МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
обеспечения и ведения учебного занятия
Класс 10
ТЕМА: «Сфера духовной жизни»
Учитель истории и обществознания: Текоева Зарина Солтановна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ 10 КЛАСС
ФИО |
Текоева Зарина Солтановна ( учитель истории и обществознания) |
||
Место работы |
МБОУ СОШ № 31 г. Владикавказ |
||
Класс |
10 |
||
Тема урока |
«Сфера духовной жизни» |
||
Тип урока |
Урок обобщения знаний (с использованием современных технологий (ИКТ)). Урок- игра.
|
||
Дидактическая задача урока |
Создать
условия для формирования представление о духовной сфере общества и развитии
культуры в современной России. |
||
Цели урока |
Образовательные: научиться описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных реалиях. Развивающие: описывать явления духовной культуры; продолжить развивать умения анализировать, сравнивать различные точки зрения; формировать критическое мышление, выделять главное, обобщать и делать выводы; развивать познавательный интерес к окружающему миру. Воспитательные: |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник: Обществознание, 10 класс Л.Н. Боголюбов (2020 год); презентации по заданным темам. Раздаточный материал. |
||
Техническое оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор. |
||
План урока |
Урок построен в виде викторины, подготовлены 7 заданий. Длительность урока – 2 часа (80 минут) |
||
Личностно значимая проблема |
Действительно ли духовная сфера играет важную роль в жизни современного общества? |
||
методы
и формы |
Методы: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
||
Основные понятия |
Мораль, нравственность, культура, искусство, массовая культура, наука, образование, религия и т.п. |
||
Структура и ход урока |
1. Организационный момент; 2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу;3. Применение и совершенствование знаний.4.Итоги урока, рефлексия; 5.Домашнее задание. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: 1. характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; 2.объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; 3.находить информацию о достижениях и проблемах развития культуры из источников различного типа; 4.описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; 5.раскрывать роль религии в современном обществе; 6.характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
|
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о духовной культуре общества; проводят анализ и систематизацию полученных знаний по теме «Духовная сфера жизни общества»
Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера; выстраивают процесс взаимодействия при работе в группе. Регулятивные: принимают и удерживают учебную задачу в течение урока; планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; распределяют объем работы в группе; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей |
1. Понимают значение знаний для развития человека и применения их на практике. 2. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении заданий всей командой; 3. Развивают чувства взаимоуважения; навыки сотрудничества при работе в группах; 4. Выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность. 5. Развивают навыки ораторского мастерства. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
3 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку. |
Организационный момент. Учитель создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, объясняет методику проведения урока. Приветствует учеников и гостей урока. Представляет членов жюри.
|
Настраиваются на урок, получают положительные эмоции. |
II. Актуализация Знаний.
|
5 |
Беседа
Прием: «моя идея»
Прием: «продолжите предложение»
|
Организует начало урока и постановку цели урока учащимися. - Мы с вами изучили главу предмета обществознание. Назовите, пожалуйста, разделы этого блока.
Какое понятие объединяет все эти темы?
Предложите, пожалуйста, варианты названий нашей игры.
Сегодня у нас урок в не традиционной форме. Урок- игра. Главной целью которого является….продолжите предложение
|
Отвечают на вопрос: - Духовная сфера; - Мораль; - Наука и образование; - Религия; - Искусство; -Массовая культура
Ответ: культура человека и общества в целом.
Ученики предлагают различные названия. Выбирают понравившийся вариант.
Ответ: Обобщение знаний, повторение пройденного материала и т.п. |
III. Применение
|
60-65 |
Ход игры:
Перемена! II часть игры.
|
Наш урок - игра – возможность для всех участников проявить свои аналитические способности, находчивость и конечно- творческий подход. Итак! Мы начинаем! В игре принимают участие все ученики класса, разделившиеся на три команды. Каждая команда путем жеребьевки на предыдущем уроке, выбрала себе направление духовной сферы, по которой ей, команде, необходимо было подготовиться. 1 команда – искусствоведы; 2 команда - представляют науку; 3 команда – представители массовой культуры. Задание 1. «Знакомьтесь- это мы…» Командам необходимо было подготовить самопрезентацию о выбранном ими направлении.
Задание 2. «Разминка» Каждой команде необходимо дать как можно больше правильных ответов на мои вопросы. -Что такое социальная норма? -В чем особенности морали? -Что такое добро? -Что такое совесть? -Что такое нравственность? -Нужно ли делать добро в ущерб себе? -Какие нравственные качества в наибольшей степени ценятся в обществе? -Что важнее: материальные или духовные ценности для современного общества?
Задание 3. « Новости из мира культуры» Каждая команда должна предоставить свой сюжет на выбранную тему. Данная игра имитирует популярные новостные выпуски.
Задание 4. «Дебаты» Учитель озвучивает проблемный вопрос. Командам необходимо подготовить и высказать свою тоску зрения. -"Культура, - писал французский философ Ж.-П. Сартр, - никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека - в ней он ищет свое отображение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо". Что имел в виду автор? Во всем ли можно с ним согласиться? Способна ли культура спасти человека?
Задание 5. «Религия» - каждая команда по жеребьевке выбирает название одной из Мировых религий. За 3 минуты необходимо обобщить знания о каждой ветви. (время и место возникновения, названия священных книг, какие народы последователи данных религий и т.п.) Задание 6. «Мысли мудрых» Каждая команда получает карточку с высказыванием мыслителей о культуре. Участникам необходимо подготовить выступление в защиту или опровержение мысли со своей аргументацией. «Культура представляет собой совокупный опыт человечества. Для приобщения к ней необходимы личные усилия человека» «Опыт предыдущих поколений , зафиксированный в книгах, представляет собой отражение совокупности духовных ценностей и требует от личности серьезной работы для осмысления этого опыта.» «Невозможно стать по-настоящему культурным человеком, не знакомясь с лучшими достижениями культуры
Задание 7. «Портрет деятеля» Домашнее задание. Необходимо рассказать об одном из деятеле культуры (в сфере науки, искусства и массовой культуры) , подготовить презентацию по данной личности. Регламент- 3 минуты. |
Учащиеся занимают подготовленные ля команд места работы.
Представляют подготовленный материал самопрезентации. (регламент- 3 минуты)
Отвечают на вопросы, исправляют или дополняют ответ по мере необходимости.
Участники показывают свой «выпуск новостей» ( регламент- 3 минуты)
(игра для капитанов команд)
Команды обсуждают вопрос, готовят защитное слово. Капитаны команд представляют публике свой ответ. (Время на подготовку – 3 минуты)
Участники готовят ответ в течении 3 минут, отвечают на поставленный вопрос.
Участники команд вытягивают по одной карточке с высказыванием, готовят защитное слово. Время на подготовку 3 минуты.
Каждая команда представляет свою творческую работу с использованием ИКТ.
|
IV. Итоги урока. Рефлексия.
|
7 |
Обобщение полученных на уроке сведений
|
Наш урок- игра подошел к концу. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги игры, определяет победителя, я попрошу каждую команду дать оценку уроку.
Слово предоставляется членам жюри:… (объявляют результаты игры)
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Анализируют урок, дают оцен |
V. Домашнее задание |
2 |
|
Написать мини сочинение на тему «Культура- это не количество прочитанных книг, а количество понятых» ( Ф.А. Искандер) |
Записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.