«Грешница или луч света в темном царстве?»
Урок-исследование по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Цели:
Обучающая: понять, что толкнуло Катерину на самоубийство;
Развивающая: развитие исследовательских умений: анализировать, сопоставлять, выделять главное, делать аргументированные выводы;
Воспитательная: воспитание культуры чувств.
Оборудование: портреты Катерины, художественный текс, видеофрагмент из фильма «Гроза»
Встреча с проблемой
- Ребята, вы ходите в церковь?
- А как называют людей, которые регулярно посещают церковь? (верующий, набожный)
- Как вы думаете, чем человек набожный отличается от обычного человека? (живет по определенным правилам – заповедям)
- Кого из героев пьесы А.И.Островского можно считать набожным? (Катерину)
- А все ли заповеди она соблюдает? (Нарушение заповеди для человека набожного – грех. Катерина нарушает одну из заповедей, совершая самоубийство)
Какой вопрос у нас возникает?
- Что толкнуло набожную Катерину на самоубийство?
Построение знаний
- Что нам нужно выяснить, чтобы ответить на этот вопрос? (для начала понять, почему вообще люди решаются на самоубийство)
Учащиеся высказывают предположения: тупиковая жизненная ситуация, конфликт с окружающими, слабый характер, оскорблены чувства…
- Давайте подумаем, как можно понять жизненную ситуацию, отношения окружающих и, наконец, чувства другого человека? (проанализировать его слова и поступки)
Работа с текстом по группам.
Мы обратим внимание на диалоги Катерины с людьми, которые ее окружают: Кабаниха, Тихон, Варвара, Борис.
Задача каждой группы проанализировать диалоги с одним из героев пьесы и выписать реплики Катерины, которые отражают ее чувства.
Обмен информацией и заполнение таблицы:
Диалог |
Реплики Катерины |
Чувства Катерины |
Действия Катерины |
Катерина – Кабаниха Д.1 явл.5 |
- - |
Обида |
Защищается |
Катерина – Тихон Д. 1 явл. 6 ; Д. 2 явл. 4 |
- - |
Отчаяние |
Не упрекает |
Катерина – Варвара Д. 1 явл. 7; Д. 2 явл. 2 |
- - |
Любовь |
Говорит правду |
Катерина – Борис Д. 3 сцена 2 явл. 3; Д. 5 явл. 3 |
- - |
Боль
|
Отпускает |
Просмотр эпизода из фильма «Гроза» (прощание с Борисом)
- Итак, мы знаем, что Катерина романтичная, решительная, ранимая, набожная…, а еще и «сильная».
Но почему тогда она решается на самоубийство… Что стало причиной? Попробуем разобраться.
Аналитическая беседа
Обратите внимание на чувства Катерины: все отрицательные, кроме одного. Катерина любит, но не мужа, а это грех (19 век, разводиться нельзя). Угрызения совести не дают ей покоя. Это повод совершить еще больший грех – самоубийство? (нет)
Дом и семья для человека – это опора. А для Катерины? Муж не любит, свекровь обижает, Варя не понимает… Тяжело, когда тебя не поддерживают близкие люди, но неужели сильный человек с этим не справится?
Общество осудило Катерину не за то, что она встречалась с Борисом, а за то, что она открыто призналась в своих чувствах. Согласитесь, осуждение – слишком низкая цена человеческой жизни.
Вывод: Что же у нас получается? Ни первая причина, ни вторая, ни третья не могла толкнуть ее на этот отчаянный шаг, а что тогда? (только совокупность причин – осуждение со стороны общества, отсутствие поддержки в семье и собственное чувство вины толкнули Катерину на этот отчаянный шаг)
Своим поступком Катерина бросает вызов тем, кто не умеет прощать, любить…Там, где нет любви – нет света. Не случайно Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Так назывался и наш урок.
Рефлексия
Учитель организует беседу по вопросам:
- Удалось ли нам решить проблему, возникшую в начале урока?
- Все ли наши гипотезы подтвердились?
- Какие методы привели нас к решению?
Домашнее задание: написать сочинение по теме «Катерина – луч света или грешница?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.