Урок: № 19
Класс: 5
Предмет: литература
Тема: Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» .
Вид урока: урок- импровизация.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство с биографией А.С.Пушкина, литературной сказкой «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Задачи:
- обучающие: формировать умения разграничивать народную и литературную сказки, привить навыки выразительного чтения;
- развивающие: развивать познавательные способности детей: образное мышление, воображение, память, внимание;
- воспитывающие: расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Средства обеспечения: слайдовая презентация, видеозапись мультфильма, аудиозапись «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», костюмы, царский трон.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация базовых знаний.
III. Изучение нового материала.
IY. Закрепление изученного материала.
Y. Подведение итогов урока.
YI. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент
А) приветствие;
Б) эмоциональный настрой учащихся к уроку
На фоне тихой мелодии учитель выразительно читает высказывание Алексея Николаевича Толстого о сказке: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (Алексей Николаевич Толстой)
В) сообщение цели и задач урока.
- А великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о сказках: «Что за прелесть эти сказки!» Сегодня урок литературного чтения посвящен сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Мы с вами вместе поближе познакомимся с литературными героями «Сказки…», научимся различать народную сказку от литературной, посмотрим отрывок из мультфильма
II. Актуализация базовых знаний
А) Литературная разминка
1.Что такое сказка? (Интересные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях.)
2. Какие сказки называются волшебными? (Рассказывается о необыкновенных подвигах героев, которым надо защитить от врага родную землю, победить злых и коварных врагов)
3.Какие сказки называются бытовыми? (Рассказывается о повседневной жизни людей, об их находчивости и смекалке, трудолюбии, высмеиваются недостатки людей)
4.Какие сказки относятся к сказкам о животных? (Главные герои сказок – животные, знакомые всем звери: лиса – хитрая обманщица, волк – хищник, заяц - трусишка )
5.Какие произведения относятся к устному народному творчеству? (Сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки)
6.Чему учат нас сказки? (Сказки учат нас прощать друг друга, быть терпимыми, не завидовать, делать добрые дела).
7.Почему вы любите сказки? (В сказках добро всегда побеждает зло, у сказки всегда хороший конец).
Б) Ролевая игра «Если бы я был волшебником, то …»
– Ребята, вы находитесь сейчас на «острове детской мечты», где проходит интересная смена, которая называется «Язык – душа народа». На нашем острове исполняются все мечты. Я предлагаю вам помечтать и представить себя на мгновение волшебниками. Итак, вы – волшебники! Продолжите мысль: «Если бы я был волшебником, то …» А для этого я по очереди приглашаю вас на волшебный трон.(Ребята по очереди выходят, садятся на трон и говорят)
III. Изучение нового материала
А) Вступительное слово учителя (слайдовая презентация):
- Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой.
- Ребята! А кто из вас знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А всё же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.
- Назовите их. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)
Б) Работа по таблице.
- Сегодня мы должны научиться различать народные сказки и литературные сказки.
4. Речевая разминка. Задача: чётко проговаривать слова.
В) Знакомство с фольклорным вариантом сказки (народным). Арина Родионовна рассказывает маленькому Саше «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».Выразительное чтение текста.
Г) Прослушивание аудиозаписи «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- Ребята, понравилась вам музыка? Замечательно!
Д) Выразительное чтение с комментированием частей сказки, словарная работа.
- А сейчас, ребята, мы познакомимся с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Е) Ролевое чтение
Инсценировка отрывка (первая встреча царевны с богатырями )
IY. Закрепление изученного материала
А) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- Ребята, что вы больше любите: читать сказки, слушать или смотреть? Хорошо! Давайте сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Б) Игра «Назови сказку»
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица ...» «Сказка о царе Салтане…»
«Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным…» «Сказка о рыбаке и рыбке»
Y. Подведение итогов урока.
YI. Рефлексия.
- Ребята! Сейчас каждый из вас сможет высказать свое отношение к уроку.
Сегодня на уроке
Я УЗНАЛ … МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО… МНЕ БЫЛО ТРУДНО…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.