Урок по истории и культуре Горного Алтая по теме: "Горный Алтай в эпоху палеолита"
Оценка 4.8

Урок по истории и культуре Горного Алтая по теме: "Горный Алтай в эпоху палеолита"

Оценка 4.8
doc
31.08.2020
Урок по истории и культуре Горного Алтая по теме: "Горный Алтай в эпоху палеолита"
Урок ИикГА по теме Горный Алтай в эпоху палеолита.doc

Урок по истории и культуре Горного Алтая по теме:

«Горный Алтай в эпоху палеолита»

 

Пояснительная записка

Урок разработан для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.

 Тип: урок «открытия» нового знания.

Учебник: История и культура Горного Алтая: 5-6 классы. Учебное пособие/  Е. Е. Ямаева, С. В. Трифанова,

 С. Н. Суховеркова - Горно-Алтайск, 2015. – 216с.

Количество часов:  34 учебных часа в год, 1 час в неделю.

        Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о Республике Алтай как малой Родине, об основных исторических источниках.

Задачи:

 

1.     Сформировать понятия: исторические источники: вещественные, этнографические, лингвистические, фольклорные, письменные.

2.     Учить работать с текстом учебника, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

3.     Продолжить работу по развитию коммуникативной культуры учащихся.

 

Оборудование: ПК, интерактивная доска, физическая карта России, Республики Алтай.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа.

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от традиционных форм к активным методам и формам обучения, широкое использование резервов самостоятельной работы обучающихся.  Урок по теме: «История и культура Горного Алтая – часть культурно-исторического наследия России» соответствует современным требованиям, в его основе  - деятельностный метод обучения.

Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

1 этап – организационный. Он задает общее настроение на предстоящий урок, настраивает обучающихся на продуктивную работу, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: рассуждать, искать, открывать новые знания. 

2 этап -  актуализация знаний.  Для активизации мыслительной деятельности используется беседа на основе личного опыта учащихся. На этом этапе определяется место предмета среди других школьных наук, связь с другими предметами.

3 этап – постановка учебной задачи.  Используется прием «Таблица «З-Х-У»», который помогает определить границы «знания»  и «незнания» учащихся.

4 этап - открытие нового знания. Учащиеся работают  в группах, парах. Эти формы работы позволяют развивать коммуникативные УУД, умения сотрудничать, согласовывать свои действия с партнёрами, выслушивать разные точки зрения. Обсуждение результатов работы способствует развитию речи, логического мышления, умению выслушивать чужую или аргументированно отстаивать свою точку зрения. На этом этапе происходит развитие умений работы с текстом учебника.

5 этап –  самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. С помощью теста учитель проверяет осознанность усвоения нового знания, выясняет затруднения, корректирует ошибки.

6 этап – первичное закрепление. Использование приема «синквейн» позволяет не только закрепить полученные знания, но и применить их в новой учебной ситуации.

7 этап - рефлексия. На данном этапе учащиеся заполняют 3 колонку таблицы «З-Х-У», осознают значимость полученных знаний, их значение для дальнейшего обучения.

8 этап - домашнее задание.  Дифференцировано, обязательное - для всех, дополнительное - для желающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Предмет

История и культура Горного Алтая

Класс

6

Тема

Горный Алтай в эпоху палеолита

Цель

Способствовать формированию знаний о заселении территории Горного Алтая в эпоху палеолита.

Задачи

4.     Сформировать понятия: палеолит (каменный век),род, община, стоянка

5.     Учить работать с текстом учебника, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

6.     Продолжить работу по развитию коммуникативной культуры учащихся.

 

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

 

Вид урока

Урок-путешествие

Основные термины, понятия

Палеолит, Улалинская палеолитическая стоянка, стоянка Карама.

Планируемые  результаты

Предметные.

 Научатся: называть и эпохи палеолита, стоянки древнейших людей на территории Горного Алтая, описывать образ жизни и занятия древних людей

Получат возможность научиться: расширить знания о своей малой Родине,.

 

Метапредметные УУД

Регулятивные:

 - определять, формулировать цель деятельности на уроке и анализировать условия достижения цели;

- прогнозировать результат и оценивать уровень  достижения результата, осуществлять самоконтроль.

 

 Познавательные:

- уметь осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

 - проводить сравнение, анализ учебного материала, уметь выделять существенные характеристики объектов;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщения, выводы.

  Коммуникативные:

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами;

- уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, лаконично и точно выражать свои мысли;

- слушать товарищей.

 

Личностные УУД:

-  уметь управлять своей познавательной деятельностью;

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

 

1.     История и культура Горного Алтая: 5-6 классы. Учебное пособие/  Е. Е. Ямаева, С. В. Трифанова, С. Н. Суховеркова - Горно-Алтайск, 2015. – 216с.

2.     Физическая карта Республики Алтай.

3.     Компьютер, проектор, экран, презентация.

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.     Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка к включению в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует учеников: Добрый день!

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку.

 

 

 Слушают учителя, включаются в учебную деятельность

2. Актуализация знаний

Актуализация знаний на основе личного опыта  учащихся

 

Организует беседу по вопросам:

1. Когда появился человек как биологический вид?

2. Где обнаружены следы первых людей на Земле?

3. На какие периоды принято делить историю человечества? Почему?

4. Почему история человечества начинается с каменного века?

5. Что вы знаете о древних людях, живших на Алтае? 

Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы учащихся

1. Примерно 1,5 – 2 млн. лет назад.

2. Первые люди появились в Африке.

3. Каменный век, бронзовый век, железный век. По материалам, которые использовались  для изготовления орудий труда?

4. Изготовление орудий труда из камня не требует использования огня.

3.Постановка цели и задач урока

Создание условий, в результате которых учащиеся выдвигают цель и формулируют задачи урока.

Предлагает рассмотреть два камня: один круглый, а другой с отбитым краем.

Задаёт вопрос: в чём главное различие между этими камнями?

На уроке мы совершим путешествие во времени в самый древний период истории человечества – палеолит. Во время путешествия вы будете вести бортовой журнал, в котором будете отмечать всё, что узнаете на уроке

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

 

 

 

 

формулируют цель и задачи урока.

 

4. Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний)

Организация усвоения нового знания в результате самостоятельной и совместной работы с учителем

Формирование понятий «Алтай», «Горный Алтай» - самостоятельная работа с текстом учебника.

Задание: найти ответы на вопросы в тексте:

- Что такое Алтай?

- Найти Алтай на карте, назовите территории, на которых он располагается.

- В чем уникальность Алтая? /природная и историческая/

Население  Горного Алтая.

Задание: изучить текст, с.6, составить кластер «Национальный состав населения Республики Алтай».

Организует беседу по вопросам: « Какая численность населения в Республике  Алтай? Какие народы проживают в Республике Алтай? К какой национальности относятся члены вашей семьи?

Проводит физкультминутку.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: постепенное расслабление позвоночника, шейного отдела и улучшение кровоснабжения головного мозга.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед, (всё это выполняется на вдохе, совмещая текст и действия)

 Тут немного отдохнёт ( на выдохе)

А Варвара смотрит вверх, выше всех, всё дальше вверх. (снова на вдохе: при этом максимально напрягая мышцы шеи и горла).

Возвращается обратно, расслабление приятно   (на выдохе)

А теперь посмотрим вниз, мышцы шеи напряглись  (на вдохе)

Возвращаемся обратно, расслабление приятно (при этом голову поднимаем и медленно вращаем ею. Шея не напряжена, а расслаблена)

Каждая часть этой комбинации упражнений повторяется не менее двух раз.

1.     Исторические источники. Организует групповую работу по изучению исторических источников:

Задания для групп:

1 группа заполняет 1 колонку  таблицы;

2 группа – 2 колонку;

3 группа -  3 колонку;

4 группа – 4 колонку.

 

Работают с текстом учебника (с.5-6) и физической картой России и Республики  Алтай.

Отвечают на вопросы с помощью учебника.

 

 

 

Работают в парах – читают текст, обсуждают, составляют кластер.

 

Делают  вывод о многонациональном составе населения Республики Алтай.

Выполняют упражнение под музыку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах с текстом учебника, заполняют таблицу (с. 15)

 

Вместе с учителем формулируют вывод:

 Для познания прошлого необходимо изучать различные источники информации.

 

5.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Установление правильности и осознанности усвоения нового знания

Предлагает учащимся выполнить тест (приложение 1)

Выполняют тест, самопроверка по эталону

6. Первичное закрепление

Закрепление полученных знаний, применение в новой учебной ситуации

Составить  синквейн по теме: «Алтай».

Пример:

Алтай

Уникальный, прекрасный

Восхищает, удивляет, возвышает

Это моя малая Родина

Горы

 

Работают в парах, составляют синквейн с помощью учителя. Озвучивают свои варианты.

7. Рефлексия

Подведение итогов урока, оценка результатов деятельности.

       

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Заполните 3 колонку в таблице

Работают с таблицей, озвучивают результаты.

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Комментирует  домашнее задание: §1 с. 5-8, прочитать, с. 15, выполнить задание в разделе «Размышляем» - по желанию.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тест

1. На какие части принято делить Алтай как горную страну?

А. Русский, китайский, монгольский;

Б. Русский, казахский, монгольский;

В.Русский, монгольский, гобийский;

Г. Русский, казахский, гобийский.

2. Расположите народы, проживающие в Республике Алтай по численности, в порядке уменьшения:

А. Казахи;

Б. Русские;

В.Алтайцы.

3. Что изучают этнографы?

А. Археологические находки;

Б. Китайские летописи;

В. Обряды;

Г. Героические сказания.

4. Труд Сыма Цяня называется –

А. Маадай-Кара;

Б. Ши-Цзи;

Г. Очы-Бала.

5. Какой учёный сделал переводы китайских исторических и географических сочинений на русский язык?

_____________________

 


Урок по истории и культуре Горного

Урок по истории и культуре Горного

Для активизации мыслительной деятельности используется беседа на основе личного опыта учащихся

Для активизации мыслительной деятельности используется беседа на основе личного опыта учащихся

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Предметные . Научатся: называть и эпохи палеолита, стоянки древнейших людей на территории

Предметные . Научатся: называть и эпохи палеолита, стоянки древнейших людей на территории

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Алтае? Отвечают на вопросы

Алтае? Отвечают на вопросы

Формирование понятий «Алтай», «Горный

Формирование понятий «Алтай», «Горный

Возвращаемся обратно, расслабление приятно (при этом голову поднимаем и медленно вращаем ею

Возвращаемся обратно, расслабление приятно (при этом голову поднимаем и медленно вращаем ею

Первичное закрепление Закрепление полученных знаний, применение в новой учебной ситуации

Первичное закрепление Закрепление полученных знаний, применение в новой учебной ситуации

Приложение 1. Тест 1. На какие части принято делить

Приложение 1. Тест 1. На какие части принято делить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2020