Сценарий урока № 3 «Орфографический анализ».
Слайд |
Содержание |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
Добрый день! Тема сегодняшней консультации по русскому языку для учащихся 9-х классов «Орфографический анализ». Это одно из очень сложных заданий для выпускников в курсе русского языка. |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
Учиться мы будем на примере тестового задания № 5 ОГЭ. С этого года задание представлено в совершенно новом формате, очень близком к заданию ЕГЭ. Решить его будет очень непросто. |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
Нам предстоит работать с такими понятиями, как орфограмма, морфема, части речи, особые формы глагола. Орфографический анализ слова подразумевает не только знание всех правил орфографии, но и умение применить правило, найти причину того или иного написания слова. Помимо орфографических правил необходимо уметь правильно определять части речи и части слова (то есть производить морфологический и морфемный анализ слова). |
||||||||||||||||||||||||||
4 |
Читаем на слайде. Что важно? Во-первых, изучить кодификатор, где расписаны основные орфограммы, которые могут встретиться в этом задании Во-вторых, ответов может быть несколько. Во-третьих, если ваш ответ будет отличаться от эталона хотя бы одной цифрой, он не зачтется. В-четвертых, ответы к заданию записываются без пробелов и запятых.
|
||||||||||||||||||||||||||
5 |
Чтобы правильно выполнить это задание, вспомним, что орфограмма - это правильное написание слов. Морфема - наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл. Корень, приставка, суффикс, окончание - это морфемы, то есть значимые части слова. Части речи - это классы, по которым распределяются слова в соответствии с их общим значением и грамматическими свойствами. Особые формы глагола – причастие и деепричастие. |
||||||||||||||||||||||||||
6 |
В русском языке 10 частей речи: самостоятельные служебные особая существительные союзы междометие прилагательные предлоги числительные частицы местоимения глаголы наречия Особые формы глагола – это причастие и деепричастие. |
||||||||||||||||||||||||||
7 |
Знакомство с заданием. Для начала обратимся к формулировке задания: «Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов». Перед нами 5 слов с объяснениями орфограмм. |
||||||||||||||||||||||||||
8 |
Чтобы правильно выполнить это задание: 1. определяем часть речи; 2. определяем морфему; 3. подбираем орфограмму; 4. определяем, правильно ли объяснена орфограмма.
|
||||||||||||||||||||||||||
9 |
Рубрика «Хотим знать больше»! |
||||||||||||||||||||||||||
10 |
Правило 1. Правописание приставок на -З и -С;
|
||||||||||||||||||||||||||
11 |
Алгоритм выполнения:
|
||||||||||||||||||||||||||
12 |
Правило 2. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Примечание. Важно учитывать правильное написание слов в данных случаях:
|
||||||||||||||||||||||||||
13
|
Алгоритм выполнения: |
||||||||||||||||||||||||||
14
|
Правило 3. Дефис после приставок КОЕ- в мест. и нар. ВО- и ПО- в наречиях.
|
||||||||||||||||||||||||||
15 |
Правило 4. Правописание корней с чередованием.
|
||||||||||||||||||||||||||
16 |
Правило 5. - Н и НН в прилагательных и причастиях.
|
||||||||||||||||||||||||||
17 |
Правило 6. НЕ с разными частями речи.
|
||||||||||||||||||||||||||
18 |
Потренируемся! Читаем задание. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. Рассмотрим варианты ответов, опираясь на теоретические сведения. 1) БЕЗБРЕЖНЫЙ - на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 2) ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения. 3) ПЛОВЕЦ - написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова. 4) (сделал) ПО-НОВОМУ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ. 5) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) - в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН. |
||||||||||||||||||||||||||
|
Читаем внимательно каждое слово, вспоминаем правило и проверяем правильность объяснения. Первое слово. БЕЗБРЕЖНЫЙ – приставка без, перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. Объяснение правильное. Ставим +. Второе слово. ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения. Да, написание приставка пре/при зависят от значения. Это верное объяснение. Ставим +. Третье слово. ПЛОВЕЦ - написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова. Это неверное утверждение. В слове корень плав/плов с чередованием а/о. Это неверное объяснение. Ставим -. Четвертое слово. сделал) ПО-НОВОМУ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ. Убедимся, что это наречие. Зададим вопрос от глагола: сделал как? По-новому. Образовано от прилагательного новый. Это верное объяснение. Ставим +. Пятое слово. ПОКРАШЕННАЯ (лавка) - в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН. Рассуждаем так: это не прилагательное, так как в слове есть приставка. Это причастие. Это уже неверное объяснение. Ставим -. Итак, нашим ответом будет последовательность цифр: 124. Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк. Если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.
|
||||||||||||||||||||||||||
19 |
Чтобы чувствовать себя уверенно при выполнении «Орфографического анализа», разберем еще один вариант. Читаем задание. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Внимательно читаем объяснение орфограммы в каждом слове. 1). НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения. Это верное объяснение. Ставим +.
2) Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы. А у нас в примере краткое причастие. Следовательно, это уже неверное объяснение. Ставим -.
3) ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ – написание гласной перед НН проверяется инфинитивом. Это причастие прошедшего времени, перед –ть в инфинитиве стоит –я, следовательно, - я остается в причастии. Это верное объяснение. Ставим +.
4) ПРЕДЫСТОРИЯ – после заимствованных приставок пишется Ы. В слове действительно приставка пред-, но она русская. Это неверное объяснение. Ставим -.
5) ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О. Выделим морфему с заявленной орфограммой и отметим, что это не суффикс, а окончание. Следовательно, это уже неверное объяснение. Ставим -.
Итак, нашим ответом будет последовательность цифр: 13. Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк. Если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.
|
||||||||||||||||||||||||||
20 |
Мы подробно рассмотрели теорию вопроса, потренировались в выполнении задания. Для того чтобы успешно справляться с орфографическим анализом, необходимо изучить кодификатор, обратиться к учебнику «Русский язык. 5, 6 и 7 класс» и повторить разделы «Орфография». Полезные ссылки представлены кьюаркодами, которые обеспечат быстрый доступ к онлайн-тренажёрам |
||||||||||||||||||||||||||
21 |
До новых встреч! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.