Урок исследование по теме "Территория, население и хозяйство России в 16 в"
Оценка 4.6

Урок исследование по теме "Территория, население и хозяйство России в 16 в"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
07.11.2023
Урок исследование по теме "Территория, население и хозяйство России в 16 в"
урок исследование 7 кл.docx

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                  «Александрийская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

  Урок  истории в  7 «а» классе

                            по теме:

 

 

«Территория, население и  хозяйство России в начале XVI  в.»

 

 

                                                       Провела учитель истории и обществознания

                                                      МКОУ «Александрийской СОШ»

                                          Луговская Галина Васильевна

 

 

 

                            с. Александрийская 2021 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Тема: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.»

Цели и задачи: познакомить с территорией и хозяйством России в начале XVI в., особенностями состава  населения российского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в.

Оборудование: учебник, пакет с раздаточным материалом для работы в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

II.               Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы с вами исследовали эпоху Великих географических открытий, определили степень участия России в этом процессе. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1.     Запишите важнейшие события ( с указанием дат), которые обозначают термин «Великие географические открытия». ( 12 октября 1492г. Христофор Колумб открыл Америку; 1498г Васко да Гама достиг юго-западного побережья Индии; 1553г Ричард Ченслер отправился в Индию северным путем, прибыл в Москву;1483г. Федор Курбский и Иван Салтык  поход на реку Обь; Семен Курбский и Петр Ушатый поход  в Западную Сибирь; 1468-1474гг. Афанасий Никитин поход  в Индию (Персия, Аравия, Индия, Африка).

2.     Ответьте на вопросы:

- Кое значение имели   Великие географические открытия?

 - К каким последствиям они привели?

3. Назовите общие для России и стран Европы и Азии причины географических открытий.

4. Соотнесите имя путешественника и его достижения.

1

Семен Курбский

А посетил Персию, Аравию, Индию и Африку

2

Федор Курбский

Б  совершил поход в Западную Сибирь, во время которого была открыта самая высокая часть уральских гор.

 

3

Афанасий Никитин

В  Совершил первый поход на реку Обь.

 

 (ответы: 1.Б, 2В, 3А)

III. Мотивационно-целевой этап.

Известному российскому историку XIXв. С.М.Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Справедливо  ли это утверждение? Попробуем выяснить это на нашем уроке.

Тема урока: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.».

- Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть на уроке?

План урока:

1.     Цели и задачи проекта «Хозяйство и население в начале XVIв.»

2.     Земледелие. Крестьянство.

3.     Казачество.

4.     Горожане. Ремесло и ремесленники. Городское самоуправление.

5.     Торговля и купечество.

6.     Денежная система.

Проблемный вопрос: Почему Россия в XVI в. Осталась  земледельческой страной?

IV. Введение в новый материал.

Всегда интересно узнавать о жизни людей, которые жили задолго до нас. Сегодня мы познакомимся с российским обществом, подразделенным на различные сословия, узнаем об экономическом развитии нашей страны в начале  XVI в.

- что такое сословия?

- какие сословия средневекового общества вам известны?

V. Работа по теме   урока.

1. Цели и задачи проекта « Хозяйство и население России в начале   XVI в.»

Наш урок будет не совсем обычным  - вы выступите в роли молодых ученых-исследователей. Мы с вами поработаем над  учебным проектом « Хозяйство и население России в начале   XVI в.»

Учебный проект всегда предполагает формулирование основных целей. Давайте определим цели нашего проекта.( ученики высказывают  свои предположения, учитель фиксирует на доске.

Затем   с помощью    учителя,  ученики   формулируют цели проекта).

Цели проекта:

1.     Познакомить с хозяйством и сословной структурой российского общества в начале XVI в.;

2.     Охарактеризовать развитие  хозяйства России; представить основные сословия и определить их особенности;

3.     Показать изменение, произошедшие в положении различных слоев российского общества в начале XVI в.

Задачи проекта:

 1.составить словарь терминов;

 2.заполнить схему, отражающую роль или место различных            сословных групп в общественной и хозяйственной жизни России в начале XVI в.;

3 обсудить и проанализировать изменения, произошедшие в положении разных сословных групп российского общества в начале XVI в. По сравнению с предыдущим историческим периодом;

4  ответить на проблемный вопрос урока;

5  описать впечатления о своей работе.

Выполнение учебного проекта предполагает прохождение нескольких этапов.

Основные этапы работы над проектом:

1.     Исследование – сбор, изучение и анализ информации, формулирование выводов, распределение  задач ( обязанностей) между членами группы, решение промежуточных задач;

2.     Оформление – определение и способа и формы представления работы и ее оформление;

3.     Предоставление (отчет) – защита проекта;

4.     Оценка – установление процедур и критериев оценки, коллективный анализ результатов работы.

Класс делится на пять групп. Изучив определенный материал, вы расскажите нам о населении и хозяйстве России в начале XVI в.

Первая группа – земледелие и положение крестьянства.

Вторая – положение казачества.

Третья – жизнь горожан ( в том числе и ремесленников), городское самоуправление.

Четвертая  - торговля и положение купечества.

Пятая – денежная система.

Первая группа  работает самостоятельно с п.1  стр.14-15 учебника и заполняет таблицу: «Крестьяне в начале XVI в.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                                                

Отчет первой группы: Мы исследовали уровень развития земледелия и положение крестьянства  в начале XVI в. Изучили п.1 учебника. Продуктами нашего творчества стали:

1) словарь исторических терминов, характеризующий содержание изучаемого вопроса;

2) схема – кластер «Земледелие. Крестьяне в начале XVI в»

Словарь исторических терминов:

Зона рискованного земледелия – территория с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями (постоянные перепады температуры, дождливое или очень сухое лето).

Озимые культуры – однолетние растения, нормальное развитие которых связано с условиями перезимовки – действием пониженной температуры ( 0-10 С) в течение 30-70 суток и более. Озимые высевают осенью, до начала зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают раньше, чем яровые.

Община крестьянская – территориальное объединение отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес.

Пар ( в земледелии) –поле, оставляемое на одно лето незасеянным.

Подсечно-огневая система земледелия – одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.

Страда – время сельскохозяйственных работ.

Трехпольный севооборот – система севооборота с чередование, например пара, озимых и яровых культур. Система трехполья делала землю более плодородной и повышала урожайность.

Яровые культуры – однолетние растения ( зерновые, технические, овощные, бахчевые), высеваемые весной и дающие урожай в годы посева.

Вывод: Основное занятие населения России в начале XVI в. –пашенное земледелие. В это время происходит переход от подсечно-огневой системы к трехпольному севообороту. Скотоводство имело второстепенное значение.

Вторая группа работает самостоятельно п. 2 учебника и заполняет таблицу.

 

 


                                                                                                                                                                      

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Отчет второй группы: Мы исследовали положение казачества в начале XVI в.. Изучили п. 2. Продуктами нашего творчества стали:

1)    Словарь исторических терминов, характеризующих положение  сословия служилых людей;

2)    Схема – кластер «Казачество в начале XVI в.»

Словарь исторических терминов:

Голутвенные казаки – бедняки, пришлые казаки, работавшие по найму на станичников.

Домовитые казаки – зажиточные, семейные казаки.

Запорожская Сечь – военный и административный центр запорожского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI –XVIII вв.

Казачество – в XIV –XVII вв. – вольные люди ( главным образом из беглых крестьян), работавшие по найму, лица, несшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XVIII – начале XX вв. – военное сословие.

Круг – общий совет казаков, высший орган самоуправления и высшая судебная инстанция. Решал вопросы войны и мира, организации военных походов, дележа добычи и жалования, избрании старшин.

Станица – казачье поселение ( деревня).

Вывод: Казачество находилось на особом положении, так как играло роль своеобразной буферной зоны между Россией и соседними недружественными государствами. Казаки были лично свободным населением. В вопросах внешних сношений казаки руководствовались собственными интересами.

Третья группа. Ремесло и ремесленники. Городское самоуправление. Работает самостоятельно п. 3-5 учебника и заполняет таблицу: «Города и горожане в начале XVI в.»

 

 

 

 

 

 

 

 


Отчет третьей группы: Мы исследовали положение городского населения России в начале XVI в.. Изучили п. 3-5 учебника. Продуктами нашего творчества стали:

1)словарь исторических терминов, характеризующий положение горожан;

2) схема – кластер «Города и горожане в начале XVI в.»

Словарь исторических терминов:

Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет  развитый комплекс хозяйства и экономики.

Наместник – ( представитель князя) в Древней Руси – руководитель органа местного управления, который назначался князем в города или уезды. Наместники пришли на смену посадникам и содержались на основе кормления.

Пошлина – денежный сбор. Взимаемый уполномоченными официальными органами, сборы, взимаемые государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.

Посадские люди – городское торгово- ремесленное население.

Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве  работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Слобода – поселение в Русском государстве XI – XVII вв. (стрелецкие,  монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну.

Тягло – государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности.

Вывод: В городах сохранились остатки самоуправления. Мелкие торговцы и ремесленники объединились в XVI в. в сотни и полусотни. Но в основе этих организаций лежал не профессиональный цеховой принцип (как в Западной Европе), а территориальный.

Четвертая группа самостоятельно работает с п. 5 учебника и заполняет таблицу «Торговля в начале XVI в.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Ооооо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет четвертой группы: Мы исследовали развитие торговли и положение купечества в начале XVI в. Изучили п.5  учебника. Продуктами нашего творчества стали:

1)    Словарь исторических терминов, характеризующих положение торговли и купечества;

2)    Схема – кластер «Торговля в начале XVI в.»

Словарь исторических терминов:

Гость – крупный оптовый торговец, который вел дела с различными городами и (или) странами.

Гостиная сотня – привилегированная корпорация русского купечества, вторая по богатству ее членов и значению после гостей. Сверх общего городского тягла, падавшего на все посадское население, члены гостиной сотни исполняли финансовые поручения по эксплуатации разных казенных монополий и доходных статей ( продажа соболиной казны государевой, т.е.  мехов, которыми торговала казна; сбор таможенных пошлин на внутренних рынках и т.п.) казенные операции велись безвозмездно и под имущественной ответственностью купцов.

Импорт – ввоз товаров, технологий, услуг для  их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны.

Коробейник -  торговец, вразнос продающий галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.

Суконная сотня -  привилегированная корпорация русского купечества, третья по богатству ее членов и значению после гостей и гостиной сотни.

Торжок – городской или деревенский рынок.

Экспорт -  вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.

Ярмарка – большой торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определенное время в городах или больших селах, обычно с увеселениями и развлечениями.

Вывод: Развитию торговли мешало отсутствие выхода к морям.

Пятая группа работает самостоятельно п.7 и заполняет таблицу «Денежная система в начале XVI»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет пятой группы: Мы исследовали и анализировали состояние денежной системы России в начале XVI в. Изучили п.7. Продуктами нашего творчества стали:

1)     Словарь исторических терминов, характеризующих содержание изучаемого вопроса;

2)    Схема – кластер «Денежная система    в начале XVI в».

Словарь исторических терминов:

Денежная система – форма государственной организации денежного обращения.

Московская деньга (рубль) -  единая для России  денежная единица, введенная в оборот в результате реформы 1535-1538гг.

Реформа – преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Вывод: В результате проведенной реформы была введена общая для всей России денежная единица. Итогом  реформы стало преобразование кризисных явлений в денежной сфере. 

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мы убедились, что в России в XVI в. преобладали аграрные отношения. Изменения коснулись ремесла и торговли, начал складываться внутренний  рынок.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

- Выполните задание рубрики «Работаем с картой» на стр. 20 учебника.

- Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документы» на стр. 20 учебника

( Проверка выполнения задания)

Подведем  итоги нашей работы. Оцените изученный материал, используя знаки:

^ - знакомая информация;

+- новая информация;

! -  я думал (а) иначе;

? – эта информация меня заинтересовала ( удивила), хочу больше узнать.

Домашнее задание.

1.     Прочитать  2.

2.      Выполнить задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 20.

3.      С помощью материала рубрики « История в лицах: современники» ( стр.19) сравните купца Строганова и банкира Фуггера. Найдите черты сходства и отличия между ними.                                                                                                                                   


 

4.    

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Александрийская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Александрийская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Территория, население и хозяйство

Тема: «Территория, население и хозяйство

Афанасий Никитин В

Афанасий Никитин В

Учебный проект всегда предполагает формулирование основных целей

Учебный проект всегда предполагает формулирование основных целей

Класс делится на пять групп. Изучив определенный материал, вы расскажите нам о населении и хозяйстве

Класс делится на пять групп. Изучив определенный материал, вы расскажите нам о населении и хозяйстве

Отчет первой группы : Мы исследовали уровень развития земледелия и положение крестьянства в начале

Отчет первой группы : Мы исследовали уровень развития земледелия и положение крестьянства в начале

Яровые культуры – однолетние растения ( зерновые, технические, овощные, бахчевые), высеваемые весной и дающие урожай в годы посева

Яровые культуры – однолетние растения ( зерновые, технические, овощные, бахчевые), высеваемые весной и дающие урожай в годы посева

Голутвенные казаки – бедняки, пришлые казаки, работавшие по найму на станичников

Голутвенные казаки – бедняки, пришлые казаки, работавшие по найму на станичников

Отчет третьей группы : Мы исследовали положение городского населения

Отчет третьей группы : Мы исследовали положение городского населения

Ооооо

Ооооо

Отчет четвертой группы : Мы исследовали развитие торговли и положение купечества в начале

Отчет четвертой группы : Мы исследовали развитие торговли и положение купечества в начале

Отчет пятой группы: Мы исследовали и анализировали состояние денежной системы

Отчет пятой группы: Мы исследовали и анализировали состояние денежной системы

Московская деньга (рубль) - единая для

Московская деньга (рубль) - единая для
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023