Урок по истории и культуре Горного Алтая в 6 классе по теме:
«История и культура Горного Алтая – часть культурно-исторического наследия России»
Пояснительная записка
Урок разработан для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.
Тип: урок «открытия» нового знания.
Учебник: История и культура Горного Алтая: 5-6 классы. Учебное пособие/ Е. Е. Ямаева, С. В. Трифанова,
С. Н. Суховеркова - Горно-Алтайск, 2015. – 216с.
Количество часов: 34 учебных часа в год, 1 час в неделю.
Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о Республике Алтай как малой Родине, об основных исторических источниках.
Задачи:
1. Сформировать понятия: исторические источники: вещественные, этнографические, лингвистические, фольклорные, письменные.
2. Учить работать с текстом учебника, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
3. Продолжить работу по развитию коммуникативной культуры учащихся.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, физическая карта России, Республики Алтай.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от традиционных форм к активным методам и формам обучения, широкое использование резервов самостоятельной работы обучающихся. Урок по теме: «История и культура Горного Алтая – часть культурно-исторического наследия России» соответствует современным требованиям, в его основе - деятельностный метод обучения.
Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный. Он задает общее настроение на предстоящий урок, настраивает обучающихся на продуктивную работу, определяя ключевые действия учащихся на уроке: рассуждать, искать, открывать новые знания.
2 этап - актуализация знаний. Для активизации мыслительной деятельности используется беседа на основе личного опыта учащихся. На этом этапе определяется место предмета среди других школьных наук, связь с другими предметами.
3 этап – постановка учебной задачи. Используется прием «Таблица «З-Х-У»», который помогает определить границы «знания» и «незнания» учащихся.
4 этап - открытие нового знания. Учащиеся работают в группах, парах. Эти формы работы позволяют развивать коммуникативные УУД, умения сотрудничать, согласовывать свои действия с партнёрами, выслушивать разные точки зрения. Обсуждение результатов работы способствует развитию речи, логического мышления, умению выслушивать чужую или аргументированно отстаивать свою точку зрения. На этом этапе происходит развитие умений работы с текстом учебника.
5 этап – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. С помощью теста учитель проверяет осознанность усвоения нового знания, выясняет затруднения, корректирует ошибки.
6 этап – первичное закрепление. Использование приема «синквейн» позволяет не только закрепить полученные знания, но и применить их в новой учебной ситуации.
7 этап - рефлексия. На данном этапе учащиеся заполняют 3 колонку таблицы «З-Х-У», осознают значимость полученных знаний, их значение для дальнейшего обучения.
8 этап - домашнее задание. Дифференцировано, обязательное - для всех, дополнительное - для желающих.
Технологическая карта урока
Предмет |
История и культура Горного Алтая |
|
Класс |
6 |
|
Тема |
История и культура Горного Алтая – часть культурно-исторического наследия России |
|
Цель |
Способствовать формированию понятий: Алтай, Горный Алтай, исторические источники |
|
Задачи |
4. Сформировать понятия: Исторические источники, вещественные, лингвистические, этнографические, письменные 5. Учить работать с текстом учебника, сравнивать, выделять главное, делать выводы. 6. Продолжить работу по развитию коммуникативной культуры учащихся.
|
|
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания.
|
|
Вид урока |
Урок |
|
Основные термины, понятия |
Алтай, Горный Алтай, Республика Алтай, вещественные, лингвистические, этнографические, письменные источники
|
|
Планируемые результаты |
||
Предметные. Научатся: называть особенности Горного Алтая, населения Республики Алтай, виды исторических источников Получат возможность научиться: классифицировать исторические источник, расширить знания о своей малой Родине,
|
Метапредметные УУД Регулятивные: - определять, формулировать цель деятельности на уроке и анализировать условия достижения цели; - прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата, осуществлять самоконтроль.
Познавательные: - уметь осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; - проводить сравнение, анализ учебного материала, уметь выделять существенные характеристики объектов; - уметь устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщения, выводы. Коммуникативные: - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами; - уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, лаконично и точно выражать свои мысли; - слушать товарищей.
|
Личностные УУД: - уметь управлять своей познавательной деятельностью; - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
|
Организация пространства |
||
Формы работы |
Ресурсы |
|
Фронтальная Работа в парах Работа в группах
|
1. История и культура Горного Алтая: 5-6 классы. Учебное пособие/ Е. Е. Ямаева, С. В. Трифанова, С. Н. Суховеркова - Горно-Алтайск, 2015. – 216с. 2. Физическая карта России, физическая карта Республики Алтай. 3. Компьютер, проектор, экран, презентация. |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Цель этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности |
Подготовка к включению в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Приветствует учеников: Добрый день! Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
|
Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку.
Слушают учителя, включаются в учебную деятельность |
||||||
2. Актуализация знаний |
Актуализация знаний на основе личного опыта учащихся
|
Организует беседу по вопросам: 1. Что изучает история? 2.Как называется новый предмет, который мы с вами будем изучать? 3.Для чего нужно знать историю? 4. Как можно получить информацию о далёком прошлом? 5. Как называется наша малая Родина? 6. В состав, какой страны входит Республика Алтай? 7. Что вы знаете о нашей республике? Презентация |
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока совместно с учителем.
|
||||||
3.Постановка цели и задач урока |
Создание условий, в результате которых учащиеся выдвигают цель и формулируют задачи урока. |
Предлагает самостоятельно заполнить таблицу в тетрадях. |
Заполняют таблицу, формулируют цель и задачи урока.
|
||||||
4. Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний) |
Организация усвоения нового знания в результате самостоятельной и совместной работы с учителем |
Формирование понятий «Алтай», «Горный Алтай» - самостоятельная работа с текстом учебника. Задание: найти ответы на вопросы в тексте: - Что такое Алтай? - Найти Алтай на карте, назовите территории, на которых он располагается. - В чем уникальность Алтая? /природная и историческая/ Население Горного Алтая. Задание: изучить текст, с.6, составить кластер «Национальный состав населения Республики Алтай». Организует беседу по вопросам: « Какая численность населения в Республике Алтай? Какие народы проживают в Республике Алтай? К какой национальности относятся члены вашей семьи? Проводит физкультминутку. Упражнение «Любопытная Варвара» Цель: постепенное расслабление позвоночника, шейного отдела и улучшение кровоснабжения головного мозга. Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед, (всё это выполняется на вдохе, совмещая текст и действия) Тут немного отдохнёт ( на выдохе) А Варвара смотрит вверх, выше всех, всё дальше вверх. (снова на вдохе: при этом максимально напрягая мышцы шеи и горла). Возвращается обратно, расслабление приятно (на выдохе) А теперь посмотрим вниз, мышцы шеи напряглись (на вдохе) Возвращаемся обратно, расслабление приятно (при этом голову поднимаем и медленно вращаем ею. Шея не напряжена, а расслаблена) Каждая часть этой комбинации упражнений повторяется не менее двух раз. 1. Исторические источники. Организует групповую работу по изучению исторических источников: Задания для групп: 1 группа заполняет 1 колонку таблицы; 2 группа – 2 колонку; 3 группа - 3 колонку; 4 группа – 4 колонку.
|
Работают с текстом учебника (с.5-6) и физической картой России и Республики Алтай. Отвечают на вопросы с помощью учебника.
Работают в парах – читают текст, обсуждают, составляют кластер.
Делают вывод о многонациональном составе населения Республики Алтай. Выполняют упражнение под музыку
Работают в группах с текстом учебника, заполняют таблицу (с. 15)
Вместе с учителем формулируют вывод: Для познания прошлого необходимо изучать различные источники информации.
|
||||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Установление правильности и осознанности усвоения нового знания |
Предлагает учащимся выполнить тест (приложение 1) |
Выполняют тест, самопроверка по эталону |
||||||
6. Первичное закрепление |
Закрепление полученных знаний, применение в новой учебной ситуации |
Составить синквейн по теме: «Алтай». Пример: Алтай Уникальный, прекрасный Восхищает, удивляет, возвышает Это моя малая Родина Горы
|
Работают в парах, составляют синквейн с помощью учителя. Озвучивают свои варианты. |
||||||
7. Рефлексия |
Подведение итогов урока, оценка результатов деятельности. |
Заполните 3 колонку в таблице |
Работают с таблицей, озвучивают результаты. |
||||||
8. Домашнее задание |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Комментирует домашнее задание: §1 с. 5-8, прочитать, с. 15, выполнить задание в разделе «Размышляем» - по желанию. |
Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Тест
1. На какие части принято делить Алтай как горную страну?
А. Русский, китайский, монгольский;
Б. Русский, казахский, монгольский;
В.Русский, монгольский, гобийский;
Г. Русский, казахский, гобийский.
2. Расположите народы, проживающие в Республике Алтай по численности, в порядке уменьшения:
А. Казахи;
Б. Русские;
В.Алтайцы.
3. Что изучают этнографы?
А. Археологические находки;
Б. Китайские летописи;
В. Обряды;
Г. Героические сказания.
4. Труд Сыма Цяня называется –
А. Маадай-Кара;
Б. Ши-Цзи;
Г. Очы-Бала.
5. Какой учёный сделал переводы китайских исторических и географических сочинений на русский язык?
_________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.