Технологическая карта урока истории
Предмет, класс |
История России, 6 класс |
||
УМК, автор программы |
УМК «История России» под редакцией Торкунова А. В. (6 класс) |
||
Тема урока, № урока в рабочей программе |
№14: «Место и роль Руси в Европе» |
||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||
Длительность урока |
40 мин. |
||
Цель урока |
Сформировать представление о позиции Древней Руси в современном ему мире |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
Познакомить учащихся с политической картой Европы в IX-XI вв. Охарактеризовать отношения Руси с Византийской Империей, со странами Центральной, Западной и Северной Европой, с кочевниками и странами Востока. Оценить роль Руси в международной торговле. Определить уровень и логичность системы знаний учащихся по изучаемой теме |
Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником. Учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять ее в разных формах. Видеть причинно-следственные связи. |
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор. Формировать эмоционально-ценностное отношение к духовным ценностям и личностям древнерусских подвижников и святых. |
|
Планируемые результаты урока |
Предметные знания и умения |
Личностные качества, метапредметные УУД |
|
- определять исторические процессы и события во времени; - применять основные хронологические понятия и термины «международные отношения», «торговля»; - характеризовать отношения Руси с кочевниками, Византийской Империей, странами Европы и Востока; - овладевать целостными представлениями о роли Руси в международной торговле; - овладевать знаниями при работе с «Политической картой Европы в IX-XI вв.; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; - применять понятийный аппарат исторического знания; - соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; |
Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов отечественной истории, делать выводы; - извлекать информацию из различных источников и оформлять её в логические цепочки; - определять проблему на основе текста; - давать характеристику международной торговле Руси с другими странами; - выделять главную и второстепенную информацию; - применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;
Коммуникативные: - формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию в ходе дискуссии; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока; - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; - уметь оценить свою работу на уроке; составлять план действий; - соотносить свои действия с планируемыми результатами; - осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала.
Личностные: - формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; - оценивать исторические события и роль духовной сферы в жизни общества; - осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |
||
Методическое обоснование урока |
Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый учащийся смог достичь поставленной цели урока. |
||
ИОС урока |
Учебно-методическое обеспечение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
|
УМК «История России» под редакцией Торкунова А. В. (6 класс) №14. |
|
Компьютер, выход в Интернет. |
Название этапа |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые |
Организационный момент |
Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на продуктивную работу, создать комфортную обстановку на уроке |
Приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами узнаем много нового и интересного, надеюсь на Вашу плодотворную работу! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?» |
Приветствуют учителя: «Здравствуйте, Ксения Юрьевна!»
Учащиеся проверяют готовность к уроку (учебник, тетради, наличие письменно выполненного домашнего задания, наличие письменных принадлежностей) |
Личностные: - осознанное, доброжелательное отношение к другому человеку; - выработка учебной мотивации; Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний, проверка домашнего задания. Цель этапа: проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. |
Вспомнить и обобщить имеющиеся знания |
Учитель
объясняет учащимся поставленную задачу:
«Молодец! Присаживайся. Следующее задание то же самое, но определение другое – «общество». Есть желающий выполнить у доски задание?»
«Хорошо, присаживайся. Снова обращаемся к доске – новое задание. На прошлом уроке мы с Вами составляли таблицу, где подробно расписали слои населения, отнеся их либо в «свободное население Руси», либо в «зависимое население Руси». Прошу воспроизвести эту таблицу на доске: отнести определенный слой населения к категории «зависимого» или «свободного». Кто хочет выполнить задание?»
«Молодец, теперь ответь, пожалуйста, на вопрос: «С возникновением чего стало появилось зависимое население?»
«Хорошо, а каким понятием мы можем назвать личные владения, с появлением которых возникло зависимое население на Руси? Вопрос к классу, а Вы можете занять свое место»
«Сформулируйте полное определение «вотчина»»
«Давайте с Вами вспомним другие определения. Что такое духовенство?»
«Какое духовенство бывает?»
«Отлично. Кто знает, кто такие люди? Именно в категории свободного населения»
«Хорошо, а кто такие бояре?»
«К старшей или младшей дружине относились бояре?»
«Кто такие холопы или челядь?»
«Отлично, а кто такие смерды?»
«Дайте определение понятию «рядовичи»?»
«Кто такие закупы?»
«Вижу, определения Вы выучили. Вспомним, что сделал князь Владимир, учредив церковную организацию?»
«Как называлась первая большая княжеская церковь, построенная в Киеве на средства от этих сборов?»
«Где она была построена?»
«В первые века истории Руси в Церкви было велико влияние какой страны?»
«Приведите пример такого влияния»
«Хорошо. Чему способствовало обстоятельство перевода церковных книг и писаний, которые стали понятны русским жителям?»
«Хорошо, снова работаем с доской. Задание – расположить в правильной последовательности подчиненность в церковной организации. Эту схему мы рисовали в тетради. Кто хочет поработать у доски?»
«Молодец. Кто такой митрополит?»
«Кто такой епископ? Вопрос классу, можешь присаживаться»
«Ребята, что такое монастырь?»
«А кто такой – монах?»
«Посмотрите на слайд. Этот монастырь стал одним из первых известных монастырей на Руси. Как он назывался?»
«Да, верно, кто его основал?»
«Посмотрите на экран, это Киево-Печерский монастырь в наши дни»
«А вот Антоний Печерский, пришедший из Любеча и в поисках уединения поселившийся в печере (пещере). Обрел последователей. На фото справа – его келья»
«Посмотрите на картинку, справа монах Антоний, а слева – кто? Он был самым известным последователем Антония, как его звали?»
«Откуда пришел Феодосий?»
«Кто такие миссионеры?»
«К началу XIII века монастыри существовали почти во всех землях и крупных городах Руси. Выберите из списка на экране наиболее известные монастыри»
«Хорошо,
попрошу выборочно сдать тетради на проверку с домашним заданием – таблицей
(фамилии обучающихся). Давайте проверим, кто хочет озвучить? Называем
духовные ценности язычества.
«Молодцы! Примерно такая же таблица получилась и у меня, можете сравнить. Хорошо поработали.»
|
Обучающийся, желающий поработать с заданием у доски, поднимает руку и составляет определение из отдельных слов и фраз. «Народность - большая группа людей, живущая на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой и традициями»
Обучающийся составляет из отдельных слов и фраз на доске при помощи магнитов определение. «Общество – люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве»
Желающий выполнить задание обучающийся поднимает руку и выполняет задание. «Свободное население»: князь, дружина (старшая – бояре, младшая), духовенство, купцы, ремесленники, люди. «Зависимое население»: холопы или челядь, смерды, рядовичи, закупы.
Ответ обучающегося: «С возникновением личных владений»
Ответ другого обучающегося: «Вотчина»
Ответ: «вотчина – крупная земельная собственность, принадлежащая знатному человеку на Руси на правах наследования»
Ответ: «духовенство – служители культа в религиях, исповедующих веру в Единого Бога»
Ответ: «Черное – монахи, жившие в монастырях и белое – священники, служившие в соборах и обычных церквях»
Ответ: «люди – свободные земледельцы или простые свободные жители Руси»
Ответ: «бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин»
Ответ: «к старшей»
Ответ: «холопы – наиболее бесправное население Руси, рабы»
Ответ: «смерды – свободные крестьяне в Древней Руси»
Ответ: «рядовичи – люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определенной работы»
Ответ: «закупы – люди, получившие купу – заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу»
Ответ: «выделил в ее пользу десятую часть своих доходов»
Ответ: «Десятинная»
Ответ: «В Киеве»
Ответ: «Византии»
Ответ: «Русь приняла византийские традиции богослужения и церковного искусства. Как и в Византии, тексты на службах пели, особенным почитание пользовались иконы. Всю христианскую литература получила Русь от Византии, была доступна в переводе на славянский большинству людей»
Ответ: «Распространению христианства, сближению церковной и народной культуры»
Желающий выполнить задание у доски расставляет все элементы в следующей последовательности: 1.
Константинопольский Патриарх
Тот же ученик
отвечает:
Ответ: «епископ – глава крупной церковной области»
Ответ: «монастырь – религиозная община монахов или монахинь, а также специальное место, где живут монахи»
Ответ: «монах – человек, отрекшийся от обычной жизни, семьи и друзей, посвятивший себя служению Богу»
Слайд № 1. Ответ: «Киево-Печерский монастырь»
Ответ: «Антоний Печерский»
Смотрят слайд №2.
Смотрят слайд №3.
Слайд №4. Отвечают: «Феодосий»
Ответ: «Из Курска»
Ответ: «миссионеры – просветители населения, незнакомого с христианством»
Слайд №5. Ответ: Все монастыри, кроме Феодосиева и Миссионерского.
Слайд №6. Домашнее задание – таблица. Сдают на проверку домашнее задание выбранные ученики. Другие озвучивают, что написали в первой колонке: духовные ценности язычества. Возможные ответы: 1) процветал культ силы; 2) отдельный
человек вне коллектива не имел значения; Для
христианства: 2) благочестие
– регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и больным.
Авторитет старшего, незыблемость семьи и рода;
Сравнивают свои таблицы с таблицей на слайде №7. |
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - применять установленные правила в планировании способа действия; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - организовать выполнение заданий учителя.
Личностные: - выражение готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Цель этапа: выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности |
Настроить обучающихся на плодотворную работу по изучению новой темы, сформулировать цель урока |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока.
«Ребята, посмотрите на политическую карту IX-XI вв. на слайде. Что Вы видите?»
«Как Вы думаете, о чем мы сегодня с Вами поговорим?»
«Хорошо, записываем себе в тетради тему урока: «Место и роль Руси в Европе»
«Ребята, как Вы думаете, о чем мы с Вами поговорим сегодня? Посмотрите на план»
«Верно. И сегодня на уроке мы должны с Вами ответить на проблемный вопрос: «Какие позиции занимала Руси в современном ему мире?»
|
Высказывание своих мыслей по теме сегодняшнего урока. Постановка целей и задач урока при помощи учителя.
Смотрят слайд
№8. Возможные ответы: «Древнерусское государство и другие государства»
Возможные
ответы:
Слайд №9. Записывают тему урока.
Слайд №10.
Возможные ответы:
Слайд №11. Видят проблемный вопрос.
|
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Личностные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
Открытие новых знаний. Цель этапа: изучить новую тему |
Сформировать представление о позиции Руси в современном ему мире. |
«Откройте учебнике на странице 77, изучите первый пункт»
«Давайте покажем их на карте, кто хочет попробовать?»
«Отлично. Теперь мы с Вами разделимся на
три группы. 1 ряд, Ваша команда называется «Русь и Византия», Вы изучаете
пункт 2 на странице 78 «Отношения Руси с Византийской империей»,
«Итак, приглашаю по три человека от каждой команды на обсуждение Ваших вопросов, другие ребята делают конспекты себе в тетради. Пишем «Отношения Руси с Византией»»
«Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь вторая команда, «Русь и Европа», озвучит нам свои ответы на пункты»
«Хорошо, можете садиться. Команда «Русь, кочевники и страны Востока», Вам слово»
«Молодцы. Какой вывод мы можем сделать, изучив вопросы о взаимоотношениях Руси с другими государствами?»
«Отлично, теперь все вместе изучим пункт 5 на странице 80 «Русь в международной торговле». Читаем и озвучим основные идеи данного пункта, смотрим на карту экономического развития Руси на страницах 82-83, чем торговали, что разводили?»
«Молодцы!» |
Слайд №13. Показывают на карте Русь, Германию, Францию, Италию, Датское королевство, Норвежское королевство, Шведское королевство, Польское и Чешское княжества, Болгарское царство, Хорватское королевство, Сербское княжество, Византийскую империю.
Делятся по рядам и выполняют задание, пункты для письменного ответа на слайде №14.
Слайд №15. 3 обучающихся от 1 ряда, команды «Русь и Византия», зачитывают свои ответы у доски. Возможные
ответы: 3. Династические браки: женитьба Владимира Святославича на византийской княжне Анне, сестре двух византийских императоров. Сын Ярослава Мудрого Всеволод был женат на греческой княжне. Византийские принцессы были женами внуков Ярослава Мудрого Олега и Святополка, сына Владимира Мономаха Юрия. 4. Русские купцы получили льготы для ведения торговли в Константинополе.
Слайд №16. Выступление
ребят 2 команды. Возможные ответы: 2. Военные
походы – прочерк 4. Торговые связи совпадают с пунктом 1.
Слайд №17. Выступление
ребят 3 ряда. Возможные ответы:
Возможный
ответ: «Русь была одним из самых крупных европейских государств, с ней
считались многие страны»
Слайд №18. Читают
пункт 5 на странице 80. Делают выводы: Чем торговали,
что разводили? |
Познавательные: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - формировать навыки работы в парах; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - выделять главное, критически оценивать достоверность информации; - переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Регулятивные: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять способы для достижения поставленной цели; - организовать выполнение заданий учителя; - действовать по алгоритму, правилу;
Личностные: - делать выводы по результатам работы; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности, оценивание Цель этапа: формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. |
Обучающимся необходимо обсудить итоги работы на уроке, ответив на проблемный вопрос |
«Ребята, давайте теперь ответим на наш проблемный вопрос: «Какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире?»
«Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас мы проведем диктант по терминам, подписываем листочки. Вам дано определение, нужно написать, что оно означает»
«А теперь запишем домашнее задание». |
Слайд №19. Возможные ответы: 1. Русь занимала ключевую роль в экономической, политической, торговой сферах с другими государствами; 2. Укреплялись связи Руси с другими государствами с помощью династических браков; 3. Русь
предпринимала военные походы против кочевников, но и устанавливала с ними
династические и торговые связи.
Выполняют работу по терминам. |
Познавательные: -систематизировать, обобщить изученное; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.
Коммуникативные: - высказывать свои суждения, доказывать правоту; - аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; - выступать публично; - высказывать суждения по результатам сравнения; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.
Регулятивные: - оценивать коллективную работу и свой вклад; - оценивать работу друг друга; - оценивать свою работу на уроке на разных этапах;
Личностные: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов. |
Домашнее задание |
|
На слайде: «Место и роль Руси в Европе» страницы 77-81. Написать эссе - вопрос №3 стр. 81 «Думаем, сравниваем и размышляем»: «Роль Руси в международной торговле IX-XII вв.» (150 слов) Есть ли у Вас вопросы по теме урока?»
«Всего доброго!»
|
Записывают домашнее задание с доски. Слайд №20.
Задают вопросы.
«До свидания!»
|
Познавательные: извлечение
необходимой информации из монологической речи учителя; - оценивание процессов и результатов деятельности;
Регулятивные: - волевая саморегуляция; -осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.