Урок истории по теме "Место и роль Руси в Европе" (6 класс)

  • docx
  • 03.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Место и роль Руси в Европе» урок.docx

Технологическая карта урока истории

 

Предмет, класс

История России, 6 класс

УМК, автор программы

УМК «История России» под редакцией Торкунова А. В. (6 класс)

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№14: «Место и роль Руси в Европе»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Длительность урока

40 мин.

Цель урока

Сформировать представление о позиции Древней Руси в современном ему мире

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Познакомить учащихся с политической картой Европы в IX-XI вв.

Охарактеризовать отношения Руси с Византийской Империей, со странами Центральной, Западной и Северной Европой, с кочевниками и странами Востока.

Оценить роль Руси в международной торговле.

Определить уровень и логичность системы знаний учащихся по изучаемой теме

Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.

Учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять ее в разных формах.

Видеть причинно-следственные связи.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор. Формировать эмоционально-ценностное отношение к духовным ценностям и личностям древнерусских подвижников и святых.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

- определять исторические процессы и события во времени;

- применять основные хронологические понятия и термины «международные отношения», «торговля»;

-  характеризовать отношения Руси с кочевниками, Византийской Империей, странами Европы и Востока;

- овладевать целостными представлениями о роли Руси в международной торговле;

- овладевать знаниями при работе с «Политической картой Европы в IX-XI вв.;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы;

- применять понятийный аппарат исторического знания;

- соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов отечественной истории, делать выводы;

- извлекать информацию из различных источников и оформлять её в логические цепочки;

- определять проблему на основе текста;

- давать характеристику международной торговле Руси с другими странами;

- выделять главную и второстепенную информацию;

- применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;

 

Коммуникативные:

- формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию в ходе дискуссии;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

 

Регулятивные:

 - самостоятельно формулировать цель урока;

 - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

 - уметь оценить свою работу на уроке;

составлять план действий; - соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала.

 

Личностные:

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;

- оценивать исторические события и роль духовной сферы в жизни общества;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый учащийся смог достичь поставленной цели урока.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

 

 УМК «История России» под редакцией Торкунова А. В. (6 класс) №14.

 

Компьютер, выход в Интернет.

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые
УУД

Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на продуктивную работу, создать комфортную обстановку на уроке

Приветствие:

 

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами узнаем много нового и интересного, надеюсь на Вашу плодотворную работу! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?»

Приветствуют учителя:

«Здравствуйте, Ксения Юрьевна!»

 

 

 

 

 

Учащиеся проверяют готовность к уроку (учебник, тетради, наличие письменно выполненного домашнего задания, наличие письменных принадлежностей)

Личностные:

- осознанное, доброжелательное отношение к другому человеку;

- выработка учебной мотивации;

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Цель этапа:  проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Вспомнить и обобщить имеющиеся знания

Учитель объясняет учащимся поставленную задачу:
«Перед тем, как перейти к новой теме и интересному виду работы, предлагаю Вам вспомнить уже изученное. На доске из отдельно взятых слов и фраз нужно дать определение понятию «народность». Кто хочет выполнить задание у доски?»

 

«Молодец! Присаживайся. Следующее задание то же самое, но определение другое – «общество». Есть желающий выполнить у доски задание?»

 

«Хорошо, присаживайся. Снова обращаемся к доске – новое задание. На прошлом уроке мы с Вами составляли таблицу, где подробно расписали слои населения, отнеся их либо в «свободное население Руси», либо в «зависимое население Руси». Прошу воспроизвести эту таблицу на доске: отнести определенный слой населения к категории «зависимого» или «свободного». Кто хочет выполнить задание?»

 

«Молодец, теперь ответь, пожалуйста, на вопрос: «С возникновением чего стало появилось зависимое население?»

 

«Хорошо, а каким понятием мы можем назвать личные владения, с появлением которых возникло зависимое население на Руси? Вопрос к классу, а Вы можете занять свое место»

 

«Сформулируйте полное определение «вотчина»»

 

 

 

 

«Давайте с Вами вспомним другие определения. Что такое духовенство?»

 

«Какое духовенство бывает?»

 

 

 

 

 

 

«Отлично. Кто знает, кто такие люди? Именно в категории свободного населения»

 

«Хорошо, а кто такие бояре?»

 

 

 

 

«К старшей или младшей дружине относились бояре?»

 

«Кто такие холопы или челядь?»

 

 

 

«Отлично, а кто такие смерды?»

 

 

«Дайте определение понятию «рядовичи»?»

 

 

 

«Кто такие закупы?»

 

 

 

 

 

 

 

«Вижу, определения Вы выучили. Вспомним, что сделал князь Владимир, учредив церковную организацию?»

 

«Как называлась первая большая княжеская церковь, построенная в Киеве на средства от этих сборов?»

 

«Где она была построена?»

 

«В первые века истории Руси в Церкви было велико влияние какой страны?»

 

«Приведите пример такого влияния»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Хорошо. Чему способствовало обстоятельство перевода церковных книг и писаний, которые стали понятны русским жителям?»

 

«Хорошо, снова работаем с доской. Задание – расположить в правильной последовательности подчиненность в церковной организации. Эту схему мы рисовали в тетради. Кто хочет поработать у доски?»

 

«Молодец. Кто такой митрополит?»

 

 

 

«Кто такой епископ? Вопрос классу, можешь присаживаться»

 

«Ребята, что такое монастырь?»

 

 

 

 

 

«А кто такой – монах?»

 

 

 

 

 

«Посмотрите на слайд. Этот монастырь стал одним из первых известных монастырей на Руси. Как он назывался?»

 

«Да, верно, кто его основал?»

 

«Посмотрите на экран, это Киево-Печерский монастырь в наши дни»

 

«А вот Антоний Печерский, пришедший из Любеча и в поисках уединения поселившийся в печере (пещере). Обрел последователей. На фото справа – его келья»

 

«Посмотрите на картинку, справа монах Антоний, а слева – кто? Он был самым известным последователем Антония, как его звали?»

 

«Откуда пришел Феодосий?»

 

«Кто такие миссионеры?»

 

 

 

 

«К началу XIII века монастыри существовали почти во всех землях и крупных городах Руси. Выберите из списка на экране наиболее известные монастыри»

 

«Хорошо, попрошу выборочно сдать тетради на проверку с домашним заданием – таблицей (фамилии обучающихся). Давайте проверим, кто хочет озвучить? Называем духовные ценности язычества.
А в христианстве появились какие духовные ценности взамен языческих?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы! Примерно такая же таблица получилась и у меня, можете сравнить. Хорошо поработали.»

 

Обучающийся, желающий поработать с заданием у доски, поднимает руку и составляет определение из отдельных слов и фраз.

«Народность - большая группа людей, живущая на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой и традициями»

 

 

 

 

Обучающийся составляет из отдельных слов и фраз на доске при помощи магнитов определение.

«Общество – люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве»

 

Желающий выполнить задание обучающийся поднимает руку и выполняет задание.

«Свободное население»: князь, дружина (старшая – бояре, младшая), духовенство, купцы, ремесленники, люди.

«Зависимое население»: холопы или челядь, смерды, рядовичи, закупы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ обучающегося: «С возникновением личных владений»

 

 

 

 

 

 

 

Ответ другого обучающегося: «Вотчина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: «вотчина – крупная земельная собственность, принадлежащая знатному человеку на Руси на правах наследования»

 

Ответ: «духовенство – служители культа в религиях, исповедующих веру в Единого Бога»

 

Ответ: «Черное – монахи, жившие в монастырях и белое – священники, служившие в соборах и обычных церквях»

 

 

 

Ответ: «люди – свободные земледельцы или простые свободные жители Руси»

 

 

Ответ: «бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин»

 

Ответ: «к старшей»

 

 

 

 

Ответ: «холопы – наиболее бесправное население Руси, рабы»

 

Ответ: «смерды – свободные крестьяне в Древней Руси»

 

Ответ: «рядовичи – люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определенной работы»

 

Ответ: «закупы – люди, получившие купу – заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу»

 

Ответ: «выделил в ее пользу десятую часть своих доходов»

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: «Десятинная»

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: «В Киеве»

 

 

Ответ: «Византии»

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: «Русь приняла византийские традиции богослужения и церковного искусства. Как и в Византии, тексты на службах пели, особенным почитание пользовались иконы. Всю христианскую литература получила Русь от Византии, была доступна в переводе на славянский большинству людей»

 

Ответ: «Распространению христианства, сближению церковной и народной культуры»

 

 

 

 

Желающий выполнить задание у доски расставляет все элементы в следующей последовательности:

1. Константинопольский Патриарх
2. Митрополит
3. Епископы
4. Духовенство (белое и черное)

 

 

Тот же ученик отвечает:
«глава крупного церковного округа или глава РПЦ»

 

Ответ: «епископ – глава крупной церковной области»

 

 

 

Ответ: «монастырь – религиозная община монахов или монахинь, а также специальное место, где живут монахи»

 

Ответ: «монах – человек, отрекшийся от обычной жизни, семьи и друзей, посвятивший себя служению Богу»

 

Слайд № 1. Ответ: «Киево-Печерский монастырь»

 

 

 

 

 

 

Ответ: «Антоний Печерский»

 

Смотрят слайд №2.

 

 

 

 

 

Смотрят слайд №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4. Отвечают: «Феодосий»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: «Из Курска»

 

 

Ответ: «миссионеры – просветители населения, незнакомого с христианством»

 

Слайд №5. Ответ:

Все монастыри, кроме Феодосиева и Миссионерского.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6. Домашнее задание – таблица. Сдают на проверку домашнее задание выбранные ученики. Другие озвучивают, что написали в первой колонке: духовные ценности язычества.

Возможные ответы:

1) процветал культ силы;

2) отдельный человек вне коллектива не имел значения;
3) отношения как с богами, так и с людьми строились на принципе: «ты – мне, я – тебе».

Для христианства:
1) главная ценность – любовь к Богу и ближнему;

2) благочестие – регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и больным. Авторитет старшего, незыблемость семьи и рода;
3) отрешение от мирских радостей ради духовной жизни.

 

Сравнивают свои таблицы с таблицей на слайде №7.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

 

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- организовать выполнение заданий учителя.

 

Личностные:

- выражение готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

Настроить обучающихся на плодотворную работу по изучению новой темы, сформулировать цель урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока.

 

«Ребята, посмотрите на политическую карту IX-XI вв. на слайде. Что Вы видите?»

 

 

 

 

«Как Вы думаете, о чем мы сегодня с Вами поговорим?»

 

 

 

 

 

 

 

«Хорошо, записываем себе в тетради тему урока: «Место и роль Руси в Европе»

 

«Ребята, как Вы думаете, о чем мы с Вами поговорим сегодня? Посмотрите на план»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Верно. И сегодня на уроке мы должны с Вами ответить на проблемный вопрос: «Какие позиции занимала Руси в современном ему мире?»

 

Высказывание своих мыслей по теме сегодняшнего урока.

Постановка целей и задач урока при помощи учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят слайд №8. Возможные ответы: «Древнерусское государство и другие государства»
«Различные государства представлены на карте»

 

Возможные ответы:
«о международных отношениях Руси с другими государствами»
«о роли Руси в Европе»
«о месте Руси в международных отношениях»

 

Слайд №9. Записывают тему урока.

 

 

 

 

Слайд №10. Возможные ответы:
«Политическая карта Европы в
IX-XI вв.»
«Отношения Руси с Византийской Империей»
«Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы»
«Отношения с кочевниками и странами Востока»
«Русь в международной торговле»

 

 

Слайд №11. Видят проблемный вопрос.

 

 

 

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

 

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 

Личностные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

Открытие новых знаний.

 Цель этапа: изучить новую тему

 

Сформировать представление о позиции Руси в современном ему мире.

 

«Откройте учебнике на странице 77, изучите первый пункт»

 

 

«Давайте покажем их на карте, кто хочет попробовать?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Отлично. Теперь мы с Вами разделимся на три группы. 1 ряд, Ваша команда называется «Русь и Византия», Вы изучаете пункт 2 на странице 78 «Отношения Руси с Византийской империей»,
2 ряд, Ваша команда называется «Русь и Европа», Вам на изучение пункт 3 на страницах 78-79 «Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы», 3 ряд, команда «Русь, кочевники и страны Востока», изучает вопрос на страницах 79-80 пункт 4 «Отношения с кочевниками и странами Востока». На основе вашего вопроса письменно в тетради делаете краткий конспект по пунктам: «1. Дипломатические связи;
2. Военные походы и результат;
3. Династические браки;
4. Торговые связи». Если какой-то пункт в Вашем вопросе отсутствует, ставите прочерк. Дипломатические связи и торговые могут совпадать»

 

 

«Итак, приглашаю по три человека от каждой команды на обсуждение Ваших вопросов, другие ребята делают конспекты себе в тетради. Пишем «Отношения Руси с Византией»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь вторая команда, «Русь и Европа», озвучит нам свои ответы на пункты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Хорошо, можете садиться. Команда «Русь, кочевники и страны Востока», Вам слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы. Какой вывод мы можем сделать, изучив вопросы о взаимоотношениях Руси с другими государствами?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Отлично, теперь все вместе изучим пункт 5 на странице 80 «Русь в международной торговле». Читаем и озвучим основные идеи данного пункта, смотрим на карту экономического развития Руси на страницах 82-83, чем торговали, что разводили?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №13. Показывают на карте Русь, Германию, Францию, Италию, Датское королевство, Норвежское королевство, Шведское королевство, Польское и Чешское княжества, Болгарское царство, Хорватское королевство, Сербское княжество, Византийскую империю.

 

Делятся по рядам и выполняют задание, пункты для письменного ответа на слайде №14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №15. 3 обучающихся от 1 ряда, команды «Русь и Византия», зачитывают свои ответы у доски.

Возможные ответы:
1. Дипломатические связи Русь установила с Византией;
2. Военные походы в 941, 944 и 971 гг. Русь совершала военные походы на Византию. Результат – мирные договоры.

3. Династические браки: женитьба Владимира Святославича на византийской княжне Анне, сестре двух византийских императоров. Сын Ярослава Мудрого Всеволод был женат на греческой княжне. Византийские принцессы были женами внуков Ярослава Мудрого Олега и Святополка, сына Владимира Мономаха Юрия.

4. Русские купцы получили льготы для ведения торговли в Константинополе.

 

 

 

Слайд №16. Выступление ребят 2 команды. Возможные ответы:
1. Дипломатические связи: широкие контакты со странами Востока и Запада. С Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Германией, Норвегией, Швецией, Англией, Францией.

2. Военные походы – прочерк
3. Династические браки: дочери Ярослава Мудрого с королями разных стран – королева Франции Анна. Иностранные принцессы стали женами сыновей Ярослава Мудрого.

4. Торговые связи совпадают с пунктом 1.

 

Слайд №17. Выступление ребят 3 ряда. Возможные ответы:
1. Дипломатические связи: Волжская Булгария
2. Военные походы: половцы, печенеги – борьба с кочевниками.
3. Династические браки: дочери степной знати становились женами князей, дочери князей выдавались замуж за знатных степняков.
4. Торговые отношения: с кочевниками, с Волжской Булгарией, Хорезмом, государствами и народами Кавказа.

 

Возможный ответ: «Русь была одним из самых крупных европейских государств, с ней считались многие страны»
«Русь укрепляла с другими государствами отношения»
«Сложные отношения с кочевниками, но помимо походов заключались и торговые договоры с ними»

 

Слайд №18. Читают пункт 5 на странице 80. Делают выводы:
1. Русь играла ключевую роль в европейской торговле
2. Положение торговых путей влияло на успешную торговлю
3. Русь вела торговлю по путям с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа, Средней Азией, Ближним Востоком.
4. Купцы из северных европейских земель добирались по Волге до Каспийского моря и, переплыв его, пересаживались на верблюдов и двигались дальше: в Багдад, Среднюю Азию, Индию или Китай
5. Особенно выгодна торговля с Востоком: пряности, шелковые и парчовые ткани, драгоценности, изделия ремесленников шли потоком через русские земли на Запад.

Чем торговали, что разводили?
Возможный ответ. 1. Киев – ремесленное производство, полотняное, кожевенное, обработка металлов, керамическое, гончарное, ювелирное

Познавательные:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- формировать навыки работы в парах;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи,

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

 

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- действовать по алгоритму, правилу;

 

     Личностные:
-  осуществлять самоконтроль;

- делать выводы по результатам работы;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности, оценивание

Цель этапа:  формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Обучающимся необходимо обсудить итоги работы на уроке, ответив на проблемный вопрос

 «Ребята, давайте теперь ответим на наш проблемный вопрос: «Какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас мы проведем диктант по терминам, подписываем листочки. Вам дано определение, нужно написать, что оно означает»

 

 

«А теперь запишем домашнее задание».

Слайд №19. Возможные ответы:

1. Русь занимала ключевую роль в экономической, политической, торговой сферах с другими государствами;

2. Укреплялись связи Руси с другими государствами с помощью династических браков;

3. Русь предпринимала военные походы против кочевников, но и устанавливала с ними династические и торговые связи.
4. Позиции Руси можно охарактеризовать как ключевые, поскольку происходило укрепление торговых, политических, экономических отношений.

 

Выполняют работу по терминам.

Познавательные:

-систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

 

Коммуникативные:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- выступать публично;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

 

Регулятивные:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

 

Личностные:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

Домашнее задание

 

На слайде: «Место и роль Руси в Европе» страницы 77-81. Написать эссе - вопрос №3 стр. 81 «Думаем, сравниваем и размышляем»: «Роль Руси в международной торговле IX-XII вв.» (150 слов)

Есть ли у Вас вопросы по теме урока?»

 

«Всего доброго!»

 

Записывают домашнее задание с доски. Слайд №20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы.

 

 

 

«До свидания!»

 

 

 

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи учителя;
- умение структурировать знания;

- оценивание процессов и результатов деятельности;

 

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению