Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Урок-игра по ПДД в 4 е классе
"Правила дорожного движения"
Провела:
Руководитель ЮИД МОАУ
СОШ № 6 «Светофорик»
Аюпова Р.Р.
Нефтекамск, 2021 г.
Описание работы: Урок- игра «Правила дорожного движения» предназначен
для детей младшего школьного возраста (3-4 класс). Данной разработкой могут
воспользоваться учителя начальных классов. Урок- игру можно применять во
внеурочной деятельности, на занятиях по правилам дорожного движения.
Цель: формирование представления младших школьников о безопасности
дорожного движения.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения;
- познакомить с историей возникновения правил дорожного движения;
- развивать умение детей распознавать дорожные знаки;
- развивать мышление, память, внимание;
- воспитывать общую культуру поведения на улице.
Оборудование:
- проектор, компьютер, доска;
- презентация «Правила дорожного движения»;
- плакаты по ПДД;
- разрезные дорожные знаки «Кирпич», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов
запрещено», «Место стоянки», Подземный переход», «Место остановки автобуса,
трамвая», «Дорожные работы», «Обгон запрещен», « Скользкая дорога»,
«Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пункт первой медицинской помощи»,
«»Больница», «Автозаправочная станция»;
- листы для ответов викторины;
- жезл;
- светофор;
- грамоты для награждения победителей;
- карточки с заданиями.
Ход урока
1.
Орг.
момент
- Сегодня у нас необычный урок,а урок- игра. В игре принимают участие 4 команды
нашего класса, которые покажут знание законов улиц и дорог, правил дорожного
движения.
(Идет представление команд).(1 слайд)
2. Постановка целей урока
-Для чего нам надо знать правила дорожного движения? (чтобы не попасть под
машину, не погибнуть)(2 слайд)
Вопросы кроссворда
1) Как иначе называют пешеходный переход? (зебра)
2) Человек, который регулирует движение на перекрестке и дороге. (регулировщик)
3) Полосатая палка регулировщика. (жезл)
4) Как называется любая используемая для движения улица, проспект, включающая
тротуары, обочины? (дорога)
5) Место пересечения дорог и улиц. (перекресток)
6) Чем освещают дороги автомобили? (фары)
7) Одно из средств регулирования дорожного движения. (светофор)
8) На какой сигнал светофора разрешено движение пешеходов и транспорта?
(зеленый)
9) Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.(тротуар)
10) Место ожидания автобуса, троллейбуса, трамвая. (остановка)
11) Как одним словом назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус?
(транспорт)
12) Человек, управляющий каким- либо транспортом. (водитель)
-Так для чего необходимо знать правила дорожного движения? (для нашей
безопасности)(слайды 3-4)
3. Актуализация знаний
- Кто знает, когда и где появились первые правила дорожного движения?
- Оказывается, это было давным-давно.
-Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях,
колесницы и конные повозки. Их можно было считать первыми транспортными
средствами. Ездили они как вздумается, и поэтому нередко сталкивались друг с
другом. Часто происходили столкновения людей с лошадьми, лошадей между собой.
Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и
ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам,
поэтому изобрели правила, которые сделали движение удобным и безопасным. Первые
ПДД появились более 2000 лет назад.(слайд 5)
4. Игра- соревнование
-Я буду загадывать загадки о дорожных знаках, а вы после обсуждения в команде
должны будете поднять нужный знак.
1. Что ж делать
пешеходу? Ну где ему пройти,
Чтоб грузовик или мопед не встретить на пути?
Шагай по тротуару
Спокойно, не робей:
Придуман тротуар
Не для машин, а для людей!(слайд 6)
2.Знак водителей
стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича! (знак «Въезд запрещен»)(слайд 7)
3.Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти! (знак «Пешеходный переход»)(слайд 8)
4.В
дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!» (знак «Движение пешеходов запрещено»)(слайд 9)
5.Коль водитель вышел здесь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб не нужная ему,
Не мешала никому. (знак «Место стоянки»)(слайд) 10
6.Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает! («Подземный переход»)(слайд 11)
7. Вот надземный переход:
Он похож на мостик.
По нему пройдут без страха
И
малыш, и взрослый («Надземный пешеходный переход»)(слайд 12)
8.В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. («Место остановки автобуса, трамвая»)
(слайд № 13)
-Подведем предварительные итоги.
5.
Физминутка
-Поиграем в игру «Светофор» и отдохнем. Если я покажу красный круг, вы стоите
молча. Если желтый круг, хлопаете в ладоши. А если зеленый, делаем шаги,как
будто переходим улицу..(слайды 14-15)
9. Если добрый светофорик человечка показал,
Красный цвет предупреждает, чтобы ты пока стоял.
А зеленого увидел,- ну, тогда смелей вперед.
И, пока тебе он светит, транспорт, точно, подождет(«ПЕШЕХОДНЫЙ СВЕТОФОР»)(слайд 16)
10. Чтобы вы на перекрестке
Под машину не попали,
Тут совсем все очень просто:
Избегай диагонали.
А иди по светофору,
Только на зеленый свет.
Дольше так, но безопасней!
И другого пути нет.(« Переход перекрестка»)(слайд 17)
11. Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.( "Железнодорожный переезд")(слайд 18)
6.Ребята,расскажите мне
-как обходить городской транспорт?
(об этом стишок расскажет нам ,имя девочки).(слайд 19)
-Можно ли играть на дороге?
(стихотворение ,мальчик )(слайд 20).
-А как нужно ездить на велосипеде,расскажите,пожалуйста.
(стихотворение от девочки)(слайд 21)
-А
что может случиться,если кататься ,цепляясь за транспорт?(слайд 22).
Рассказ о зацепинге учителем (слайд 23)
-Ребята,какие опасности могут нас ждать нас зимой?
(Стихотворение от мальчика) слайд 24).
7.
Конкурс «Дорожные ситуации»
- Каждая команда получает конкретную ситуацию, которая может возникнуть на
дороге. Члены команд обсуждают и представляют нам план действий,который поможет
справиться с возникшей проблемой.
Проблема
№ 1.
Вы ехали на заднем сидении легкового автомобиля. После остановки автомобиля на
проезжей части вам надо выйти. Как вы поступите?
Проблема
№ 2.
Вы стоите на остановке и ждете автобуса. Автобус задерживается, а количество
пассажиров на остановке увеличивается. И вот автобус подъехал. Что вы будете
делать?
Проблема
№ 3
При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримите?
Проблема
№ 4
Вы переходите дорогу на зеленый сигнал светофора. И вдруг зеленый огонек
быстро- быстро заморгал и переключился на желтый. Что вам делать: идти вперед
на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?
(учащиеся в командах обсуждают ситуацию и рассказывают о своих действиях)
-Давайте подведем предварительные итоги.
Ребята,
вы молодцы. Отлично справились с проблемами.
7. Подведение итогов урока
(дети
выходят к доске и читают стихи)
1.Знают
взрослые и дети
Будет легче жить на свете,
Если без сомнения
Знать правила движения.
2.Если правила нарушишь
И на красный свет пойдешь,
Травмы разные получишь
И в больницу попадешь!
3.Если свет горит зеленый,
Иди смело, не зевай!
Но будь все же осторожен
Про машины не забывай!
4.Если рядом перекресток
Или просто поворот,
Будь внимателен, подросток,
Или просто пешеход!
(слайд № 25)
Ребята,вам понравилась наша игра?
Я
желаю вам ,чобы вы всегда оставались в безопасности, а для этого,конечно, нужно
соблюдать правила дорожного движения.(слайд 26).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.