Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Александрийская средняя общеобразовательная школа»
Урок истории в 7 «а» классе
по теме:
«Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.»
Провела учитель истории и обществознания
МКОУ «Александрийской СОШ»
Луговская Галина Васильевна
с. Александрийская 2021 г.
Тема: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.»
Цели и задачи: познакомить с территорией и хозяйством России в начале XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в.
Оборудование: учебник, пакет с раздаточным материалом для работы в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы с вами исследовали эпоху Великих географических открытий, определили степень участия России в этом процессе. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Запишите важнейшие события ( с указанием дат), которые обозначают термин «Великие географические открытия». ( 12 октября 1492г. Христофор Колумб открыл Америку; 1498г Васко да Гама достиг юго-западного побережья Индии; 1553г Ричард Ченслер отправился в Индию северным путем, прибыл в Москву;1483г. Федор Курбский и Иван Салтык поход на реку Обь; Семен Курбский и Петр Ушатый поход в Западную Сибирь; 1468-1474гг. Афанасий Никитин поход в Индию (Персия, Аравия, Индия, Африка).
2. Ответьте на вопросы:
- Кое значение имели Великие географические открытия?
- К каким последствиям они привели?
3. Назовите общие для России и стран Европы и Азии причины географических открытий.
4. Соотнесите имя путешественника и его достижения.
1 |
Семен Курбский |
А посетил Персию, Аравию, Индию и Африку |
2 |
Федор Курбский |
Б совершил поход в Западную Сибирь, во время которого была открыта самая высокая часть уральских гор.
|
3 |
Афанасий Никитин |
В Совершил первый поход на реку Обь.
|
(ответы: 1.Б, 2В, 3А)
III. Мотивационно-целевой этап.
Известному российскому историку XIXв. С.М.Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Справедливо ли это утверждение? Попробуем выяснить это на нашем уроке.
Тема урока: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.».
- Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть на уроке?
План урока:
1. Цели и задачи проекта «Хозяйство и население в начале XVIв.»
2. Земледелие. Крестьянство.
3. Казачество.
4. Горожане. Ремесло и ремесленники. Городское самоуправление.
5. Торговля и купечество.
6. Денежная система.
Проблемный вопрос: Почему Россия в XVI в. Осталась земледельческой страной?
IV. Введение в новый материал.
Всегда интересно узнавать о жизни людей, которые жили задолго до нас. Сегодня мы познакомимся с российским обществом, подразделенным на различные сословия, узнаем об экономическом развитии нашей страны в начале XVI в.
- что такое сословия?
- какие сословия средневекового общества вам известны?
V. Работа по теме урока.
1. Цели и задачи проекта « Хозяйство и население России в начале XVI в.»
Наш урок будет не совсем обычным - вы выступите в роли молодых ученых-исследователей. Мы с вами поработаем над учебным проектом « Хозяйство и население России в начале XVI в.»
Учебный проект всегда предполагает формулирование основных целей. Давайте определим цели нашего проекта.( ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует на доске.
Затем с помощью учителя, ученики формулируют цели проекта).
Цели проекта:
1. Познакомить с хозяйством и сословной структурой российского общества в начале XVI в.;
2. Охарактеризовать развитие хозяйства России; представить основные сословия и определить их особенности;
3. Показать изменение, произошедшие в положении различных слоев российского общества в начале XVI в.
Задачи проекта:
1.составить словарь терминов;
2.заполнить схему, отражающую роль или место различных сословных групп в общественной и хозяйственной жизни России в начале XVI в.;
3 обсудить и проанализировать изменения, произошедшие в положении разных сословных групп российского общества в начале XVI в. По сравнению с предыдущим историческим периодом;
4 ответить на проблемный вопрос урока;
5 описать впечатления о своей работе.
Выполнение учебного проекта предполагает прохождение нескольких этапов.
Основные этапы работы над проектом:
1. Исследование – сбор, изучение и анализ информации, формулирование выводов, распределение задач ( обязанностей) между членами группы, решение промежуточных задач;
2. Оформление – определение и способа и формы представления работы и ее оформление;
3. Предоставление (отчет) – защита проекта;
4. Оценка – установление процедур и критериев оценки, коллективный анализ результатов работы.
Класс делится на пять групп. Изучив определенный материал, вы расскажите нам о населении и хозяйстве России в начале XVI в.
Первая группа – земледелие и положение крестьянства.
Вторая – положение казачества.
Третья – жизнь горожан ( в том числе и ремесленников), городское самоуправление.
Четвертая - торговля и положение купечества.
Пятая – денежная система.
Первая группа работает самостоятельно с п.1 стр.14-15 учебника и заполняет таблицу: «Крестьяне в начале XVI в.»
Отчет первой группы: Мы исследовали уровень развития земледелия и положение крестьянства в начале XVI в. Изучили п.1 учебника. Продуктами нашего творчества стали:
1) словарь исторических терминов, характеризующий содержание изучаемого вопроса;
2) схема – кластер «Земледелие. Крестьяне в начале XVI в»
Словарь исторических терминов:
Зона рискованного земледелия – территория с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями (постоянные перепады температуры, дождливое или очень сухое лето).
Озимые культуры – однолетние растения, нормальное развитие которых связано с условиями перезимовки – действием пониженной температуры ( 0-10 С) в течение 30-70 суток и более. Озимые высевают осенью, до начала зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают раньше, чем яровые.
Община крестьянская – территориальное объединение отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес.
Пар ( в земледелии) –поле, оставляемое на одно лето незасеянным.
Подсечно-огневая система земледелия – одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.
Страда – время сельскохозяйственных работ.
Трехпольный севооборот – система севооборота с чередование, например пара, озимых и яровых культур. Система трехполья делала землю более плодородной и повышала урожайность.
Яровые культуры – однолетние растения ( зерновые, технические, овощные, бахчевые), высеваемые весной и дающие урожай в годы посева.
Вывод: Основное занятие населения России в начале XVI в. –пашенное земледелие. В это время происходит переход от подсечно-огневой системы к трехпольному севообороту. Скотоводство имело второстепенное значение.
Вторая группа работает самостоятельно п. 2 учебника и заполняет таблицу.
|
Отчет второй группы: Мы исследовали положение казачества в начале XVI в.. Изучили п. 2. Продуктами нашего творчества стали:
1) Словарь исторических терминов, характеризующих положение сословия служилых людей;
2) Схема – кластер «Казачество в начале XVI в.»
Словарь исторических терминов:
Голутвенные казаки – бедняки, пришлые казаки, работавшие по найму на станичников.
Домовитые казаки – зажиточные, семейные казаки.
Запорожская Сечь – военный и административный центр запорожского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI –XVIII вв.
Казачество – в XIV –XVII вв. – вольные люди ( главным образом из беглых крестьян), работавшие по найму, лица, несшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XVIII – начале XX вв. – военное сословие.
Круг – общий совет казаков, высший орган самоуправления и высшая судебная инстанция. Решал вопросы войны и мира, организации военных походов, дележа добычи и жалования, избрании старшин.
Станица – казачье поселение ( деревня).
Вывод: Казачество находилось на особом положении, так как играло роль своеобразной буферной зоны между Россией и соседними недружественными государствами. Казаки были лично свободным населением. В вопросах внешних сношений казаки руководствовались собственными интересами.
Третья группа. Ремесло и ремесленники. Городское самоуправление. Работает самостоятельно п. 3-5 учебника и заполняет таблицу: «Города и горожане в начале XVI в.»
Отчет третьей группы: Мы исследовали положение городского населения России в начале XVI в.. Изучили п. 3-5 учебника. Продуктами нашего творчества стали:
1)словарь исторических терминов, характеризующий положение горожан;
2) схема – кластер «Города и горожане в начале XVI в.»
Словарь исторических терминов:
Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики.
Наместник – ( представитель князя) в Древней Руси – руководитель органа местного управления, который назначался князем в города или уезды. Наместники пришли на смену посадникам и содержались на основе кормления.
Пошлина – денежный сбор. Взимаемый уполномоченными официальными органами, сборы, взимаемые государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.
Посадские люди – городское торгово- ремесленное население.
Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Слобода – поселение в Русском государстве XI – XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну.
Тягло – государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности.
Вывод: В городах сохранились остатки самоуправления. Мелкие торговцы и ремесленники объединились в XVI в. в сотни и полусотни. Но в основе этих организаций лежал не профессиональный цеховой принцип (как в Западной Европе), а территориальный.
Четвертая группа самостоятельно работает с п. 5 учебника и заполняет таблицу «Торговля в начале XVI в.»
Ооооо
Отчет четвертой группы: Мы исследовали развитие торговли и положение купечества в начале XVI в. Изучили п.5 учебника. Продуктами нашего творчества стали:
1) Словарь исторических терминов, характеризующих положение торговли и купечества;
2) Схема – кластер «Торговля в начале XVI в.»
Словарь исторических терминов:
Гость – крупный оптовый торговец, который вел дела с различными городами и (или) странами.
Гостиная сотня – привилегированная корпорация русского купечества, вторая по богатству ее членов и значению после гостей. Сверх общего городского тягла, падавшего на все посадское население, члены гостиной сотни исполняли финансовые поручения по эксплуатации разных казенных монополий и доходных статей ( продажа соболиной казны государевой, т.е. мехов, которыми торговала казна; сбор таможенных пошлин на внутренних рынках и т.п.) казенные операции велись безвозмездно и под имущественной ответственностью купцов.
Импорт – ввоз товаров, технологий, услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны.
Коробейник - торговец, вразнос продающий галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.
Суконная сотня - привилегированная корпорация русского купечества, третья по богатству ее членов и значению после гостей и гостиной сотни.
Торжок – городской или деревенский рынок.
Экспорт - вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.
Ярмарка – большой торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определенное время в городах или больших селах, обычно с увеселениями и развлечениями.
Вывод: Развитию торговли мешало отсутствие выхода к морям.
Пятая группа работает самостоятельно п.7 и заполняет таблицу «Денежная система в начале XVI»
Отчет пятой группы: Мы исследовали и анализировали состояние денежной системы России в начале XVI в. Изучили п.7. Продуктами нашего творчества стали:
1) Словарь исторических терминов, характеризующих содержание изучаемого вопроса;
2) Схема – кластер «Денежная система в начале XVI в».
Словарь исторических терминов:
Денежная система – форма государственной организации денежного обращения.
Московская деньга (рубль) - единая для России денежная единица, введенная в оборот в результате реформы 1535-1538гг.
Реформа – преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Вывод: В результате проведенной реформы была введена общая для всей России денежная единица. Итогом реформы стало преобразование кризисных явлений в денежной сфере.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Мы убедились, что в России в XVI в. преобладали аграрные отношения. Изменения коснулись ремесла и торговли, начал складываться внутренний рынок.
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
- Выполните задание рубрики «Работаем с картой» на стр. 20 учебника.
- Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документы» на стр. 20 учебника
( Проверка выполнения задания)
Подведем итоги нашей работы. Оцените изученный материал, используя знаки:
^ - знакомая информация;
+- новая информация;
! - я думал (а) иначе;
? – эта информация меня заинтересовала ( удивила), хочу больше узнать.
Домашнее задание.
1. Прочитать 2.
2. Выполнить задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 20.
3. С помощью материала рубрики « История в лицах: современники» ( стр.19) сравните купца Строганова и банкира Фуггера. Найдите черты сходства и отличия между ними.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.