Урок-конференция "Д.И.Менделеев и его периодическая система химических элементов"
Оценка 4.7

Урок-конференция "Д.И.Менделеев и его периодическая система химических элементов"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
8 кл—10 кл
11.09.2024
Урок-конференция "Д.И.Менделеев и его периодическая система химических элементов"
Материал разработки может использоваться на уроках химии в 8кл.,и как целостное мероприятие во внеурочной деятельности для 9-10 кл.
Урок-конференция - Д.И.Менделеев и его Периодическая систеиа химических элементов..docx

 

 

 

Урок – конференция

repin_97

«"Д. И. Менделеев и его периодическая система химических элементов»

 

                                           Подготовила и провела

                                                                    учитель химии

                                                                    Рипная О. И.

 

Беловодск – 2024

Цель: учебная-ознакомить учащихся с различными вариантами периодической                 системы  Д. И. Менделеева и ее химическими  элементами;

 

               воспитательная: - показать, как много сделал Д. И. Менделеев для

 химической науки, научно-технического прогресса;

- выявить некоторые черты характера Д. И. Менделеева  как ученого, гражданина, человека;

 

              развивающая: - совершенствовать умение работать с учебной, научно-популярной, справочной литературой;

 - выступать с докладами (сообщениями)

 по данной теме.

 

 

 

На доске:

Тема урока: "Д. И. Менделеев и его периодическая система химических элементов»

Эпиграф: «Расскажи мне, и я забуду,

                 покажи мне, и я запомню,

                 вовлеки меня, и я научусь»

2 даты: 8 февраля 1834 г., 1 марта 1869 г.

 

Портрет: Д. И. Менделеева со словами Н. А. Некрасова:

 

                     « Природа – мать

                        Когда б таких людей

                        Ты иногда не посылала миру,

                        Засохла б нива жизни…» 

 

На стене:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

 

На столах: а) ПСХЕ;

                    б) карточки со знаками химических элементов;

                    в) таблицы:

I экспедиция "Д. И. Менделеев-ученый, гражданин»

           II экспедиция " Периодическая система и химические элементы, которые входят в нее»

 III экспедиция " Д. И. Менделеев-просто человек».

 

 

I. Oрганизационный этап.

II. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности

 

Вступительное слово учителя.

         Здравствуйте! Начинаем конференцию, которая посвящена гениальному русскому ученому Д. И. Менделееву и его труду – периодическому закону, выражением которого является периодическая система химических элементов. По словам ученого, у него было «три службы Родине» : в научной деятельности он видел «первую службу», «вторая служба» - педагогическая деятельность, и « третья служба» - на ниве сельского хозяйства и промышленности.

 Научным подвигом назвали открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Его появлением было положено начало новой эпохе развития химии и смежных наук – атомной физики, геохимии, химии космоса, а периодическая система химических элементов стала «компасом», «путеводной звездой» ученых в исследовательской деятельности.

Сегодня на уроке мы заслушаем результаты работы трех экспедиций, которые занимались изучением наследия, оставленного Д. И. Менделеевым в области создания периодического закона и периодической системы химических элементов. Также мы поближе познакомиться с Д. И.Менделеевым как гражданским деятелем, ученым-просветителем и просто добрым и порядочным человеком.

 Итак, тема первой экспедиции " Д. И. Менделеев-ученый, гражданин», задача – выяснить, откуда берет корни настойчивость, интерес к науке у Дмитрия Ивановича.

 

III. Новый материал

Сообщение первой экспедиции

 

«Д. И. Менделеев – ученый, гражданин"

1-й ученик. Д. И. Менделеев занимает почетное место среди отечественных и зарубежных ученых второй половины XIX – начала ХХ века. Широко известна величайшая заслуга Менделеева-открытие им Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов. Но одно это не дает представления о разнообразии его интересов, его влиянии на науку, культуру, образование. Менделеев был и остается выдающимся гражданским деятелем, ученым-просветителем. Ему принадлежат труды по различным вопросам экономики,организации промышленности и сельского хозяйства, образования и просвещения. Каковы основные вехи биографии ученого, которые могут служить ориентиром в его научном наследии?

 

 

2-й ученик. Д. И. Менделеев родился в Тобольске 27 января ( 7 февраля) 1834 года в семье инспектора гимназий и народных училищ. В семье любили читать, его матери принадлежала лучшая библиотека в Сибири. Когда семья оказалась в затруднительном положении, пришлось переехать в село Аремзянку (под Тобольском), где у нее был небольшой стекольный завод. Именно там, по воспоминаниям Менделеева, он получил первые впечатления от приключения, людей, промышленных дел. Семья Менделеевых находилась в дружеских, искренних и родственных отношениях с декабристами, отбывавшими ссылку в городе детства Д. Менделеева. Неподалеку от Менделеевых жили Фонвизины. Именно их дом был центром общественной жизни Тобольска.

 

 

3-й ученик. В семь лет Митя поступил в Тобольскую гимназию. Среди его учителей был П. П. Ершов-автор известной сказки «Конек-Горбунок", кроме того, Ершов был знатоком истории Сибири. Дмитрий окончил гимназию в 1849 году, после чего на семейном совете было решено, что он продолжит образование в столице на естественнонаучном отделении физико-математического факультета Петербургского Главного педагогического института. Именно здесь он начинает больше интересоваться химией. Еще бы, ведь среди его учителей был Александр Абрамович Воскресенский – «дедушка русских химиков». Менделеев заканчивает институт с золотой медалью. А всего через два года защищает магистерскую диссертацию в области неорганической химии и утверждается в звании старшего учителя.

 

4-й ученик. Его преподавательская деятельность началась в Одессе. Именно здесь у него появилась первая лаборатория, здесь он начинает искать « причину химического сродства», - то, о чем размышлял уже давно. А через полгода он возвращается в Петербург с работой об удельных объемах. Это фактически была его диссертация, давшая Менделееву ученую степень магистра физики и химии. Буквально через несколько месяцев Д. И. Менделеев защищает вторую диссертацию-по проблеме стекловарения Д. И. Менделееву в то время было всего двадцать два года. Небывалый случай!

 

5-й ученик. Дмитрий Иванович получил звание и должность доцента Петербургского университета и начал читать лекции по органической химии. Выступления Дмитрия Ивановича сопровождались высокой эмоциональностью. Послушать лекции ученого собирался весь университет. Говорили, что на его лекциях упревают стены. Академик Бойков писал: "задолго до начала вступительной лекции аудитория, в которой Дмитрий Иванович читал лекцию, и все прилегающие помещения были переполнены студентами всех факультетов и всех курсов, чтобы выразить чувство восхищения и преклонения перед гордостью Петербургского университета.

УЧИТЕЛЬ А профессор Б. П. Вейнберг писал: "Если бы я был музыкантом..., пожалуй, мог бы положить лекцию Менделеева на музыку, и любой из тех, на чью долю выпало счастье слушать его, безошибочно узнал бы звуки этого могучего голоса, переходившего от четкого, слышимого в последнем углу шепота к громоподобным возгласам. Музыка речи заставляла угадывать характер мысли и окончательных выводов. Читая лекции для студентов Д. И. Менделеев выясняет, что нет ничего, что можно было бы порекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому он решает написать новую книгу "Основы химии". При жизни Д. И. Менделеева этот учебник выдержал восемь переизданий.

Ученики по очереди читают стихотворение С. Щипачева.

 

В природе ничего другого нет

Ни здесь, ни там – в космических глубинах,

Все от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

 

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входя в него, вздыхай, руками трогай!

 

Ты знаешь: газ легчайший – водород

В соединенье с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете.

 

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

 

Взор химика пытлив, ему порядок мил.

Среди твоих реторт, мензурок и приборов,

Таких загадочных для любопытных взоров,

Стремится он постичь капризы тайных сил.

 

Он многое из них уже установил,

Следя за их игрой, участник их раздоров

И скоро он велит – властитель этих споров,

Признать и чтить закон, который он открыл.

 

Завидую тебе, взыскательный ученый,

Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,

Как в день творенья – исток всех прочих дней.

Веди же и меня в загадочное царство!

Я верю – только в нем отыщется лекарство

От всех бесчисленных печалей и скорбей.

 

Тут мало оптикой поможешь глазу,

Тут мысль пытливая  всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу –

Глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь то железо, медь или гранит –

Всю страшную космическую силу,

Закованную в атомах, хранит.

 

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

Туда, где замкнут мирозданья круг,

И что приписывалось богу,

Все будет делом наших грешных рук!

 

 

 Учитель: 1 марта 1869 года – Д. И. Менделеев составляет периодическую систему химических элементов, перевернувшую всю науку.

Итак, тема второй экспедиции "Периодическая система и химические элементы, которые входят в нее", задача-выяснить, как Дмитрий Иванович решил проблему классификации химических элементов, познакомиться с вариантами периодической системы

 

 

Сообщение второй экспедиции

 

"Периодическая таблица и химические элементы, которые в нее входят»

 

1-й ученик. Первые попытки классификации химических элементов привели к их распределению по очевидным признакам простых веществ на металлы и неметаллы.

       Вместе с тем существовали простые вещества, которые проявляли свойства металлов и неметаллов. К таким элементам, проявляющим металлические и неметаллические свойства, относится цинк. По физическим свойствам он-типичный металл. Но по химическим свойствам его гидроксид проявляет как основные ( металлические) , так и кислотные (неметаллические) свойства.

Ассистент.(2-й ученик) демонстрирует опыт по амфотерности гидроксида цинка.

а)Zn(OH) 2 + HCl = ZnCl2 + H2O

осадок растворился, это подтверждает основные свойства гидроксида цинка.

б)Zn(OH) 2 + 2naoh = Na2ZnO2 + H2O

осадок растворился, это подтверждает кислотные свойства гидроксида цинка.

Из опытов видно, что классификация элементов на металлы и неметаллы является не совершенной, присутствуют переходные элементы.

3-й ученик. Д. И. Менделеев решил задачу классификации химических элементов, принимая за основу их сравнения, по увеличению относительной атомной массы. Разместив элементы в соответствии с массами, ученый заметил периодичность в изменении свойств элементов из-за некоторого их количества. В ряде, который начинается активным щелочным металлом и заканчивается инертным газом, ослабляются металлические свойства; усиливаются неметаллические свойства; увеличивается валентность по кислороду в оксидах; понижается валентность неметаллов в летучих водородных соединениях; изменяются свойства соединений от основных через амфотерные к кислотным. Такой ряд элементов был назван периодом.

 Так 1 марта 1869 года открыт периодический закон, который Д. И. Менделеев сформулировал следующим образом:

Свойства элементов, атома и образованных ими простых и сложных веществ, находятся в периодической зависимости от величины атомных масс элементов.

Графическим изображением закона стала Периодическая система химических элементов.

4-й ученик. Существует более 400 вариантов Периодической системы химических элементов.

Самый первый ее вариант, названный Д. И. Менделеевым» Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве " состоит из 19 горизонтальных рядов и 6 вертикальных столбиков. Горизонтальные строки-это как правило, ряды схожих между собой элементов. Атомные массы в каждой из этих строк слева направо растут. В таблице 4 пустых ячейки. Эти "окна" образовались потому, что среди известных 63 элементов не нашлось нужных.

02

 

Второй вариант системы стоил Д. И. Менделееву более 1,5 лет тяжелого труда. В 1870 году в первом издании своей книги « Основы химии» Д. И. Менделеев размещает 2 вариант названный им " Естественная система элементов»

 03

 

5-й ученик. В средней школе чаще всего используется короткопериодный вариант.

04

 

 

Примерно 100 ученых своими усилиями заполнили ее клеточки. Более двух, целых 7 элементов:

N, Ba, O, Mn, Mo, F, Cl – открыл Карл Шееле (Швеция)

05

Учитель: покажите мне карточки с химическими символами этих элементов.

5-й ученик. Уильяму Рамзаю ( Англия) принадлежит 2 место: он открыл группу инертных газов (кроме радона).

Учитель: найдите эти элементы в таблице. Сколько их?

5-й ученик. Гэмфри Дэви (Англия) открыл 4 элемента: K, Ca, Na, Mg.

06

 

 

Учитель: покажите мне карточки с химическими символами этих элементов.

 

Задания группам

 

I группа: охарактеризуйте положение химического элемента натрия в периодической таблице.

II группа: охарактеризуйте местоположение химического элемента кислорода в периодической таблице.

III группа: охарактеризуйте местоположение химического элемента аргона в периодической таблице.

 

6-й ученик.

В России был открыт тогда лишь 1 элемент – рутений.

 

07

 

 

 

 

 

 

Учитель: найдите в периодической системе этот элемент . Охарактеризуйте его местоположение.

 

Мы говорим о Д. И. Менделееве как об ученом, гражданине. А каким он был человеком?

 

 

 

 

Сообщение третьей экспедиции

"Д. И. Менделеев-просто человек»

 

1-й ученик. Менделеев был скромным и простым в общении человеком, не любил церемоний, славы, наград. Ему нравилось общаться с простым народом. Скромность Менделеева проявлялась во всем. Одевался очень просто, дома носил "суконную" куртку, пошитую по его фасону. Модой не интересовался, доверял своему постоянному портному. Умеренный в одежде, он был умерен и в еде. Чугаев считает, что благодаря воздержанию в еде он прожил долгую жизнь, хотя имел задатки наследственного туберкулеза.

2-й ученик. Родился в г. Тобольске. Он был последним, семнадцатым ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Ко времени его рождения у Менделеевых из детей осталось в живых 2 брата и 5 сестер. Восемь детей умерли еще младенческом возрасте, а троим из них родители не успели даже дать имена. Дмитрий был любимцем матери.

 Репортер петербургской газеты спрашивал: "почему у Дмитрия Ивановича фамилия Менделеев,хотя дед его звался Соколов?»

Отец Дмитрия Ивановича-Иван Павлович-родился в 1783 году в семье священника Павла Максимовича Соколова. Его сыновьям, как было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Отец Дмитрия Ивановича получил фамилию помещиков, живших рядом, Менделеев.

У Д. И. Менделеева был племянник Дмитрий Иванович Менделеев (1851-1911) - сын брата Менделеева Ивана Ивановича. Племянник окончил Казанский университет, служил железнодорожным врачом во многих городах России, часто встречался со своим знаменитым дядей, а один раз даже осуществил путешествие по Волге. Поскольку дядя и племянник были полными тезками, их часто путали.

 

3-й ученик.

Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготавливать чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной вопрос одного из покупателей: "кто этот почтенный господин?»

"Таких людей нужно знать, с уважением в голосе сказал другой. - это мастер чемоданных дел Менделеев".

 

Менделеев и Блок.

У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей. Дочь Любовь Дмитриевна окончила Высшие женские курсы в Петербурге, в 1903 году вышла замуж за поэта Александра Блока и в сезон 1907-1908 гг. играла в составе Вс.  Мейерхольда и в театре В. Комиссаржевской.  Позже Блок посвятил любви "Стихи о Прекрасной Даме".

Учитель. Блока Дмитрий Иванович любил и защищал от нападок литературных врагов. Эта любовь во всем была взаимной. В письме к Л. Д. Менделеевой, датированном 15 мая 1903 года А. А. Блок писал: «Твой папа вот такой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него нет никаких "убежений" (консерватизм, либерализм). У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда спокойно, это от того, что он все и давно знает, без рассказов, без намерений, даже не видя и не слыша. Это все познание лежит на нем очень тяжело. Когда он вздыхает, и охает, он каждый раз вздыхает обо всем вместе; ничего отдельного или отрывчатого у него нет – все неразделимо. То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он все знает лучше всех...»

 

4-й ученик..

Как-то Менделееву пришло на ум совершить полет на воздушном шаре, да еще во время солнечного затмения. Вот так описывает этот случай Г. Монашенко в номере 8 одной из газет от 19 августа 1999 года ( статья так и называлась «Менделеев на воздушном шаре»):

«В небольшом живописном имении Д. И. Менделеева Боблово готовились в «домашних " условиях наблюдать за затмением Солнца. Как вдруг, когда до затмения оставалось чуточку больше недели . из Петербурга в Боблово пришла телеграмма. В ней российское техническое общество сообщало, что в Твери снаряжается воздушный шар для наблюдения затмения и что общество считает своим долгом заявить об этом, что Менделеев в случае желания лично мог воспользоваться поднятием шара для научных наблюдений». Светало. Было пасмурно, накрапывал дождь. На пустыре между линией железной дороги и станцией колыхался шар, окруженный загородкой. Рядом отнималась газодобывающая установка, в которой работали солдаты. "Ждали профессора Менделеева. В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел высокого роста, чуточку сутулый, с лежащими на плечах волосами с сединой и длинной бородой. Это был профессор», рассказывает читателям автор. Минута затмения приближалась. Последние прощания. Высокий, стройный Кованько уже в корзине. Туда же с трудом пробивался сквозь паутину веревок Менделеев в коричневом пальто и в охотничьих сапогах. "Первый раз я входил в корзину шара, хотя, правда, однажды поднимался в Париже на привязанном аэростате. Теперь мы оба были на месте", - рассказывал позже ученый. Дальнейшие события развивались в считанные секунды. Все вдруг увидели, как Менделеев что-то сказал своему спутнику, как Кованько выпрыгнул из корзины, и шар медленно пошел кверху. За борт полетела створка и доска, как служила столом. Как назло отсыревший балласт превратился в крепкий комок. Опустившись на дно корзины, Менделеев обеими руками выбрасывал вниз мокрый песок. Между тем полет прошел успешно. Шар поднялся на высоту более 3 км., пробил облака, но Менделеев успел пронаблюдать за полной фазой затмения. Правда, перед спуском ученому пришлось проявить не только бесстрашие, но и ловкость. Запуталась веревка, которая идет к газовому клапану. Менделеев залез на борт корзины и так вися над пропастью, распутал клапанную веревку.

Шар с успехом опустился в Калязинском уезде Тверской губернии, крестьяне провели Менделеева в соседнее имение.

5-й ученик. Страстью Менделеева были книги. Попадая к нему в кабинет, посетитель оказывался в царстве книг, которые лежали везде, где лишь была точка сопротивления: на полочках вдоль стен, на столах, диване, на полу. Литература была практически по всем областям знаний. В минуты, когда нужно было отвлечься от серьезных мыслей, дать мозгу отдохнуть в дороге он читал приключенческую литературу – из жизни индейцев, произведения Жюля Верна. Он уважал Шекспира, Гете, Шиллера, Байрона. Уже умирая, в последний день своей жизни, он просил, чтобы ему вслух читали из Ж. Верна « Путешествие к Северному полюсу».

 

Учитель:  Менделеев очень любил и был большим знатоком искусства, «так же дышал искусством, как и наукой, которые считали двумя сторонами единого нашего стремления к красоте, к вечной гармонии, к высшей правде " (из упоминаний Д. И. Менделеева).

 К музыке Менделеев также был неравнодушен, музыку любил, но петь не умел; воспринимал ее эмоционально, хорошо чувствовал. Его друг О. Бородин был не только талантливым химиком, но и великим композитором. Он автор оперы "Князь Игорь", одной из лучших русских опер.

 

Звучить уривок опери.

 

Учитель: Вот таким человеком, гражданином и ученым был Д. И. Менделеева. Еще при жизни он создал себе 2 самых значительных памятника : Периодический закон и периодическая система, которую во время похорон ученого несли перед его гробом.

 

Имя ученого живет и сегодня. Менделевий-химический элемент, полученный искусственно, названный в честь Д. И. Менделеева. Менделеева вулкан-действующий вулкан на Курильских островах. Менделеева хребет-подводный хребет в центральной части Северного Ледовитого океана. Город Менделеевск-город на г. Кама. Прижизненные портреты Менделеева, написанные с натуры известными художниками И. Ю. Репиным, И. Е. Ярошенко, находятся в Третьяковской галерее.  Памятник Д. И. Менделееву на родине в г. Тобольске и в Санкт-Петербурге возле института метрологии. Золотая медаль им. Д. И. Менделеева присуждается за работы в области химии.

 

ІV. Итог урока. Оценки.

V. Домашнее задание.

 

 

 

 

 


 

Д. И. Менделеев и его периодическая система химических элементов»

Д. И. Менделеев и его периодическая система химических элементов»

Цель : учебная -ознакомить учащихся с различными вариантами периодической системы

Цель : учебная -ознакомить учащихся с различными вариантами периодической системы

I . O рганизационный этап.

I . O рганизационный этап.

Сибири. Когда семья оказалась в затруднительном положении, пришлось переехать в село

Сибири. Когда семья оказалась в затруднительном положении, пришлось переехать в село

Поэтому он решает написать новую книгу "Основы химии"

Поэтому он решает написать новую книгу "Основы химии"

Все будет делом наших грешных рук!

Все будет делом наших грешных рук!

Самый первый ее вариант, названный

Самый первый ее вариант, названный

В средней школе чаще всего используется короткопериодный вариант

В средней школе чаще всего используется короткопериодный вариант

Учитель: покажите мне карточки с химическими символами этих элементов

Учитель: покажите мне карточки с химическими символами этих элементов

Учитель: покажите мне карточки с химическими символами этих элементов

Учитель: покажите мне карточки с химическими символами этих элементов

Менделеев был скромным и простым в общении человеком, не любил церемоний, славы, наград

Менделеев был скромным и простым в общении человеком, не любил церемоний, славы, наград

Учитель. Блока Дмитрий Иванович любил и защищал от нападок литературных врагов

Учитель. Блока Дмитрий Иванович любил и защищал от нападок литературных врагов

Запуталась веревка, которая идет к газовому клапану

Запуталась веревка, которая идет к газовому клапану

Урок-конференция "Д.И.Менделеев и его периодическая система химических элементов"

Урок-конференция "Д.И.Менделеев и его периодическая система химических элементов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2024