Урок-игра по литературе для 11 класса
Оценка 4.8

Урок-игра по литературе для 11 класса

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
русская литература
11 кл
06.02.2022
Урок-игра по литературе для 11 класса
Урок литературы в 11 классе «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте временb урок в форме игры
Клоп и Собачье сердце.doc

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока:

 «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова  в контексте времени

    11 класс малочислен, всего 5 человек. Это группа детей  с положительным  опытом коллективных взаимоотношений. В основном преобладает активное отношение к учёбе. В классе три  мальчика, лве девочки. Успеваемость хорошая.

  Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении– доброжелательности,  отзывчивости, чуткости – у них больше, чем

агрессивности, эгоизма, грубости.

  Коллектив выглядит сплочённым, организованным, самостоятельным, в нём  развивается не только критика, но и самокритика, ценят   познавательную активность. Интересы в классе самые разнообразные. Дети подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий устойчивое Ярко выраженной зрительной памятью  обладает Величко Иван. В основном у детей смешанный тип внимания.

   В классе два ученика, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Они отличаются сообразительностью. 

   Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны рассуждать, доказывать. Дети из благополучных семей. Учащиеся чувствуют себя  на уроках свободно, раскованно.Идёт нормальный   процесс  формирования и развития общеучебных навыков и умений.

   В 2012-2013 учебном году я работала в 11-ом классе по  программе В.А.Коровиной . В ней выбранные тексты объединены по жанрово-тематическому принципу.

     Творчество В.В. Маяковского в программе представлено стихотворениями и пьесами: «Клоп» и «Баня»; М.А.Булгакова – романами и пьесами. Эти произведения рекомендованы для текстуального изучения, на которые отводятся  6 учебных часов.

   Произведения Маяковского и Булгакова выбраны мною неслучайно. Во-первых, оба они актуальны, так как поднимают проблему бездуховности, особенно остро стоящую сегодня, показывают, к чему нас ведут воинствующее хамство и невежество. Во-вторых, пьеса Маяковского и повесть Булгакова написаны примерно  в одно и то же время (в 1928 и 1925 гг.). Это позволяет ребятам увидеть, что разных художников слова волновали одни и те же вопросы в жизни, но каждый раскрывает под своим углом зрения. В-третьих, в сопоставлении пьесы и повести ярче выявляется их смысл, особенности художественного мастерства и мировоззрения писателей и расширяется представление учащихся о сатире.

         Урок проводится в форме заседания  художественного совета. Такая форма урока за сравнительно небольшой отрезок времени позволяет  проанализировать оба произведения, раскрыть их суть, оценить  с разных позиций; показать актуальность пьесы и повести. Во время подготовки к уроку включаются все творческие способности ребят (художественные, актёрские, музыкальные, литературные) проявляется интерес к литературе, искусству, развивается самостоятельность мышления, совершенствуются навыки  свободного обсуждения..

         За неделю до урока учащиеся выбирают  роли: критик, бюрократ, обыватель, демагог, передовой человек. Учитель выступает  в роли председателя художественного совета. Он направляет ход обсуждения, вносит поправки, делает обобщения, подводит итоги.

 Кроме того, ребята должны выполнить задания:

1 Идея произведений?

2.Жанровое своеобразие.

3Проанализировать произведения  с точки зрения бюрократа, демагога, обывателя и передового человека.

         Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки учащихся, согласно Государственному образовательному стандарту  основного общего образования, общеобразовательной  программе общеобразовательных учебных заведений.

Учащийся должен знать содержание пьесы «Клоп», повести «Собачье сердце».Учащийся должен уметь анализировать произведения, давать трактовку образам, писать сочинение на заданную тему.

Дидактические единицы урока. Проследить сокрытую  динамику становления отношений героев,  процесс самовоспитания героя, становление жизненной активности и вечных человеческих ценностей, утверждение непреходящих духовных ценностей.

Это всё достигается структурой и объёмом содержания, логикой  построения урока-игры, использованием   информационно-коммуникативных технологий. Обязательно  определение объёма оптимально – необходимого материала, с соблюдением баланса “необходимо и достаточно”,  исходя из реалий отведённого на исследование времени, с учётом резерва на использование технологий, заполнение таблицы «Точка зрения Булгакова и Маяковского».

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Ребята учатся монологическому высказыванию.

Методами обучения на данном уроке являются словесные (слово учителя), наглядные (просмотр эпизода фильма “Собачье сердце”, презентация), практические (выразительное чтение), проблемно-поисковые (выделить в эпизоде линию отношений, дать характеристику героям); проверочная работа (составление таблицы)

По типу данный урок является комбинированным, т.к. четко выделяются следующие части: организация начала урока, повторение предыдущего материала, постановка цели урока, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов, задание на дом. Примечание. На последнем уроке уходящего учебного года сами учащиеся назвали этот урок самым интересным , воспоминания о нём вызывали только положительные эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературы  в 11 классе

«Клоп» Маяковского и

«Собачье сердце» Булгакова

в контексте времени

 

Урок-игра «Заседание художественного совета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Учитель русского языка и литературы

                                              МБОУ МО ГК  «СОШ №8»

                                              Мартышевская Людмила Геннадиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова  в контексте времени»    (слайд №1)

Цель урока:  показать  трагизм  в утрате духовности, сопоставление пьесы и повести, выявить их смысл, особенности художественного мастерства и мировоззрения писателей.  ( слайд№2)

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: тексты произведений; репродукции портретов  М.А.Булгакова, В.В.Маяковского; иллюстрации к произведениям,  презентация; компьютер, мультимедиа для демонстрации презентации.

                                           ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2.Основное содержание

Вступительное слова председателя художественного совета:

-Друзья, нам предстоит большая  и непростая работа: сопоставить пьесу В.В.Маяковского и повесть М.А.Булгакова,  выяснить, необходимо ли  в 21 веке их  прочтение, созвучны ли проблемы произведений современным.

Критик:

         -Сегодня мы обсуждаем сатирические произведения, поэтому хочется сказать  несколько слов о значении такой литературы.

        Здоровый, жизнеспособный народ всегда видит свои недостатки и знает,    что меткое, своевременно сказанное острое слово – действенное орудие борьбы против них. Корни русской литературы уходят  в далёкое прошлое(вспомните хотя бы Иванушку-дурачка)(слайд№3). Неудивительно, что  после Октябрьской революции жанр сатиры становится особенно популярным.

    Д. Бедный, В.Маяковский, М.Зощенко, М Булгаков   продолжают традиции замечательных русских сатириков Н.В.Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина, развивают их. (слайд№4,5) Вспомним определение «Сатира». Сатира  (лат . satira),1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной "смеховой" культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр и литературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье.2) В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал). (слайд№6).Свои произведения они обращают против мещанства, обывательщины, бюрократизма и других пороков общества. главным предметом изображения для сатириков остаются нравы, обычаи и характеры людей.

     Наше время многие по праву называют революционным, поэтому сатира всегда остаётся одним из ведущих жанров литературы. именно она способна бороться  с инфантильностью, благодушием, пассивностью. Художник и режиссёр Николай Акимов считал, «что сатира, бьющая  в цель должна волновать, беспокоить, тревожить. Зритель и читатель должны быть непременно убеждены , что они и сами  что-то должны сделать для устранения зла, сделать безотлагательно. Тогда сатира достигнет своей цели».( слайд№7)

       Нужно ли нам сегодня читать М.А.Булгакова и В.В. Маяковского? Эти вопросы и предстоит нам сейчас решать.

Председатель:

      - Разрешите мне сначала сказать несколько слов об истории  создания пьесы Маяковского. Первая постановка была осуществлена  в театре знаменитого реформатора театрального искусства Вс. Мейерхольда (1929г.)(слайд№8) Музыку  к спектаклю написал молодой Д. Шостакович(слайд№9), роль Присыпкина исполнял И.Ильинский(слайд№10). Актёр, по его же словам, играл Присыпкина «монументальным холуём и хамом, утрировал размашистость походки, придал тупое, кретинистое выражение лицу, немного кривовато ставил ноги… Внушительность превращалась  в самодовольство, уверенность -  в апломб,  в беспросветную наглость». Критик Городинский писал: «Ещё никогда изображение обывателя, начисто утратившего все признаки  социального существа, не достигало такой необыкновенной остроты  и такой поистине чудовищной  реальности. Театр Мейерхольда поставил во весь рост проблему заразительности мещанства и сигнализировал  опасность». Но многие критики увидели  в пьесе идеологическую диверсию.(слайд№11)

    Бюрократ:

        -У меня возникает сомнении, что нам представлено общество будущего. Это просто пародия. Вы смеётесь над нами, будто вы – наши враги из-за рубежа, не здесь живёте. Такое изображение можно рассматривать как выпад против нашего общества.

      Критик:

        - Понравится ли нашим детям такое будущее?

      Обыватель:

        - Так ли уж опасен Присыпкин? Стоит ли говорить о нём сегодня? И почему вы делаете из Присыпкина такую омерзительную личность?По-моему, он обыкновенный человек, который хочет жить хорошо:иметь приличную жилплощадь, положение в обществе, солидный заработок, Разве большинство из вас хочет не того же?(слайд№12)

     Передовой человек:

     - Нет ли  в пьесе пессимизма? Бактерии мещанства распространяются  в обществе будущего – значит, от них нет спасения?

      Демагог:

  - Господа,  у нас демократия. Зачем нам «Клоп»? Надо идти вперёд. Будущее светло и прекрасно.

     Передовой человек:

  -Вспомните эпизод  с голосованием. Чего стоят только механические руки! Даже голосование механизировано! И никто не обращает внимания на отдельные голоса.

Обыватель:

    -Мне кажется, что сатира Маяковского бьёт по мелкой цели. Недостатки Присыпкина не самые страшные. Есть гораздо более опасные вещи, чем пристрастие  к водке, пошлым стихам, курению. А пережитки прошлого?

           Критик:

  -Как вы думаете, коллеги, современна ли пьеса  в 21 веке?

      Председатель:

- Маяковский призывает быть беспощадным к социальному злу, побуждает  к активным действиям.  Мысли, высказанные  в начале 20 века, остаются современными  и теперь, к общему сожалению. Поэтому стоит познакомиться  с произведением. (слайд№13)

Во время выступления критика используются фрагменты 40-й симфонии Моцарта ( её основная часть должна сопровождать всё, что связано  с профессором Преображенским, подчёркивая его культуру, интеллигентность, а также нести жизнеутверждающее, хотя порой и трагическое начало), «Болеро» Равеля(символ механической, разрушающей, наступательной силы хамства).   (слайд№14)

    Критик:

  - Предлагаю прослушать следующий отрывок( читать по ролям или просмотр отрывка из фильма)

    ( Преображенский и Шариков сидят на диване .Уютно горит настольная лампа)

   Преображенский. Как же вам угодно именоваться?

Шариков. Полиграф Полиграфович.

Преображенский(раздражённо). Не валяёте дурака   я с вами серьёзно говорю.

Шариков (тоже раздражённо). Что-то не пойму я . Мне по матушке нельзя. Плевать – нельзя. А от вас только и слышу: «Дурак, дурак».Видно, только профессорам разрешается ругаться Ресефесере.

Преображенский(пьёт воду). Из-ви-ни-те. У меня расстроены нервы. Ваше имя показалось мне странным. Где вы, интересно знать, откопали себе такое?

Шариков (гордо).Домком посоветовал. По календарю искали – какое тебе,говорит?Я и выбрал

Преображенский. Ни  в каком календаре ничего подобного быть не может.

Шариков (с чувством превосходства). Довольно удивительно, когда у вас  в смотровой висит.(Показывает календарь)_.

Преображенский. Где?

 Шариков (торжествующе). Четвёртого марта празднуется.

Преображенский. Покажите…Гм…Чёрт…В печку его немедленно! (пауза). Фамилию позвольте узнать?

Шариков (с достоинством).Фамилию я согласен наследственную принять.

Преображенский(ошеломлённо).Как? Наследственную?Именно?

Шариков.Шариков.

                                                    Входит Швондер.

Швондер(снисходительно).Дело несложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор, Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм… зародившийся  в вашей, мол, квартире… ( и далее до слов)  Голос Шарикова. Убью на месте!

Критик:

-Поймут ли эту пьесу дети? Может быть, они воспримут только сюжет и не сумеют проникнуть  в глубину замысла писателя?

Обыватель:

- Швондер представитель новой революционной морали, рабочее-крестьянской власти. Возможно ли , чтобы он выглядел комически? Не будет ли это искажением?

Председатель:

-А каким  вы представляете Преображенского? Это положительный или отрицательный герой? Кому вы сочувствуете  в пьесе? Каковы особенности булгаковской сатиры: ирония, не зачёркивающая героя, совмещение реальности и фантастики?

Обыватель:

- Пьеса правдивая, всё, как в жизни. Одни лопатой деньги гребут, живут, как буржуи,  а другие – кое-как, без жилья, без денег. Вот тебе и социальное равенство!

Демагог:

- В пьесе нет ни одного положительного героя. Я думаю, что это произ-ведение не воспитывает, а наша молодёжь и так старадант бездуховностью. пьеса оторвана от жизни!

Итоги обсуждения подводит Председатель:

  - Произведения. о которых мы сегодня говорили, очень актуальны,  в чём мы и убедились. Они содержат большой воспитательный потенциал не только для подрастающего поколения, но и  для всех нас. Если каждый честно признается себе ( после прочтения) , то найдёт крупицы присыпкинщины. «Собачье сердце» Булгакова созвучно современным проблемам экологии культуры, о которых так много пишут  в газетах и журналах. И одно из них – сохранение духовности.

     Писатель поднимает и вопрос о необходимости свободы личности и её творческой активности и , в конечном счёте, жизнеспособности общества, а она зависит от инициативы и творчество его граждан.

     « Собачье сердце» и «Клоп» близки по проблематике. Оба писателя, говоря об опасности  воинствующего хамства, невежества, ощущает из некой «демонической силой», способной сокрушить культуру, стать причиной катастрофы. Присыпкин Маяковского  в обществе будущего обречён жить  в клетке зоопарка как уникальное животное. Булгаковский Шариков  вновь становится псом как существо, не способное быть человеком. Люди, утратившие духовность, - обречены. В будущем они станут чудовищным социальным феноменом. А сегодня? Мысли, высказанные  в20  веке, остаются современными и теперь,   к нашему сожалению.

     Итак, произведения близки. Стоит ли читать их?

Учащиеся обсуждают этот вопрос и, как правило, приходят  к выводу о том, что несмотря на созвучность произведений, каждое из них раскрывает данную проблему под углом зрения автора, рассчитывая на определённую реакцию читателей. Маяковский призывает быть беспощадным, Булгаков – склоняет  к размышлению, к тщательному обдумыванию ситуации. Булгаков смеётся над своими главными героями , но не отрицает  в них возможности здорового человеческого начала, раскрывающегося при определённых обстоятельствах. Наверное, важны и социальная активность, и беспощадность к человеческим порокам. Но и умение объективно проанализировать явление, ситуацию тоже не менее важно. Поэтому юным читателям стоит познакомиться с обоими произведениями, они помогут увидеть трагизм  в утрате духовности.(слайд15)

4.Закрепление:

Контроль знаний при помощи устных вопросов; проверка заполнения таблицы  «Точка зрения Булгакова и Маяковского»

Примерное заполнение  (слайд№16)

В.В.Маяковский

М.А.Булгаков

Маяковский призывает быть беспощадным к социальному злу, побуждает  к активным действиям

    Булгаков склоняет  к размышлению,  к тщательному обдумыванию ситуации

Смех - уничтожающий

Смеётся над своими героями, но не отрицает  в них возможности здорового человеческого начала, раскрывающегося при определённых обстоятельствах

ВЫВОД: важно и социальная активность, и беспощадность к порокам, но и объективно проанализировать явление , ситуацию. Писатели помогают увидеть трагизм  в утрате духовности.

Проверочная работа.

Дать свою трактовку образов Присыпкина , Шарикова, Преображенского, обосновать, почему произведения современны и сегодня.

Итоги урока. Задание на дом. Выставление оценок.

 Использованная литература:                                     

1.М.А.Булгаков «Собачье сердце», В.В.Маяковский «Клоп».

2.Русская литература 19-20 века в 2-х томах под редакцией Б. С.Бугрова и М. 3.М. Голубкова 4-е издание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

4.Русская литература 19 века. 11 класс.. Учебник - практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред.В.Я.Коровиной, 2010/

5. Интернет                                         

                                     

 

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

 Личностно развивающий урок – урок-игра

      В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы

и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делят на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных игр. Их отличительными свойствами являются:

=> моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

=> поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа

влияет на ход следующего;

=> наличие конфликтных ситуаций;

=> обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

=> использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;

=> контроль игрового времени;

=> Элементы состязательности;

=> правила, системы оценок хода и результатов игр;

Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:

1. Обоснование требований к проведению игры.

2. Составления плана ее разработки.

3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

4. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку.

5. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов.

6. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее отдельных участков.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

=> знакомство с реальной ситуацией;

=> построение ее имитационной модели;

=> постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

=> создание игровой проблемной ситуации;

=> вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

=> разрешение проблемы;

=> обсуждение и проверка полученных результатов;

=> коррекция;

=> реализация принятого решения;

=> анализ итогов работы;

=> оценка результатов работы.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Работа представлена по гуманитарному направлению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Работа представлена по гуманитарному направлению

Во время подготовки к уроку включаются все творческие способности ребят (художественные, актёрские, музыкальные, литературные) проявляется интерес к литературе, искусству, развивается самостоятельность мышления, совершенствуются навыки свободного…

Во время подготовки к уроку включаются все творческие способности ребят (художественные, актёрские, музыкальные, литературные) проявляется интерес к литературе, искусству, развивается самостоятельность мышления, совершенствуются навыки свободного…

Урок литературы в 11 классе «Клоп»

Урок литературы в 11 классе «Клоп»

Тема : «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце»

Тема : «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце»

Наше время многие по праву называют революционным, поэтому сатира всегда остаётся одним из ведущих жанров литературы

Наше время многие по праву называют революционным, поэтому сатира всегда остаётся одним из ведущих жанров литературы

Демагог: - Господа, у нас демократия

Демагог: - Господа, у нас демократия

Преображенский . Покажите…Гм…Чёрт…В печку его немедленно! (пауза)

Преображенский . Покажите…Гм…Чёрт…В печку его немедленно! (пауза)

Булгаковский Шариков вновь становится псом как существо, не способное быть человеком

Булгаковский Шариков вновь становится псом как существо, не способное быть человеком

ПРИЛОЖЕНИЕ Личностно развивающий урок – урок-игра

ПРИЛОЖЕНИЕ Личностно развивающий урок – урок-игра

=> вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; => разрешение проблемы; => обсуждение и проверка полученных результатов; => коррекция; => реализация принятого решения; => анализ…

=> вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; => разрешение проблемы; => обсуждение и проверка полученных результатов; => коррекция; => реализация принятого решения; => анализ…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022