Урок-исследование. Что такое почва?
Оценка 4.6

Урок-исследование. Что такое почва?

Оценка 4.6
docx
17.03.2023
Урок-исследование. Что такое почва?
урок-исследование Что такое почва технорлогическая карта (1).docx

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Учитель: Прохорова Елена Александровна

 

Цели

Образовательные:

·         формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

·         выявить в ходе опытов состав почвы

·         продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающие:

·         развивать умение работать с научным текстом;

·         выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

·         делать выводы на основе проведённых опытов;

·         развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;

·         умения доказывать выдвигаемые предположения;

·         первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательные:

·         воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

·         воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

·         Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

·         Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

·         Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему  

             решению, задавать вопросы,

              контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

·         Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

 

Планируемый результат

·         Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

·         Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

·         Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему   

             решению, задавать вопросы,

            контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Основные понятия

            Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Оборудование

            Почва, лупа,  прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло,

            спиртовка, штатив, держатель, карточки, компьютер, проектор, экран.

Ресурсы

          - А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 68, тетрадь на печатной основе,

           - презентация «Что такое почва?»

 

 

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

Формирование УУД

I.Организационно-    мотивационный

этап.

Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Слайд 1

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш-хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

Проверка готовности

·         Коммуникативные:

-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

·         Личностные:

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

 

II.Актуализация    знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений.

Кроссенс

Слайд 2-11

Сказка о волшебной кладовой

— Прослушайте сказку и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. (Рассказывает Дарья).

 Ребята, слушаем Дарью внимательно.

- Расскажу я вам сказку о волшебной кладовой. (Сказка читается под музыку).

Слайд 12

- Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

- А, что вы представляете, когда говорите  слово  земля? Сколько значений имеет слово земля?

Слайд 13

-Это и название планеты, на которой мы живём.

-это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.

-это и земля в понимании страна, государство.

Слайд 14

Сказала лопата:

-Земля – чтобы рыть.

Ботинки сказали:

-Земля – чтоб ходить.

А люди сказали:

-Земля – чтобы жить.

                             А. Тетивкин

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Земля – какое ёмкое слово!

Земля – кормилица,

Земля – поилица,

Земля – родная мать.

Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.

- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

- Какое научное название?

-Какова тема нашего урока?

Слайд 15

Главное слово на уроке - ПОЧВА

-Земля

 

 

 

 

 

 -Земля

 

 

 

 

 

-Планета Земля,

Часть суши,

Страна, государство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-о земле

 

 

 

 

 

 

 

 

Земля - по которой ходим.

 

 

 

 

Почва.

Ответы детей

·         Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

·         Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

-умение строить речевое высказывание в устной форме.

·         Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

 

III.Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

 - Вставьте ключевые слова  для постановки проблемы:

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. Как ……почва?

4. …………. почвы.

5. Кто ……… в почве?

Слайд 16

- Проверим ваши записи

Слайд 17

-Какова основная проблема урока?

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Как образуется почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает  в почве?

·         Регулятивные:

-умение определять цель деятельности.

·         Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

·         Познавательные:

- умение выявлять сущность, особенность объекта.

·         Личностные:

- самоопределение к  деятельности.

 

IV.Поиск решения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи и обсуждение её решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Поиск в словаре.  (Читает ученик).

Слайд 18

-Найдите и сравните определение «почва»  в учебнике с. 69

Слайд 19

Физминутка.

Слайд 20

-Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности.

В словаре,

в интернете….

Почва – это ….

 

Чтение определения в учебнике с.64

 

 

 

 

Повторяют ПТБ

 

 

 

·         Регулятивные:

-умение точно выражать свои мысли.

·         Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других.

·         Познавательные:

-умение извлекать информацию из текста.

·         Личностные:

-умение определять и высказывать  правила.

 

V.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Самостоятельная работа с проверкой

 

 

 

VII.Включение нового знания в систему знаний и повторений

 

 

 

VIII.Рефлексия деятельности

 

 

IX.Итог урока

 

 

 

 

 

X.Домашнее задание

 

Проговаривание нового знания, запись в виде опорной таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый делает вывод для себя о том, что умеет.

 

Использование нового знания вместе с изученными  ранее.

 

 

 

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса.

Работа в парах

Слайд 21-22

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ.

Вооружитесь лупой, рассмотрите почву.  Что вы в ней видите? Сделайте вывод:

Почва – это …

(верхний или нижний),

(светлый или тёмный),

(плотный или рыхлый) слой земли.

- Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 68-69

- Почему же почва плодородна?

Выскажите гипотезу (предположение) и обоснуйте.

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать  так ли это, изучим свойство почвы.

Слайд 23

2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ

1)      Цель опыта

2)      Ход проведения

3)      Вывод

-Докажем, что в почве есть воздух

Опыт 1

1)      Берём стакан с водой

2)      Бросаем комочек сухой почвы

3)      Что наблюдаем?

–Для чего нужен воздух в почве?

 

 

 

Опыт 2 Слайд 24

Докажем, что в почве есть вода

1)      Возьмём бумажную салфетку

2)      Положим на неё немного почвы

3)      Сильно сожмём

4)      Стряхнём почву

5)      Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

Слайд 25

Опыт 3  (выполняет учитель)

1)      Почву в пробирке начнём нагревать на огне.

2)      Что наблюдаем?

3)      Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

Слайд 26

Опыт 4 (выполняет учитель)

1)      Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.

2)      Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

-Какую роль играют в почве песок и глина?

Опыт 5 Слайд 27

1)      Размешаем почву с водой стеклянной палочкой

2)      Профильтруем раствор

3)      Что видим на фильтре?

4)      Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

5)      Подержим стекло над огнём

6)      Вода быстро испарится

7)      Что осталось на стекле?

Это минеральные соли.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 28

 

-Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 68, получилась схема

Самостоятельная работа на листочке.

Взаимопроверка. (листочки передаются по кругу.)

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 29. -Как животные повышают плодородие почвы?

 

 

 

 

 

- На партах лежат картинки с изображением различных цветов. Положите перед собой тот, который определит, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

Роза – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Ромашка  –  я на пути к получению знаний.

Вьюнок  – испытываю затруднения.

-Домашнее задание вы получаете в зависимости от выбранного вами цветка.

Роза – выяснить, какие виды почв  в Тюменской области, как они охраняются.

Ромашка – изготовить книжку-малышку с пословицами о земле.

Вьюнок - стр. 68 – 71 -  читать, отвечать на вопросы.

- Молодцы! Я хочу вам прочитать несколько строк.

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

 

Но не скоро станет доброй пашней

Влажный перегной листвы опавшей,

Отцветают травы каждый год,

Только очень долго почвы слой растет.

Наш урок окончен!

Работа в парах

Рассматривают почву.

В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, частички насекомых, червей.

Делают вывод и записывают в тетрадь

Почва – это тёмный, рыхлый, верхний слой земли

 

 

 

 

 

 

 

 Работа в парах

Выполняют опыт

 

 

 

 

 

 

Делают вывод:

 в почве есть воздух.

Заполняют таблицу.

 

Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.

 

Выполняют опыт

Делают вывод: в почве есть вода.

 

 

 

 

 

Ответы детей

- Растениям необходима вода.

 

 

Стенки пробирки запотели.

Вывод: это испаряется вода.

 

Появился запах.

Вывод: в почве есть перегной.

 

 

 

 

 

 

Вывод: в почве есть песок и глина.

 

 

 

 

 

 

 

Песок, глина, остатки растений

 

 

 

На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

 

 

 

 

 

Читают вывод

 С.68

 

Самостоятельная  работа

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Вывешивают цветы на доску (импровизированная клумба )

 

·         Регулятивные:

-умение выражать свои мысли

·         Коммуникативные:

-умение работать в группах,

-формирование умения объяснять свой выбор,

-строить фразы, контролировать действие партнёра, уметь слушать собеседника.

·         Познавательные:

-умение выдвигать гипотезы и их обосновывать,

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

-умение осуществлять поиск необходимой информации

·         Личностные:

-учебно-познавательный интерес у новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Регулятивные:

-сохранение учебной задачи,

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

·         Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра.

·         Познавательные:

- использовать схемы,

·         Личностные

-Учебно-познавательный интерес к  изучаемому материалу.

·         Регулятивные:

-умение правильно оценивать действия.

·         Коммуникативные:

-договариваться и приходит к общему решению,

-умение слушать товарища.

·         Познавательные:

- строить рассуждения.

·         Личностные:

- умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.

·         Регулятивные:

-умение контролировать свои действия, оценивать результат работы.

·         Коммуникативные:

-умение слушать собеседника.

·         Познавательные:

-строить речевое высказывание в устной форме.

·         Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока Предмет:

Технологическая карта урока Предмет:

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента,…

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента,…

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать

Кроссенс Слайд 2-11 Сказка о волшебной кладовой —

Кроссенс Слайд 2-11 Сказка о волшебной кладовой —

Земля – чтобы рыть. Ботинки сказали: -Земля – чтоб ходить

Земля – чтобы рыть. Ботинки сказали: -Земля – чтоб ходить

Кто ……… в почве? Слайд 16 -

Кто ……… в почве? Слайд 16 -

V .Первичное закрепление

V .Первичное закрепление

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VI .Самостоятельная работа с проверкой

VII .Включение нового знания в систему знаний и повторений

VII .Включение нового знания в систему знаний и повторений

Молодцы! Я хочу вам прочитать несколько строк

Молодцы! Я хочу вам прочитать несколько строк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2023