Урок истории на тему: Окончание Смутного времени.
Класс: 7
Цели и задачи урока: познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: гетман, интервенция, Семибоярщина; описывать планы иностранных государств по отношению к России; определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины; оценивать деятельность правительства во главе с Ф.И.Мстиславским; определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны; оценивать значение восшествия на престол династии Романовых; овладевать целостным представлением об историческом пути русского народа при помощи исследования различных документов (исторической карты, отрывков из исторических источников, произведений древнерусской культуры); применять основные хронологические понятия, термины; метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к героическому прошлому Отечества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и значение истории в жизни человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг – действие человека, совершенное во имя других.)
- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)
- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)
- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.)
- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? Какое время было? (Смутное время.)
- Что такое Смута? (непонятное время, тревожное, опасное).
Сколько же оно могло уже продолжаться? Должен же когда-нибудь наступить ему конец. Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? ( Окончание Смутного времени)
Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?
3. Изучение нового материала.
К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся)
Ø Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором».
Ø Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву.
Ø После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем.
1) Распад тушинского лагеря. (работа с учебником)
У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому.
*позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава.( .Был категорически против.)
* Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?( Русская Православная Церковь рассылала письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов)
* Почему распался Тушинский лагерь(Неудачи в боях, невыплата жалования, побег Лжедмитрия 2)
2) Семибоярщина (просмотр видеоурока).
В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.
Период правления 7 бояр вошел в историю под названием Семибоярщина.
Запись в тетрадь:
Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени.
3)Работа с учебником : вывод: под угрозу поставлена независимость страны, - произошло пробуждение народа, он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.
4) Работа в группах:
1- первое ополчение (январь-июль 1611 год),
2- второе ополчение (сентябрь 1611-октябрь 1612 год),
Результат - составление таблицы:
Народное ополчение
|
Первое ополчение
|
Второе ополчение
|
Центр формирования |
Рязань
|
Нижний Новгород
|
Руководители
|
Прокопий Ляпунов
|
Кузьма Минин Дмитрий Пожарский
|
Основной состав |
Дворяне, казаки, черносошные крестьяне, горожане, «тушинские» бояре и воеводы, служилые люди из лагеря Лжедмитрия II.
|
Мелкие и средние дворяне, горожане, крестьяне, казаки. Многонациональный состав.
|
Итоги деятельности
|
Не удалось освободить Москву. В результате противоречий между казаками и дворянами был убит П. Ляпунов
|
Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы.
|
5) Освобождение Москвы. ( работа с учебником и заполнение хронологической таблицы в тетрадях:
Дата |
Событие |
22 августа 1612 г. |
Первый бой с отрядами Ходкевича. Объединение отрядов Трубецкого(остатков Первого ополчения) со Вторым ополчением.
|
24 августа 1612 г.
|
Победа ополченцев в сражении. Бегство Ходкевича из Москвы.
|
Сентябрь-Октябрь 1612 г.
|
Осада Вторым ополчением Кремля и Китай-города. |
22 октября 1612 г. |
Ополченцы захватили Китай-город. |
4 ноября 1612 г.
|
Сдача остатков польского гарнизона, засевшего в Кремле. Полное освобождение Москвы от захватчиков.
|
Подвиг Ивана Сусанина – в учебнике, видеоурок.
* Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?( Вызвало мощный подъем народного движения против захватчиков)
* В связи с чем потребовалось избрание на российский престол нового царя?( Необходимо было решить вопрос о восстановлении государственности.)
6). Земский собор 1613 год
Работа с документом на ответы на вопросы.
- Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?
Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирский и татарский народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой
А мнением: да! Мнением народным.
- Какое событие описывает А.С. Пушкин? (Смутное время)
- Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение? ( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)
- Какой праздник мы отмечает 4 ноября? (день народного единства)
Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?
Итоги Смутного времени (запись в тетради)
• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства.
• Новая династия. • Потеря территории.
• Укрепление царской власти.• Убыль населения
• Сохранения единства страны.
• Усиление роли Земских соборов
4. Домашнее задание.
Дается дифференцированное домашнее задание
1-уровень прочитать параграф
2-уровень придумать кроссворд на тему «Смутное время в России»
3-уровень написать эссе на тему : « Смута-трагедия, очищение и возрождение России».
5. Рефлексия.
1. Что я запомнил? Назовите:
- два самых важных имени,
- два самых важных события,
- два самых важных качества личности лидера,
- две причины победы русского народа в борьбе с иноземцами.
2. Что мне понравилось делать сегодня на уроке?
А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1.Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что __________________
4. Мне более всего запомнилось, что_______________
Подведение итогов Подводит итоги работы класса, отдельных учащихся. Воспринимают оценку учителя
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.