МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №14
Проектно-исследовательская работа
тема:
«СЛОВА-«ПАРАЗИТЫ» И ЯЗЫКОВЫЕ ВИРУСЫ»
Выполнили: ученицы 5 класса Г
Шульгина Диана
Корзун София
Дружинина Милана
Тютрина Дарья
Руководитель: Черемисина Н.С.
Лопатина В.Г.
_________________
ФИО/подпись
Иркутск, 2022г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое содержание исследовательского проекта……………..4
1.1. Определение терминов……………………………………………………….4
1.2. Причины возникновения языковых вирусов………………………………4
1.3. Чистота речи — важнейшая особенность языка……………………………5
1.4. Как характеризуют человека его слова-«паразиты»……………………….5
Глава II. Практическая основа исследования…………………………………..7
Рекомендации по избавлению от слов-«паразитов» в речи…………………...7
Заключение ……………………………………………………………………….8
Список литературы……………………………………………………………….9
Введение
Слова-«паразиты» живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В нашем исследовательском проекте мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Интернет оказывает сильное влияние на разные сферы нашей жизни, в том числе – и на культуру речи человека, которая является важным показателем общего развития каждого человека. Поэтому нам, школьникам, очень важно владеть правильной, грамотной речью, свободной от слов-«паразитов». Сегодня это особенно актуально, так как появилась опасность общей жаргонизации языка, которую активно ускоряют именно подростки. Многие слова-«паразиты» постепенно начинают вытеснять красивые и грамотные литературные выражения. Поэтому мы и решили изучить степень распространенности таких слов в речи подростков.
Цель исследования: определение степени распространенности слов-«паразитов» среди школьников; выяснить, каковы функции слов-паразитов в речи; результат, продукт
Задачи: провести наблюдение за речью одноклассников и проанализировать собранный материал; дать практические рекомендации по снижению употребления слов-«паразитов» в речи.
Объект исследования: устная речь современных школьников.
Предмет исследования: слова-«паразиты» в устной речи школьников.
Гипотеза: употребление слов-«паразитов» засоряет нашу речь и мешает литературному языку развиваться.
Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение.
Глава I. Теоретическое содержание исследовательского проекта
1.1.Определение терминов
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
Слова-«паразиты» – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.
В качестве слов-«паразитов» чаще всего выступают: вот, ну, это самое, как его, пожалуй, короче, просто, как бы, собственно говоря, стало быть, так сказать и т.д.
Языковые вирусы – это слова-«паразиты», которые передаются из уст в уста, то есть, от одного человека к другому.
1.2. Причины возникновения языковых вирусов
Большинство лингвистов считают, что слова-«паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда слова-«паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют «паразиты» в своей речи. Роль слов-«паразитов» в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-«паразиты» являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
1.3. Чистота речи — важнейшая особенность языка.
Важнейшей особенностью языка является его чистота! Чистой называют речь, свободную от различного вида диалекта (слов-«паразитов), основанную на языковых нормах. Словесный «мусор»- огромный недостаток современного общества в целом. Употребление слов, уродующих речь, не ограничено определенной социальной или возрастной средой. Такие слова звучат в речи теле- и радиожурналистов и ведущих программ, популярных блогеров, политиков. Что уж говорить про нас, школьников! Мы и не замечаем, что наш богатый и красивый язык становится малопонятным и невыразительным.
Присутствие в нашей речи слов-«паразитов» нарушает четкое, ясное и правильное произношение и восприятие устной речи. Чистота речи заметнее всего для слушателей, и недостаток ее часто вызывает раздражение, нежелание общаться с собеседником.
1.4. Как характеризуют человека его слова-«паразиты»
Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
По «словам-паразитам» можно судить о характере человека. Так, психологи считают, что человек-тугодум часто говорит бессмысленные словечки: «это…, ну…,…э...». Слово «ну» говорят в минуты волнения, а употребление слова «на самом деле» присуще самоуверенным занудам. Слово «короче» - прямой показатель спешки, нервозности, агрессии.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - борец за истину. «На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
«Кстати» - говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» - украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
10 самых популярных среди молодежи «сетевых» слов-«паразитов»:
1. Как бы…
2. Блин, пипец
3. Типа, на самом деле, ИМХО…
4. Не вопрос, без проблем
5. Не, ну ваще…
6. То есть/Скажем…
7. Практически, фактически, ясно…
8. Зачет, отлично, прикольно, жесть, рулез, ужос, тема, шикарно, отлично, перфектно, респектно…
9. Ниочем, вобщем (обязательно в одно слово)…
10. Оки, чмоки, поки…
Глава II. Практическая основа исследования
Рекомендации по избавлению от слов-«паразитов» в речи.
1. Читайте хорошую литературу;
2. Наказывайте себя штрафом (отказаться от конфеты в наказание);
3. Практикуйте выступления перед аудиторией или перед зеркалом;
4. Повышайте самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
5. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
6. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
7. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
8. Включите самоконтроль за речью, своей и чужой:
9. Если так и просится сказать «в общем», «это самое», «ну», то проговаривать эти слова мысленно, а вслух—все остальные;
10. Лучше сократить объем информации, говорить простыми предложениями и медленно, тогда слова-паразиты для связки будут не нужны;
11. Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
12. Психологи советуют устроить день «паразитоговорения» и наоборот;
13. Прослушайте в записи собственный рассказ на тему «Как я провел(а) день»;
14. Попытайтесь возвращать словам и выражениям их первоначальный смысл.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
Заключение
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – «паразиты» засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- «паразиты» портят наш язык. Чаще всего слова-«паразиты» используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью
В ходе исследовательского проекта мы убедились, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». Решать эту проблему необходимо, но делать это сложно – процесс повышения культуры речи очень долгий, постепенный, кропотливый, требующий больших усилий как от учеников, так и от учителей, родителей.
Список литературы
1. Архангельский Г.А. От личной эффективности к саморазвитию; СПб.: Питер, 2007.
2. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. - СПб.: Питер, 2005.
3. Раввин И.Т. Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют. Как разумно и мудро подбирать слова; Москва.: Феникс, 2009.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов; 3-е издание; Москва.: Просвещение , 1989.
Интернет-источники:
1. https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/03/slova-parazity.docx
2. https://урок.рф/library_kids/slova_paraziti_v_rechi_202044.html
3. http://rodniki.asu.ru/wp-content/uploads
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.