Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"
Оценка 4.9

Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
15.01.2020
Урок-исследование  по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"
Познакомитесь с творчеством английского писателя Оскара Уайльда и юмористическим рассказом. Обучающиеся проведут исследование : как и зачем автор написал весёлую историю,в которой много страшного.Вспомнят категории смешного : юмор , ирония,найдут парадоксы.
Тема урока Оскар Уайльд.docx

Тема урока :  Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»/1887 год/

Цели урока:                                                                                                                                      Образовательные: ознакомление с творчеством О.Уайльда .                                               Развивающие: развитие мышления, внимания, интеллекта.                                                                                          Воспитательные: формирование эстетической культуры, чувства уважения к другим народам.

Методы обучения: беседа, исследовательский.                                                                                                  Тип урока: комбинированный.                                                                                                                       Вид урока: урок-исследование.                                                                                                                       Словарная работа.Юмор.Ирония.

Материально-техническое оснащение: выставка книг О.Уайльда, рисунки учащихся по рассказу, видеофильм, портрет О.Уайльда, плакат с эпиграфом и другими высказываниями О.Уайльда.

I. Сообщение темы и целей урока.                  Эпиграф к уроку.                                                                                         Цель искусства – поучать развлекая. /О.Уайльд./

2. Творчество О.Уайльда, английского писателя                                                                                                             Мы познакомились с эпиграфом «Цель искусства - поучать развлекая». Ещё О.Уайльд говорил: «Художник – тот, кто создаёт прекрасное». А писатели – это художники слова. Кто же этот писатель, который говорил о красоте души, о прекрасном, об эстетическом чувстве?/ Индивидуальные сообщения учащихся . Проверка домашнего задания/.

Зовут этого писателя О.Уайльд. Родился он в 19 веке в Ирландии в городе Дублине. Его отец был знаменитым врачом, а мать писательницей, в роду которой было много писателей и поэтов. О.Уайльд закончил один из лучших университетов – Оксфордский. В 1881 году О.Уайльд написал первый свой сборник “Стихотворения” и сразу стал знаменитым.

3.Словарная работа. В 1887 году О.Уайльд пишет юмористический рассказ “Кентервильское привидение”.                                                                                                                                                                          Что такое “юмор”? Обратимся к словарю. “Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь”.

Проговаривание цели урока .Представьте, вы поселились в доме, где обитает привидение. Вам будет весело? Почему нет? Мы с вами проведём исследование и выясним, как и зачем автор создал весёлый рассказ, в котором много страшного. Ещё рассказ “Кентервильское привидение” пронизан иронией. Что такое ирония?

Обращаемся к словарю. Ирония на греческом языке означает “притворство”. Ироническое изображение имеет двойной смысл. Важно не то, что высказано, а то, что подразумевается. В рассказе “Кентервильское привидение” автор постоянно прибегает к иронии, как в изображении героев, так и в описании событий.

Со значением слов “юмор” и “ирония” мы уже познакомились. Нам ещё встретятся слова, значение которых мы узнаем из того же толкового словаря С.Ожегова.

Киноварь – минерал красного цвета.                                                                                                                      Миля – путевая мера длины.                                                                                                                                    Деляческий – практический.                                                                                                                                Чопорный – чрезмерно строгий.                                                                                                                 Практицизм – деловитость.                                                                                                                              Парадокс – странное мнение, расходящееся с общественным, противоречащее здравому смыслу.                                                                                                                  Материальный – реальный, то, что можно ощутить.

Символы

VI. Анализ рассказа “Кентервильское привидение”.     1. Давайте представим, что рассказ “Кентервильское привидение” прочитали только вы, он вам понравился, и вы хотите, чтобы его прочитали и другие. Это будет своеобразное представление рассказа. Оно будет начинаться со слов “Этот рассказ о том, как…” (учащиеся представляют рассказ)

2.Высказывание К.И.Чуковского. Я убедилась в том, что вы прочитали рассказ. А вот так представляет рассказ “Кентервильское привидение” прекрасный детский писатель, поэт и переводчик Корней Иванович Чуковский: “Раскрываю его милый рассказ “Кентервильское привидение” и меня с самого начала поражает необычайная тема рассказа. Я очень часто читал о том, как привидения пугают людей, но впервые только у Оскара Уайльда мне довелось прочитать, как люди испугали привидение. В старинный готический замок, где уже триста лет свирепствовал дух мертвеца, попали современные янки, и бедному призраку пришлось очень плохо: его зашвыряли подушками, его окатили водой, его до смерти запугали “привидением”, сделанным из метлы и тряпки. В этой весёлой балладе Оскар Уайльд взял очень старую банальную тему и вывернул её наизнанку, как мы выворачиваем перчатку или чулок…”.

- В этом рассказе автор показал блестящее владение приёмом парадокса. Что такое парадокс? Обратимся к словарю. “Парадокс странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, а также мнение, противоречащее здравому смыслу”.

3. Работа с текстом по группам.  Сейчас мы с вами будем искать парадоксы в рассказе (зачитать/.

    I группа называет чувства, которые должен испытывать человек, попавший в дом, где хозяйничает привидение.

II группа называет чувства, которые являются противоречащими здравому смыслу, т.е. найдут парадоксы.        

  1. Все боятся привидений.
  2. Нам, читающим, должно быть страшно.
  3. Люди страдают, мучаются, оставляют дома, где живут привидения.
  4. Хозяева спокойны, забавляются.
  5.  Страшное кровавое пятно.
  1. Привидение боится людей.
  2. Рассказ весёлый.
  3. Мучается, страдает привидение.
  4. Привидение в гневе, бушует, возмущается.
  5. Пятно изумрудно-зелёного цвета.

4.Отвечаем на вопросы.Какие странности вы ещё увидели в тексте?  Продолжим исследование рассказа.

- Как проводят день обитатели замка?

- О чём они ведут разговор?

- В чем уверен посол? (За деньги можно купить всё).

- Почему янки покупают замок, зная, что там живёт привидение?

- Как новый хозяин собирается отучить экономку от обмороков? Какое слово из словаря подойдёт в этом случае? Что оно обозначает? (Практицизм).

- Во что верят американцы? (Во всё, что выпущено в Америке: в образцовый очиститель Пинкертона – непревзойдённый пятновыводитель, в масло машинное “Восходящее солнце демократической партии”).

Домашнее задание 1.Нарисовать обложку рассказа  и прокомментировать .

                                    2. Записать сюжет рассказа

  1. Такими вы представили себе рассказ, героев.
  2. Подберите к своим рисункам текст из произведения.

VIII. Просмотр видеофильма или презентации по данной теме.

- Совпали ваши представления о героях и привидении?

IX. Итог урока.

Вопросы классу:

- Понравился ли вам рассказ?

 - Согласны ли вы с тем, что Оскар Уайльд поучает читателей, развлекая их?

- Что вы узнали о жизни других народов?

- Доказали мы, что рассказ из страшного превратился в весёлый? Благодаря чему?

- Как вы относитесь к финалу рассказа?

-Какой нравственный смысл несёт рассказ ? Чему учит автор нас?

 История

Повесть Кентервильское привидение впервые была опубликована в лондонском журнале «The Court and Society Review» в 1887 году. Это было первое прозаико-новеллическое произведение О.Уайльда. Построенная как сатира на буржуазное общество конца XIX столетия, повесть написана в стиле бурлеска, в котором всё же угадываются романтически-сентиментальные нотки. Сам писатель охарактеризовал это своё произведение как «материо-идеалистический романтический рассказ»

 Содержание

Замок Кентервиль, над которым тяготеет древнее проклятие в виде привидения сэра Симона де Кентервиля, убившего свою высокородную супругу леди Элеонору в 1575 году, покупает американский посол в Великобритании Хирам Б.Отис, и селится в нём вместе со своими женой и детьми. Потревоженный призрак пытается запугать представителей современной американской цивилизации внезапно возникающими кровавыми пятнами, мощными громовыми раскатами, звоном ржавых цепей по ночам — но тщетно. Первая встреча лицом к лицу призрака с членами семейства Отисов имела два последствия: господин посол предложил призрачному сэру Симону пузырёк с машинным маслом для смазки ржавых цепей; малолетние же братья-близнецы, младшие отпрыски г-на Отиса, забросали беззащитное привидение подушками. Разгневанный сэр Симон грозится страшно отомстить, однако при следующих попытках запугать ненавистное семейство и выкурить их из замка сам призрак получает ранение, пытаясь облачиться в свои старые доспехи. Неоднократно подстерегаемый по ночам, преследуемый и гонимый неукротимыми близнецами, протягивавшими верёвки в коридорах, по которым бродил сэр Симон, натиравшими паркет скользким маслом и обливавшими привидение водой, старый дух в конце-концов совсем занемог.

Однажды Верджиния Отис, старшая дочь господина Отиса, девушка сентиментальная, случайно обнаруживает скрытую дверь, за которой находится зала, в которой живёт привидение. При этом она открывает старинное рифмованное пророчество, говорящее о том, что молитва невинного молодого создания за сэра Симона может спасти душу несчастного привидения, дать ему наконец покой и небесное спасение. Призрак же болен, оскорблён и в своей печали почти безутешен. Виргиния решает помочь ему.

После того, как семья обнаруживает исчезновение своей старшей дочери, начинаются лихорадочные поиски Виргинии по всей округе. Отец и герцог Сесл, жених девушки, руководят поисками в городке, близнецы переворачивают вверх дном замок Кентервиль. Подозрение, что Виргиния похищена виденными по соседству цыганами, не подтвердилось. К вечеру поиски пришлось свернуть, и вся семья в унынии собирается в замке. Внезапно, ровно в полночь, в зале Кентервильского замка, сопровождаемая раскатами грома, появляется Виргиния. В руках у неё — шкатулка со старинными драгоценностями рода Кентервиль, подаренная ей благодарным сэром Симоном.

Отисы находят истлевшие останки сэра Симона Кентервиля и хоронят их в освящённой земле. Жизнь в замке благополучно продолжается. Виргиния выходит замуж за любимого ею герцога.

 

 

 

Oscar Wilde.jpeg                                          Оскар Уайльд

                                      Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde

Имя при рождении:

Оскар Фингал О'Флаэрти Уайльд

Псевдонимы:

С.3.3., Себастьян Мельмот

Дата рождения:

16 октября 1854(1854-10-16)

Место рождения:

Дублин, Великобритания (ныне Ирландия)

Дата смерти:

30 ноября 1900(1900-11-30) (46 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Гражданство:

Соединённое королевство Великобритании и Ирландии Великобритания[1][2]

Род деятельности:

писатель                  поэт
драматург                публицист
эссеист                     журналист

Годы творчества:

18811898

Направление:

эстетизм

Жанр:

комедия                    драма
трагедия                   сказка
поэма                        роман
рассказ                     эссе

            Язык произведений:

английский
французский

Дебют:

1881, сборник «Стихотворения» (Poems)

Премии:

оксфордская премия «Ньюдигейт» (1878) за поэму «Равенна» (Ravenna)

Подпись:

Подпись

 

   УАЙЛЬД, ОСКАР (Wilde, Oscar), допустимо также – Уайлд (1854–1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя – Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению – ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать – светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.
    Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента (Уайльд закончил Оксфорд с отличием). Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения – экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зеленая гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов, или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни – Сальвадора Дали. Однако то, что в 20 в. стало почти художественной нормой (во всяком случае, рассматривалось как допустимое), для викторианской Англии конца 19 в. было непозволительным. Это в итоге привело Уайльда к трагедии. Уже первый поэтический сборник Уайльда – Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence – упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам. В конце 1881 уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда – его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки, 1888; Гранатовый домик, 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу – при всей полярности их творческих и жизненных принципов. Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман "Портрет Дориана Грея" (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов – все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся совершенно иными. В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры. Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре социально-разоблачительной комедии. Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895), Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым «комедиям нравов». Сегодня именно О.Уайльд, наряду с Б.Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма. (См. статью театр Абсурда). В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении Портрета Дориана Грея, когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с А.Коонен в главной роли. Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – стал Б.Шоу. Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма Баллада Редингской тюрьмы, написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда – С.3.3. Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец, принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.

       

   Я был символом  искусства и культуры своего века. Я понял это на заре своей юности,       а потом заставил и свой век понять это.

                                                                                                        О.Уайльд.               

 

Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование  по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование  по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование  по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование  по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование  по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование  по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"

Урок-исследование  по рассказу Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2020