Урок контроля по теме "Лексика.Фразеологи" русский язык 5 класся
Оценка 4.6

Урок контроля по теме "Лексика.Фразеологи" русский язык 5 класся

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
docx
русский язык
5 кл—7 кл
12.02.2023
Урок контроля  по теме "Лексика.Фразеологи" русский язык 5 класся
Урок контроля в 5 классе в форме проекта: учащимся предстоит творчески применить полученные знания - создать город "Фразеология"данной теме
урокконтроля в 5 классе по теме Фразеология.docx

                       УРОК-ИГРА  по теме «Лексика. Фразеология» для 5 класса.

Тип урока: урок контроля.

Цель урока: проверить ЗУНы, приобретенные при изучении  данной темы «Фразеология».

 Форма урока: «Путешествие по городу Фразеологии»

Оборудование: компьютер, проектор, материалы для задания (распечатка или  на экране) звуковое сопровождение:  веселые детские песни про радугу, путешествие и т.п.

(Игра состоит из  5  этапов. Учащиеся  работают  в группах. Результатом работы будет проект «Город Фразеологии» у каждой команды)

Учитель: Сегодня вам предстоит создать город под названием ФРАЗЕОЛОГИЯ (можно придумать свое, соответствующее теме  название). Для этого необходимо применить знания и умения, полученные при изучении темы «Фразеология».

Я желаю,  чтобы вас в пути сопровождала радуга.

 

1 этап. РАДУГА (Командам дается лист А-3, фломастеры)

    1 задание. Нарисуйте вверху РАДУГУ и над ней напишите  название своего города. Используйте соответствующие радуге краски. Полоски радуги рисуйте покрупнее,  чтобы на них можно было писать.

     2 задание. В каждой строке этого текста есть фразеологизм. Найдите и выпишите  их на    полоски радуги. Хорошо, если цвет надписей будет соответствовать цвету радуги.

Глеб у доски повесил нос,
Краснея до корней волос.
Он в этот час, как говорится

Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Теперь сгорая от стыда,

Язык прикусив, стоит он, да!

А я ему: «-Ну, в самом деле?

 У тебя семь пятниц на неделе!»  

 

2 этап. ДОМА.

 Учитель:  Небо у нас засияло радугой. Но город – это, прежде всего, ДОМА.  Дома в городах бывают одинаковые, бывают разные. Вспомним синонимы и антонимы.

 1 задание. СИНОНИМЫ. Нарисуйте 2 одинаковых домика (по размеру, форме, цвету). Оденьте их горизонтально сайтингом (т.е. нарисуйте горизонтальные полосы) и напишите на каждой полосе фразеологизм. Все фразеологизмы в одном домике должны быть одинаковыми по смыслу, т.е.синонимами (для подбора используй п.51 учебника упр.717,). Два домика – два синонимических ряда.

   2 задание. АНТОНИМЫ. Нарисуйте еще 2 домика. Подумайте, одинаковой ли формы, цвета должны быть эти домики?  Оденьте их горизонтально сайтингом (т.е. нарисуйте горизонтальные полосы). Напишите в домиках фразеологизмы - антонимы (один  фразеологизм в одном домике, антоним ему – напротив,  в другом домике, и так столько полос, сколько найдете пар фразеологизмов-антонимов).

Для подбора используйте п.51 учебника, данный ниже материал, словари, собственные знания. Чем больше подберете пар фразеологизмов, тем выше будут ваши дома! А вы получите звание «Почетный строитель».

Материал для строительства: хоть глаз выколи,  работать засучив рукава,  капля в море,  хоть иголки собирай, тьма-тьмущая, работать спустя рукава, ни зги не видно, видимо-невидимо, рукой подать,  у черта на куличках, бить баклуши, за тридевять земель, лодыря гонять, голова идет кругом, дух захватывает, мороз по коже, валиться с ног, ждать у моря погоды, гора с плеч, на седьмом небе, ни жив ни мертв, не показать вида, опустить руки, принять близко к сердцу, сгореть со стыда, сквозь землю провалиться, язык проглотить, трещать как сорока, нем как рыба.

3 этап. ДОРОГИ.

   Учитель: Город не может быть  без дорог. Но даже в городе дороги бывают разные: ровные и в ямах, прямые и извилистые. Ну, совсем как линии, которыми мы подчеркиваем части речи.

1 задание.  В Материале для строительства дорог подчеркните  фразеологизмы как члены предложения (помните:  фразеологизм является одним членом предложения), затем нарисуйте дорогу и поделите её на 7 участков, каждый участок вашей дороги  обозначьте линиями,  соответствующими тому, каким членом предложения является фразеологизм в соответствующем номеру участка предложении.     (_______, =========, - - - - , - . - . - .,               )

Материал для строительства дорог:

1) Сегодня ночь хоть иголки собирай!

2) Ребята валились с ног от усталости.

 3) Вот уже 10 дней они за тридевять земель от родного дома.

 4) И не лодыря гоняют,  а путешествуют.

 5) Луна скрылась, и стало хоть глаз выколи.

6) Но ребята не опускают руки и идут вперед.

7)А когда покажется родная земля, они будут  на седьмом небе от счастья!

 

4 этап. ОБЪЯВЛЕНИЕ.

   Учитель:  В городе на остановках, на заборах  висят различные  объявления. Придумайте  веселое объявление с использованием в нем  1-3 фразеологизмов. Нарисуйте какой-нибудь объект и разместите на нем свое объявление.

Материал для создания объявления:

Играть на нервах,  после дождичка в четверг, вставлять палки в колеса, у черта на куличках, на седьмом небе, подложить свинью, сесть в калошу, семь пядей во лбу.

5 этап.  ТВОРЧЕСТВО.

Учитель: Строительство города  подходит к концу. Выберите одно из заданий.

1 задание. Вот и построен город Фразеология.   Можно добавить в него что-то от себя, но все ваши объекты должны быть связаны с фразеологизмами. Может фразеологизмы станут названиями каких-то объектов?!

ИЛИ

2 задание.  У вашего города есть свой гимн (шуточный, конечно)? Придумайте и запишите  его, но обязательно включите в текст фразеологизмы.

ИЛИ

 1 задание.  Вам хочется поделиться, как вы сегодня работали? Напишите рефлексию, используя фразеологизмы. Не забудьте, что все должно быть весело и ярко. Ведь над нашим городом всегда светит солнышко и сияет радуга. А ваша рефлексия тоже должна быть объектом города – рекламой,  например,  или плакатом.

                                                       Успеха  вам!!!

ИТОГ. Презентация проекта группами. (Презентация  проектов проходит под веселую музыку (песня «В коробке с карандашами») 

Рефлексия.  Вот мы и создали с вами  город Фразеологию. Дайте оценку своей работы. Оцените работу каждого «строителя» вашей команды. Оцените проекты других групп.

(Оценки в виде солнышек, смайликов и т.п.)

Учитель:  Благодарю всех за интересную работу. За творчество! За знания темы «Фразеология»!


 

УРОК-ИГРА по теме «Лексика.

УРОК-ИГРА по теме «Лексика.

Для подбора используйте п.51 учебника, данный ниже материал, словари, собственные знания

Для подбора используйте п.51 учебника, данный ниже материал, словари, собственные знания

Играть на нервах, после дождичка в четверг, вставлять палки в колеса, у черта на куличках, на седьмом небе, подложить свинью, сесть в калошу, семь пядей…

Играть на нервах, после дождичка в четверг, вставлять палки в колеса, у черта на куличках, на седьмом небе, подложить свинью, сесть в калошу, семь пядей…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023