Технологическая карта урока – исследования «Строение растительной клетки»
Технологическая карта урока – исследования составлена на основе УМК Пасечника, соответствует требованиям обновленных ФГОС, предполагает использование в работе на уроке цифрового микроскопа комплекса «НаукоЛаб» - междисциплинарной лаборатории по изучению естественных наук.
Цель: создать условия для осмысления знаний о строении растительной клетки и функциях ее органоидов, формировать начальные исследовательские компетенции: умение проводить наблюдения и сравнения, описывать результаты, создавать модель-аппликацию, делать выводы.
Задачи урока. Образовательные: закрепить и расширить знания о строении растительной клетки. Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса к предмету, развивать умения анализировать, сравнивать, развивать способность к логическому мышлению. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, умения планировать свою деятельность, формирование навыков коммуникативного общения.
Развитие УУД. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, договариваться о совместных действиях, оформлять результаты исследований. Регулятивные: формирование положительной мотивации, реализация принципа связи теории и практики. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную и ранее, и сегодня на уроке.
Планируемые результаты. Предметные: знать основные органоиды растительной клетки, их функции. Личностные: создать условия для формирования познавательного интереса и положительной мотивации к учебной деятельности. Метапредметные: уметь применять цифровой микроскоп для проведения наблюдений.
Оборудование: цифровой микроскоп комплекса «НаукоЛаб» - междисциплинарной лаборатории по изучению естественных наук; микропрепараты кожицы лука, листа камелии; учебник для общеобразовательных учреждений: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс/ В. В. Пасечник — М.: Дрофа, 2021; инструктивная карточка – рабочий лист для работы в группе, заготовки из цветной бумаги – органоиды клетки, цифры для оформления сносок-пояснений, клей.
Ход урока
Этап урока |
Содержание педагогического взаимодействия |
Планируемые результаты |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
метапредметные |
предметные |
|
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний.
|
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы вспомним известные вам органоиды растительных клеток, попробуем применить знания на практике, работая в группах. «Исследование создает новое знание», сказал американский астронавт Нил Амстронг. Какие методы исследования применяют для изучения строения растительных клеток? Сегодня, используя известные вам методы, вы закрепите свои знания о строении растительной клетки. |
Дети разбиваются на группы.
Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.
Отвечают о методах исследования.
|
Л. Самоопределение
К. планирование учебного сотрудничества Л. Проявлять интерес к уроку
Р. Удерживать цель деятельности до получения результата
К. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Умение отвечать на вопросы
Умение отвечать на вопросы |
Постановка цели и задач |
Раздает инструктивные карточки для исследовательской работы. Концентрирует учащихся на формирование новых навыков, на получение новой информации, новых знаний. |
Формулируют тему и цели исследования. |
П. Постановка целей и задач исследования |
Умение сопоставлять, догадываться |
Проведение исследования – работа по инструктивной карточке – рабочему листу |
Направляет и руководит процессами исследований. |
Проводят наблюдения, сравнения. Описывают результаты, делают выводы, создают модель-аппликацию. Получают новые знания через активную работу. Участвуют в анализе данных, работают с текстовой информацией, организуют сотрудничество в группе. |
П. постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположений, их обоснование, применение предоставленной информации в новой ситуации, уметь добывать знания, делать выводы. Р: умение оценить мнения и действия товарищей, давать самооценку, преобразование информации из одного вида в другой. К. планирование учебного сотрудничества в совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций, умение оформлять свои мысли. |
Закрепление основных понятий темы через практическую деятельность, изучение новых понятий |
Физкультминутка |
Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад». Ваша задача глазами найти на «доске цветных кружков», те круги, цвета которых упоминаются в тексте. Лес,
точно терем расписной, Березы
желтою резьбой |
|||
Обобщение и систематизация знаний |
Организует обмен информацией между группами. |
Группа представляет свою модель клетки, делает комментарии. |
К. организация учебного сотрудничества с другой группой, умение слушать и понимать речь других Р. умение оценить мнения и действия товарищей, давать самооценку |
Умение сделать вывод при подведении итогов исследований |
Домашнее задание |
Параграф 7, устно вопросы после параграфа |
Учащиеся слушают домашнее задание |
П. применять полученную информацию Р. Умение адекватно воспринимать домашнее задание
|
Полученные знания применять в новой ситуации |
Рефлексия |
Ребята! Оцените работу на уроке с помощью смайлика. |
Ребята оценивают свою работу |
К. формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы |
Умение анализировать свою деятельность на уроке |
Приложение
Инструктивная карточка – рабочий лист «Исследование строения клетки»
Лабораторная работа «Исследование строения растительной клетки»
Цель: изучить строение растительных клеток, создать макет-аппликацию «строение растительной клетки», составить приложение к макету.
План работы:
1. Рассмотрите микропрепарат «Кожица лука», используя цифровой микроскоп комплекса «НаукоЛаб». Найдите оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль и подпишите на рисунке ниже…
Клетки кожицы под микроскопом
|
|
Схематический рисунок клеток кожицы лука
|
2. Рассмотрите микропрепарат «Лист камелии».
|
Поразмышляйте над вопросом: «Чем клеточное строение листа камелии отличается от строения кожицы лука?» Какие органоиды, которых нет в кожице лука, присутствуют в клетках листа камелии? Каким образом эти органоиды связаны с окраской листьев? Сформулируйте ответ.
|
Запишите ответ: Строение листа камелии отличается от строения кожицы лука тем, что _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Используя заготовки, создайте макет-аппликацию «Строение растительной клетки». На макете каждый компонент клетки обозначить цифрой. К макету сделать приложение, используя материал параграфа 7 и таблицу в тетради, в котором придумать вопрос для каждого компонента клетки.
1. _____________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________________
7._____________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.