УРОК-ИГРА по теме «Лексика. Фразеология» для 5 класса.
Тип урока: урок контроля.
Цель урока: проверить ЗУНы, приобретенные при изучении данной темы «Фразеология».
Форма урока: «Путешествие по городу Фразеологии»
Оборудование: компьютер, проектор, материалы для задания (распечатка или на экране) звуковое сопровождение: веселые детские песни про радугу, путешествие и т.п.
(Игра состоит из 5 этапов. Учащиеся работают в группах. Результатом работы будет проект «Город Фразеологии» у каждой команды)
Учитель: Сегодня вам предстоит создать город под названием ФРАЗЕОЛОГИЯ (можно придумать свое, соответствующее теме название). Для этого необходимо применить знания и умения, полученные при изучении темы «Фразеология».
Я желаю, чтобы вас в пути сопровождала радуга.
1 этап. РАДУГА (Командам дается лист А-3, фломастеры)
1 задание. Нарисуйте вверху РАДУГУ и над ней напишите название своего города. Используйте соответствующие радуге краски. Полоски радуги рисуйте покрупнее, чтобы на них можно было писать.
2 задание. В каждой строке этого текста есть фразеологизм. Найдите и выпишите их на полоски радуги. Хорошо, если цвет надписей будет соответствовать цвету радуги.
Глеб у доски повесил нос,
Краснея до корней волос.
Он в этот час, как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Теперь сгорая от стыда,
Язык прикусив, стоит он, да!
А я ему: «-Ну, в самом деле?
У тебя семь пятниц на неделе!»
2 этап. ДОМА.
Учитель: Небо у нас засияло радугой. Но город – это, прежде всего, ДОМА. Дома в городах бывают одинаковые, бывают разные. Вспомним синонимы и антонимы.
1 задание. СИНОНИМЫ. Нарисуйте 2 одинаковых домика (по размеру, форме, цвету). Оденьте их горизонтально сайтингом (т.е. нарисуйте горизонтальные полосы) и напишите на каждой полосе фразеологизм. Все фразеологизмы в одном домике должны быть одинаковыми по смыслу, т.е.синонимами (для подбора используй п.51 учебника упр.717,). Два домика – два синонимических ряда.
2 задание. АНТОНИМЫ. Нарисуйте еще 2 домика. Подумайте, одинаковой ли формы, цвета должны быть эти домики? Оденьте их горизонтально сайтингом (т.е. нарисуйте горизонтальные полосы). Напишите в домиках фразеологизмы - антонимы (один фразеологизм в одном домике, антоним ему – напротив, в другом домике, и так столько полос, сколько найдете пар фразеологизмов-антонимов).
Для подбора используйте п.51 учебника, данный ниже материал, словари, собственные знания. Чем больше подберете пар фразеологизмов, тем выше будут ваши дома! А вы получите звание «Почетный строитель».
Материал для строительства: хоть глаз выколи, работать засучив рукава, капля в море, хоть иголки собирай, тьма-тьмущая, работать спустя рукава, ни зги не видно, видимо-невидимо, рукой подать, у черта на куличках, бить баклуши, за тридевять земель, лодыря гонять, голова идет кругом, дух захватывает, мороз по коже, валиться с ног, ждать у моря погоды, гора с плеч, на седьмом небе, ни жив ни мертв, не показать вида, опустить руки, принять близко к сердцу, сгореть со стыда, сквозь землю провалиться, язык проглотить, трещать как сорока, нем как рыба.
3 этап. ДОРОГИ.
Учитель: Город не может быть без дорог. Но даже в городе дороги бывают разные: ровные и в ямах, прямые и извилистые. Ну, совсем как линии, которыми мы подчеркиваем части речи.
1 задание. В Материале для строительства дорог подчеркните фразеологизмы как члены предложения (помните: фразеологизм является одним членом предложения), затем нарисуйте дорогу и поделите её на 7 участков, каждый участок вашей дороги обозначьте линиями, соответствующими тому, каким членом предложения является фразеологизм в соответствующем номеру участка предложении. (_______, =========, - - - - , - . - . - ., )
Материал для строительства дорог:
1) Сегодня ночь хоть иголки собирай!
2) Ребята валились с ног от усталости.
3) Вот уже 10 дней они за тридевять земель от родного дома.
4) И не лодыря гоняют, а путешествуют.
5) Луна скрылась, и стало хоть глаз выколи.
6) Но ребята не опускают руки и идут вперед.
7)А когда покажется родная земля, они будут на седьмом небе от счастья!
4 этап. ОБЪЯВЛЕНИЕ.
Учитель: В городе на остановках, на заборах висят различные объявления. Придумайте веселое объявление с использованием в нем 1-3 фразеологизмов. Нарисуйте какой-нибудь объект и разместите на нем свое объявление.
Материал для создания объявления:
Играть на нервах, после дождичка в четверг, вставлять палки в колеса, у черта на куличках, на седьмом небе, подложить свинью, сесть в калошу, семь пядей во лбу.
5 этап. ТВОРЧЕСТВО.
Учитель: Строительство города подходит к концу. Выберите одно из заданий.
1 задание. Вот и построен город Фразеология. Можно добавить в него что-то от себя, но все ваши объекты должны быть связаны с фразеологизмами. Может фразеологизмы станут названиями каких-то объектов?!
ИЛИ
2 задание. У вашего города есть свой гимн (шуточный, конечно)? Придумайте и запишите его, но обязательно включите в текст фразеологизмы.
ИЛИ
1 задание. Вам хочется поделиться, как вы сегодня работали? Напишите рефлексию, используя фразеологизмы. Не забудьте, что все должно быть весело и ярко. Ведь над нашим городом всегда светит солнышко и сияет радуга. А ваша рефлексия тоже должна быть объектом города – рекламой, например, или плакатом.
Успеха вам!!!
ИТОГ. Презентация проекта группами. (Презентация проектов проходит под веселую музыку (песня «В коробке с карандашами»)
Рефлексия. Вот мы и создали с вами город Фразеологию. Дайте оценку своей работы. Оцените работу каждого «строителя» вашей команды. Оцените проекты других групп.
(Оценки в виде солнышек, смайликов и т.п.)
Учитель: Благодарю всех за интересную работу. За творчество! За знания темы «Фразеология»!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.