Урок – исследование
Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих»
(урок «открытия» нового знания)
Цели:
1. Предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных
2.Метапредметные: формирование универсальных учебных действий
регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения, воспитывать уважения к родному языку;
познавательные: через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи, развитие культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, воспитание внимательного отношения друг к другу, желания помочь товарищу.
Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.автор: Рамзаева Т.Г., карточки с заданием, инструкция, тетрадь, таблица «Дерево решений», таблица для составления кластера, универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3класс», мобильный класс, интерактивная доска, презентация.
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Время мин. |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент.
|
3 мин. |
Эмоциональный настрой на урок.
|
-Какое у вас настроение? -Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке. -Улыбнитесь, поздоровайтесь глазами, передайте друг другу хорошее настроение. (Приложение 1) (Слайд1) - Мы хороший, дружный класс? Все получится у нас! Хотите учиться? Значит можно всем садиться. |
Словесный. Активизация внимания. Прием «Поздоровайся глазами». |
Фронтальная |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, друг друга, гостей, проверяют свою готовность к уроку. |
II. Актуализация знаний. |
5 мин. |
Познавательные УУД: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания. Коммуникативные
УУД: Развивать умение работать самостоятельно. |
- Запишите в тетрадях число, классная работа. - Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. а) (Слайд2) На доске запись букв Ш Щ Ч Ж - Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают шипящие звуки, их можно разделить на две группы: обозначающие твёрдые согласные Ш, Ж и мягкие Щ, Ч). -Запишите их в две группы. Эти буквы нам понадобятся на уроке. б) (Слайд3-5) На доске слова: пал.то, вороб.и, тетрад., в.юга, друз.я, роял.. - Прочитайте слова. - Что вы можете сказать о них? (все слова – имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? или что? обозначают предмет, явления природы и сообщество людей) - По какому признаку можно разделить слова на две группы? (в словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй - разделительный мягкий знак) - Запишите их в два столбика (один ученик работает у интерактивной доски). -Выделите орфограммы. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте по работе на доске. (Приложение 2)
|
Словесный, инструктивно- репродуктивный, активизация через использование ИКТ. |
Фронтальная.
Фронтальная.
Самостоятельная.
|
Организует диалог с обучающимися, дает инструкцию к выполнению задания.
|
Записывают буквы, слова, проверяют с образцом, отвечают на вопросы учителя. |
III. Постановка учебной задачи (проблемный вопрос). |
4 мин. |
Познавательные УУД: Подведение детей к формулированию темы и постановке учебной задаче урока. Личностные УУД: Осознавать
значимость изучения темы. |
А) (Слайд6-7) Предлагаю слово «НОЧЬ». - К какой бы группе вы отнесли данное слово? Исследуйте это слово. (в этом слове на конце согласный, шипящий, мягкий, после него пишется мягкий знак, значит можно отнести к первой группе) - А теперь в слове «НОЧЬ» я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце слова. - Куда отнесём данное слово? (звук произносится так, как и с мягким знаком на конце. Мягкий знак как бы и не нужен, но он есть, значит, слово нельзя отнести ни к одной группе. Отнесём его в третью группу) Б) (Слайд8-9) (Приложение3) Аналогичная работа со словом «МЫШЬ». (звук Ш–шипящий, твёрдый, а мягкий знак здесь также пишется, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе, значит, отнесём его к третьей группе) (Слайд10) - Какую задачу нам надо сегодня решить? На доске запись: НОЧЬ МЫШЬ (мы должны узнать, почему у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак) - Сформулируйте цель урока и тему, что нам надо узнать (Приложение 4) (Цель: узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих у имен существительных. Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.) (Слайд11)
|
Словесный. Практический, поисковый. |
Фронтальная работа.
|
Зачитывает слова, подводит к теме урока. Ставит проблемный вопрос. |
Записывают слова, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока. |
IV. Открытие детьми нового знания.
1.Физминутка.
2.Исследование слов.
3.Обсуждение выводов.
4.Введение орфограммы и её обозначение.
5.Составление алгоритма.
|
8 мин. |
Познавательные УУД: Включить
учащихся в мыслительную деятельность.
|
- Вы сейчас выступите в роли исследователей. Какими качествами должен обладать исследователь? (быть внимательным, сообразительным, сильным, здоровым) -Чтобы быть внимательными и здоровыми проведём
физминутку. (Приложение 5) Если я буду произносить существительные женского рода – наклониться, присесть, хлопнуть, а если мужского – поднять руки вверх, подпрыгнуть. - Называю слова: ключ, дочь, нож, печь, падеж, речь, этаж, помощь, камыш, ночь, ёрш, полночь, вещь, ёж.
- А сейчас занимайте свои места, возьмите карточку внимательно читайте инструкцию к заданию и шаг за шагом её выполняйте. (Приложение 6) ИНСТРУКЦИЯ: 1.Прочитайте слова. 2.Определи, к какой части речи они относятся. 3.Какие звуки слышатся на конце слов? 4.Определи род данных слов. 5.Раздели слова по родовому признаку (ж.р., м.р.). 6.Запиши слова в два столбика. 7.Понаблюдай, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется. 8. Сделай вывод.
Защита предложений и выводов у доски представителями каждой пары. (Приложение 7) (в ходе обсуждения происходит открытие нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода)
После ответа детей вопросительный знак около слов НОЧЬ, МЫШЬ убирается - Какую роль играет мягкий знак (указывает на женский род имён существительных с шипящими на конце)
- С какой новой орфограммой познакомились? (Мягкий знак на конце существительных после шипящих) - Как научимся её обозначать на письме (Букву шипящего подчеркнём одной чертой, она сигналит, будь внимателен, а орфограмму – двумя.) - Сверьте с учебником, к такому ли мы пришли выводу? (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике)
- Давайте составим алгоритм для нахождение орфограммы.
Алгоритм 1.Существительное… 2. Заканчивается на шипящий. 3. Женского рода. 4. Пишу Ь знак. (Слайд12) (Приложение 8) |
Словесный.
Игровой, аналитико-синтетический.
Практический, проблемно-поисковый.
Словесный.
Словесный.
Создание схемы-опоры. «Написание существительного с шипящей на конце слова».
|
Фронтальная.
Фронтальная.
Работа в группах.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Фронтальная.
|
Организует диалог.
Читает слова.
Дает инструкцию выполнения задания.
Слушает, корректирует ответы детей.
Организует подводящий диалог, в ходе которого задает вопросы, дает новые понятия.
Направляет, корректирует. |
Беседуют с учителем.
Выполняют движения.
Читают инструкцию, выполняют практическое задание.
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Отвечают на вопросы.
Составляют алгоритм. |
V. Первичное закрепление. 1. Индивидуальная работа
2.Групповая работа
3. Проверка. |
5 мин. |
Познавательные УУД: Решение детьми типовых заданий на новый способ действий с проговариванием в громкой устной речи установленного алгоритма.
Регулятивные УУД: Развивать
умения планировать, контролировать, действия. Коммуникативные УУД: Определять способы взаимодействия в группе. Развитие устной речи обучающихся. |
- У вас у каждого есть лист на котором нарисован предмет. Нужно обозначить этот предмет словом и поставить слово в нужный столбик (деление слов на 2 группы, используя алгоритм) (Приложение 9) (Слайд13) Словосочетания на экране: скорая помощ…, умная молодеж…, виртуозный скрипач…, лесной ландыш…, дорогая вещ…, быстрый стриж… - Сейчас первая группа выписывает слова с мягким знаком, вторая группа – без мягкого знака (Приложение 10) (Слайд14-15) - Давайте проверим работу каждой группы. Выступает один ученик от группы. |
Репродуктивный. Закрепление изученной информации.
Прием «Работа в группах», «Дерево решений».
Прием «Выступление лидера». |
Самостоятельная.
Групповая. |
Учитель дает инструкцию выполнения работы.
Учитель дает инструкцию выполнения работы.
Предоставляет слово капитанам, задаёт вопросы, корректирует ответы обучающихся. |
Учащиеся работают у доски, проговаривая по алгоритму.
Учащиеся работают в группах, проговаривая по алгоритму.
Капитаны групп зачитывают свои выводы из таблицы «Дерево решений». |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. |
5 мин |
Познавательные УУД:
|
-Проведём «Блицтурнир». - Каждый самостоятельно работает в программе и получает отметку. (Для проведения блицтурнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3 класс») (Приложение 11) |
Инструктивно-репродуктивный. Практический. |
Самостоятельная. |
Дает инструкцию к выполнению задания. |
Выполняют задание самостоятельно с выявлением причин ошибок и их исправлением. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. |
5 мин |
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД: Развивать умения контролировать
действия. |
(Слайд16) - А сейчас выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить. Разноуровневые задания. Дети выбирают задание самостоятельно. Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный. Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. (Выполнение и проверка работ). - Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. - Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. (Слайд17) Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач. - Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! |
Метод «Творческая мастерская». |
Самостоятельная. |
Дает инструкцию к выполнению задания. |
Учащиеся изменяют слова по инструкции, записывают в тетрадь. |
VIII. Итог урока. |
2 мин. |
Познавательные УУД: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Регулятивные УУД: |
-Подведём итог урока. - Какую цель ставили? Достигнута ли цель? - На основе правила и составленного алгоритма составьте кластер. (Приложение12)
Сущ.( Ч Щ Ш Ж) род Ж.р. М.р есть Ь нет
|
Приём «Кластер».
|
Фронтальная. |
Задает вопросы, организует составление и прочтение кластеров. |
Отвечают на вопросы, по очереди зачитывают выводы, записанные в кластере. |
IX. Рефлексия. Домашнее задание |
3 мин. |
Регулятивные УУД: Развивать умения рефлексировать
действия. |
-Чему учились? - С какими трудностями столкнулись? (трудно определять род у незнакомых слов) - Какие вопросы по уроку вам хотелось бы задать? (можно ли правило применять к другим частям речи?) - Нет, но об этом мы будем говорить на следующем уроке. - Наш урок подходит к концу. Сегодня на уроке я отметки не ставлю. У нас ещё два урока по этой теме, где будет проведена тестовая работа, самостоятельная работа по этой теме. (Слайд18)
- Дома повторить алгоритм. Упр. 452, 453, 454. Посмотрите и выберите то, которое вам нравится. - Что обычно говорят на прощание? (до свидания, до скорой встречи, спасибо, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями) (Слайд19) На экране показываю карточки со словарными словами «до свидания», «спасибо», «ладонь». - На парте у вас лежат листочки с изображением ваших ладошек. Запишите эти слова на них. Проверьте записанные слова. Пусть тепло ваших сердец передаётся через ладошки, и пожелайте друг другу всего хорошего. -Урок закончен. Спасибо. (Приложение 13) |
Прием «Ладошки». |
Фронтальная. |
Задает вопросы, отвечает, дает домашнее задание, проводит рефлексию. |
Задают вопросы, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.