листочек первоцвета заменит суточную дозу витаминов.
А из сырых семян орешника можно изготовить вкусное молоко и сливки. Из корней лопуха можно сварить и вкусное повидло.
В лесу еще много растений, которые можно использовать в пищу, ребята, но о них надо знать и уметь их узнавать.
Воспитатель:
В лесу можно встретить не только те растения, из которых можно сварить суп, но и лекарственные растения, которые могут помочь в беде. В лесу все лекарства найти можно, знать их только надо. А вот послушайте.
Кровоостанавливающие растения — пастушья сумка, тысячелистник, крапива двудомная, сфагнум, гриб – дождевик.
Мозоли да ушибы лечат подорожник, лопух, мать – и — мачеха.
Ну а если мозоли натерли тут помощники зверобой, лопух.
Ангину, кашель полечат: шалфей, крапива, подорожник, компот из кислых ягод.
А чтобы хворь, какая не одолела, нужно и зубы чистить для этого используют уголь из липы, мяту.
А чтобы руки помыть, то мы используем мыло, которое растет в лесу растет. Это: мыльнянка, хлопушка, зорька белая, плоды польского каштана, гриб-трутовик.
Но, есть в лесу и ядовитые растения. Это такие как — цикута, собачья петрушка, дурман, белладонна, черный паслен, лютик, ландыш, вороний глаз.
Ну а вечерами чтобы насекомых отпугивать: в костер бросить ромашку нужно, в палатку полынь, пижму.
Растения не только вам помогут но и погоду подскажут есть много растений – барометров: плачет перед дождем каштан, клен, стрелолист, ель опускает ветки, смородина донник, липа – источает сильный аромат. За несколько часов до смены погоды закрываются цветы у одуванчика, мокрицы, кувшинки, шиповника. К ненастью поникают цветки у ветреницы.
В лесу и краски растут, которыми окрашивать можно бумагу и ткани. Черный цвет можно получить из коры ольхи. Красный из корня зверобоя пятнистого. Желтый из коры осины, вяза, сурепицы. Серый из хвоща. Зеленый – пижма, листья березы. Голубая – василек синий. Вишневая – лишайник золотянка.
Итак, ребята мы с вами много узнали сегодня о растениях, а теперь давайте поиграем:
Блиц-турнир “Я знаю лес”.
1. «Где-то, в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке». Назовите популярное растение (Шиповника плод).
2. Многие народы, живущие на территории нашей страны, почитали это дерево, как священное. И вот что поется в русской песне об этом дереве: Первое дело-мир освещать, второе дело-скрип утешать, третье дело — больных исцелять, четвертое дело чистоту соблюдать. Что это за дерево? Объясните, о чем говорится в песне. (Люди освещали дома березовыми лучинками. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели. От болезней почек, печени, легких помогает отвар березовых почек. Парились березовыми вениками).
3. Древесина, какого дерева очень прочная и самая устойчивая против гниения? Чем еще отличается это дерево? (Лиственница, сбрасывает хвою на зиму).
4. Почему, погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса).
5. Почему орешник цветет рано весной, а липа – летом? (Орешник опыляется ветром до распускания листьев, а липа – пчелами)
6. Летом одевается, зимой раздевается (Лиственное дерево)
7. Дышит, растёт, а ходить не может (Растение)
8. Какой
лес мы называем тайгой”. (Хвойный)
9. Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой.
Ветви только на вершине. Хвоинки длинные. Расположены попарно. Шишки маленькие,
округлые”. (Сосна)
10. Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
11. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
12. какое дерево является символом нашей Родины? (Берёза)
13. Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (Белка-летяга)
14. Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)
15. У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук)
16. Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг
чудесный аромат? (Липа)
17. Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве подкрадывается
тихо, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)
Проблемные ситуации.
1. Приходилось ли вам видеть такое?
Воспитанник:
Бом-бом-бом!
Начинается погром
Выезжаем на природу,
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор.
Хорошо ли это?
Что нужно сделать после того, как закончилась экскурсия или ваша прогулка по лесу?
(Собрать мусор).
2. А вот другая ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?
(Ответы учащихся).
Воспитатель:
-А наша березка вот что говорит.
Воспитанник изображает дерево-березку и говорит:
- Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.
Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?
1.Пройду мимо.
2.Закрою ранку глиной или пластилином.
3.Попью соку и пойду дальше.
Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.
Воспитатель рассказывает о плановой вырубке березового сока, о промышленной заготовке березового сока по определенным правилам, с помощью специальных приспособлений. Чтобы ущерб дереву был минимальным, немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней. Поэтому в некоторых магазинах бывает в продаже березовый сок. Березовый сок напоминает по вкусу подслащенную водичку. Но этот напиток легко заменить любым соком или морсом, приготовленным из варенья. И природе не будет нанесен ущерб.
Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ? (Высказывания детей).
Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?
Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.
А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)
Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила:
1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!
2. Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все мы, я и ты,
Если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.
3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».
4. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!
6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.
7. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
8. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Дети разгадывают загадки:
Давайте отгадаем загадки и усвоим основное правило.
Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это …
( дуб)
Стоит Алёна,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан
(Берёза)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
В лесу у пня беготня, суетня.
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит
(Муравейник)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
(черёмуха)
Стоит Антошка на одной ножке.
(гриб)
Вся от ягоды черна.
В сенокос-горька,
А в мороз-сладка.
Что за ягодка?
(рябина)
Почки-пахучие,
Листочки-липучие,
Плоды-летучие.
(тополь)
Без рук без топорёнка построена избёнка
(гнездо)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось)
Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
( ель)
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает ...
(Сова)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...
(волк)
Вот какие вы молодцы ребята и сколько вы много знаете и узнали о лесе. Много еще загадок таят в себе растения, много еще чем они могут помочь человеку, но для этого люди должны беречь лес, беречь растения и животных, беречь нашу землю, которая так много дает человеку.
Итак: Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха.
Человек — это тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Послушайте стихотворение Н.Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Скажите, о какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
(О вырубке леса).
Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины (картина “Лесозаготовки»).
Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не
уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются страшные картины
(показ фотографии). Людям казалось, что лесов там много, что их невозможно
вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!
Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
Какие
чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей)
Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба
леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать
пути ее решения.
Ведь
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Давайте поиграем: вы должны правильно отвечать на мои стихотворные
вопросы.
О чём должен помнить человек, входя в лес?
Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. ( да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. ( да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. ( не я)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (я)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (да)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали. (нет)
Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (да)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (нет)
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал:
Мы
хозяева нашей природы,
и она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни.
Мало того,
чтобы сокровища эти охранять—
их надо показывать.
Для рыбы нужна чистая вода—
будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах
разные ценные животные—
будем охранять наши леса, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу—
значит охранять Родину...
И чтобы сохранить природу, сохранить себя, мы должны соблюдать простые правила. Как вы думаете какие? Воспитанники называют, а воспитатель дополняет их.
1. Не разводите костры в лесу!
2. Не ломайте деревья!
3. Не разоряйте гнезда и муравейники!
4. Не слушайте громкую музыку
5. Берегите насекомых, животных и птиц!
6. Не бросайте мусор!
7. Не рвите растения занесенные в Красную книгу .
Проведем тест «Наш лес».
1. Почему лес «лёгкие планеты» ?
а) деревья дышат
б) деревья выделяют кислород
в) деревья выделяют вредные вещества
2. Что значит использовать лес по хозяйски.
а) вырубать лес
б) истреблять животных
в) поддерживать равновесие в лесу
3. Какое из правил поведения в лесу ошибочно ?
а) костёр разжигай в установленном месте
б) для костра ломай ветки деревьев
в) убирай мусор за собой
г) не рви без надобности цветы и траву.
4. Выбери животное занесённое в Красную книгу:
а) белка
б) волк
в) рысь
г) бурый медведь
5. Какие материалы невозможно приготовить, используя деревья ?
а) бумагу
б) резину
в) пластмассу
г) древесину.
6. Для чего служат лесополосы ?
а) для защиты полей от ветра
б) для заготовки древесины
в) для красоты.
7. Растения, занесённые в Красную книгу нужно:
а) пересаживать на клумбу
б) использовать для изготовления букетов
в) оберегать
г) срывать на пам'ять
8. Насекомых, живущих в коре деревьев необходимо:
а) уничтожать, как вредителей
б) не трогать, так как это пища для птиц
в) разводить, чтобы был корм для птиц.
Какая основная главная мысль красной нитью прошла через наше мероприятие?
Какое значение имеет лес?
Каковы основные причины уничтожения лесов?
Звучит музыка
Воспитанники читают стихотворение
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья — лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать.
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень
-Вот что сажать в сегодняшний день!
Рефлексия.
А теперь ребята нарядим свое дерево:
Возьмем листочки. Кому было интересно на игре, вешают зеленые листья на дерево, не интересно — надо повесить желтый.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.