Урок истории на тему: Окончание Смутного времени. Класс: 7
Оценка 4.9

Урок истории на тему: Окончание Смутного времени. Класс: 7

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
7 кл—11 кл +1
08.02.2021
Урок истории на тему: Окончание Смутного времени. Класс: 7
познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты
7кл.docx

Урок истории на тему: Окончание Смутного времени.

Класс: 7

Цели и задачи урока: познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты.

Планируемые результатыпредметные: давать определения понятий: гетман, интервенция, Семибоярщина; описывать планы иностранных государств по отношению к России; определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины; оценивать деятельность правительства во главе с Ф.И.Мстиславским; определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны; оценивать значение восшествия на престол династии Романовых; овладевать целостным представлением об историческом пути русского народа при помощи исследования различных документов (исторической карты, отрывков из исторических источников, произведений древнерусской культуры); применять основные хронологические понятия, термины; метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к героическому прошлому Отечества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и значение истории в жизни человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг – действие человека, совершенное во имя других.)

- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)

- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)

- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.)

- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? Какое время было? (Смутное время.)

- Что такое Смута? (непонятное время, тревожное, опасное).

Сколько же оно могло уже продолжаться? Должен же когда-нибудь наступить ему конец. Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? ( Окончание Смутного времени)

Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?

3. Изучение нового материала.

К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся)

Ø​ Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором».

Ø​ Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву.

Ø​ После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем.

1) Распад тушинского лагеря. (работа с учебником)

У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому.

*позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава.( .Был категорически против.)

* Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?( Русская Православная Церковь рассылала письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов)

* Почему распался Тушинский лагерь(Неудачи в боях, невыплата жалования, побег Лжедмитрия 2)

2) Семибоярщина (просмотр видеоурока).

В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.

Период правления 7 бояр вошел в историю под названием Семибоярщина.

Запись в тетрадь:

Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени.

3)Работа с учебником : вывод: под угрозу поставлена независимость страны, - произошло пробуждение народа, он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

4) Работа в группах:

1- первое ополчение (январь-июль 1611 год),

2- второе ополчение (сентябрь 1611-октябрь 1612 год),

Результат - составление таблицы:

 

Народное ополчение

 

Первое  ополчение

 

Второе ополчение

 

Центр формирования

Рязань

 

Нижний Новгород

 

Руководители

 

Прокопий

Ляпунов

 

Кузьма Минин

Дмитрий Пожарский

 

Основной состав

Дворяне, казаки, черносошные крестьяне, горожане, «тушинские» бояре и воеводы, служилые люди из лагеря Лжедмитрия II.

 

Мелкие и средние дворяне, горожане, крестьяне, казаки. Многонациональный состав.

 

Итоги деятельности

 

Не удалось освободить Москву. В результате противоречий между казаками и дворянами был убит П. Ляпунов

 

Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы.

 

5) Освобождение Москвы. ( работа с учебником и заполнение хронологической таблицы в тетрадях:

Дата

Событие

22 августа 1612 г.

Первый бой с отрядами Ходкевича. Объединение отрядов Трубецкого(остатков Первого ополчения) со Вторым ополчением.

 

24 августа 1612 г.

 

Победа ополченцев в сражении. Бегство Ходкевича из Москвы.

 

Сентябрь-Октябрь

1612 г.

 

Осада Вторым ополчением Кремля и Китай-города.

22 октября 1612 г.

Ополченцы захватили Китай-город.

4 ноября 1612 г.

 

 

Сдача остатков польского гарнизона, засевшего в Кремле. Полное освобождение Москвы от захватчиков.

 

Подвиг Ивана Сусанина –  в учебнике, видеоурок.

* Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?( Вызвало мощный подъем народного движения против захватчиков)

* В связи с чем потребовалось избрание на российский престол нового царя?( Необходимо было решить вопрос о восстановлении государственности.)

6). Земский собор 1613 год

Работа с документом на  ответы на вопросы.

- Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирский и татарский народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой

А мнением: да! Мнением народным.

- Какое событие описывает А.С. Пушкин? (Смутное время)

- Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение? ( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)

- Какой праздник мы отмечает 4 ноября? (день народного единства)

Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?

Итоги Смутного времени (запись в тетради)

• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства.

• Новая династия. • Потеря территории.

• Укрепление царской власти.• Убыль населения

• Сохранения единства страны.

• Усиление роли Земских соборов

4. Домашнее задание.

Дается дифференцированное домашнее задание

1-уровень прочитать параграф

2-уровень придумать кроссворд на тему «Смутное время в России»

3-уровень написать эссе на тему : « Смута-трагедия, очищение и возрождение России».

5. Рефлексия.

1. Что я запомнил? Назовите:

- два самых важных имени,

- два самых важных события,

- два самых важных качества личности лидера,

- две причины победы русского народа в борьбе с иноземцами.

2. Что мне понравилось делать сегодня на уроке?

 А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

 1.Я узнал (а), что ________________________

 2. Я был удивлен (а) тем, что _______________

3. Мне понравилось, что __________________

 4. Мне более всего запомнилось, что_______________

Подведение итогов Подводит итоги работы класса, отдельных учащихся. Воспринимают оценку учителя


 

Урок истории на тему: Окончание

Урок истории на тему: Окончание

Когда человек готов на подвиг ради

Когда человек готов на подвиг ради

Почему распался Тушинский лагерь(Неудачи в боях, невыплата жалования, побег

Почему распался Тушинский лагерь(Неудачи в боях, невыплата жалования, побег

Освобождение Москвы. ( работа с учебником и заполнение хронологической таблицы в тетрадях:

Освобождение Москвы. ( работа с учебником и заполнение хронологической таблицы в тетрадях:

Итоги Смутного времени (запись в тетради) •

Итоги Смутного времени (запись в тетради) •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2021