МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕМЕТОВ №14
Проектно-исследовательская работа
Тема: «Энциклопедия одного слова»
Выполнила: ученица 5 класса «Г»
Ильина Полина
Руководители:
Черемисина Наталья Степановна, учитель географии
Учитель русского языка и литературы Лопатина В.Г
Родители: Дюндик Юлия Борисовна
Ильин Михаил Борисович
Иркутск
2022 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Теоретическая основа исследования…………………………
1.1. Этимология слова детство……………………………………………
1.2. Словообразовательный анализ слова детство………………………
1.3. Понятийные составляющие слова детство. Синонимы и антонимы…
Глава II. Практическая основа исследования для создания продукта
2.1. Образ детства в русском языке………………………………………….
2.2. Детство в произведениях русской культуры …………………………..
2.3. Тема детства в Пословицах и поговорках. Высказывания
великих людей о детстве …………………………………………………….
Глава III. Обобщение и создание продукта………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Введение
Русский язык – великий и могучий, язык, который является одним из наиболее распространенных языков мира. В самом языке «спрятаны» константы русской культуры, то есть только понимая эти слова, можно понять русскую культуру, русского человека (к ним относятся такие слова, например, как душа, правда, любовь). Многие слова присутствуют в каждом языке, но каждый народ вкладывает в это слово что-то специфическое, характерное и понятное только тем людям, которые говорят на одном языке. То есть культура народа раскрывается через язык. В данной работе мы обратимся к слову детство и попытаемся создать энциклопедию этого слова.
Актуальность: Детство – тот период жизни человека, через который проходит каждый, однако для каждого человека оно воспринимается совершенно по-разному, вкладывается разный смысл. В связи с этим актуально, на наш взгляд, создать максимально универсальную энциклопедию этого слова, собрав разные его интерпретации в единое целое, что поможет понять и постичь тайные культурные коды, понятные русскому человеку.
Цель исследования: создание энциклопедии слова детство.
Задачи:
1) Подготовить теоретическую базу исследования: изучить происхождение, значение слова детство; представить его словообразовательную парадигму;
2) Подготовить практическую базу исследования: отобрать блок языковых единиц, в которых заключено вербальное воплощение слова детство; выявить особенно важные для русской культуры особенности слова детство;
3) Составить энциклопедию слова детство (в виде плаката) и представить результаты исследования в печатной (реферат) и электронной (презентация) версиях.
Объект исследования: лексика, слово детство.
Предмет исследования: особенности функционирования слова детство в русском языке и русской культуре.
Методы исследования: работа с научной и художественной литературой, поисковый и сравнительный анализ, обобщение.
Практическая значимость заключается в том, что, рассмотрев слово детство и составив его энциклопедию, мы открываем возможности лучше понять русскую культуру и русского человека через анализ языка.
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Этимология слова детство
Этимоло́гия (от др.-греч. ἔτυμος — истинный, правильный, верный + др.-греч. λόγος суждение) — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
Исследователи отмечают, что в русском языке появление слова «детство» датируется XI веком и представляет собой дериват слова дети. Употребление лексемы дети отмечено в древнерусском языке в XI веке-дħти (мн.ч.От*dħть) от праславянского этого корня *dĕtę. В индоевропейской языковой группе корень *dhē(i) –(*dhǒi) имел значение «доить», «кормить грудью, сосать». Этот же корень, что в слове дева (дева–это кормящая грудью). Встречается во многих языках (например, в украинском, болгарском, словенском и чешском языках). В древнерусском языке глагол доити значил именно «кормить грудью», позже появились слова-дериваты «доилица», «доиница» - «женщина-кормилица». В русском языке существовало множество вышедших из современного употребления слов с данным корнем, например, глагол детствовать, то есть «быть дитятей (ребенком), находиться в детском возрасте»; детиться значило «множиться, плодиться», а также прилагательное детный.
1.2. Словообразовательный анализ слова детство
Словообразовательный анализ – это один из видов структурной работы со словом, в результате которого выясняется то, как слово образовано с точки зрения современного русского языка.
Корень дет- является достаточно продуктивным. В современном словообразовательном словаре русского языка А.Н. Тихонова приводится 51 лексема, это лексемы, входящие в словообразовательную парадигму с корнем дет-. Первые четыре наиболее частотные слова: дети, дитя, детский, детство.
1.3. Понятийные составляющие слова детство. Синонимы и антонимы
Согласно толковым словарям современного русского языка, слово детство определяется как «детский возраст, детские годы (от младенчества до отрочества)» (Ушаков 2000, Т.1). Однако данное значение не является этимологически первичным. В толковом словаре русского языка Ожегова приведены следующие значения: «Ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте (Ожегов 1996, Т.1).
В словаре синонимов исходных по смыслу выражений Н.М. Абрамова зафиксировано 3 синонима к слову детство: младенчество, малолетство, отрочество (Абрамов 1999). В «Словаре синонимов русского языка» под ред. З.Е. Александровой указывается: «детство – детские годы; малолетство, ребячество (устарелое) / раннее: младенчество, ранний (или нежный) возраст» (Александрова 2001). Евгеньева А.П. также приводит уточнение в «Словаре синонимов русского языка»: «детский возраст и период детского возраста. «Детство» – наиболее употребительное слово; малолетство употр. реже и преимущественно в тех случаях, когда надо подчеркнуть, что речь идет именно о детском возрасте; слово ребячество употребляется редко; младенчество употребляется преимущественно в значении: раннее детство» (Евгеньева 2001).
В словарях антонимов русского языка М.Р. Львова, автор к слову детство в качестве антонима приводит старость (Львов 2006).
Глава II. Практическая часть для создания продукта
2.1. Образ детства в русском языке
1) Детство может представляться как пространство: уйти от детства, возвращаться в детство, впасть в детство.
2) Детство имеет цвет: В словаре эпитетов Горбачевича К.С. и Хабло Е.П. отмечаются следующие цветовые определения детства: золотое, красное, радужное, розовое (Горбачевич 1979: 116).
3) Детство имеет вкус: горькое детство, сладкое детство.
Наиболее устойчивое и частотное словосочетание в русском языке – золотое детство, означающее обычно крайне позитивные воспоминания человека о своих ранних годах или оценивании периода жизни какого либо ребенка. Детство в языке – это не просто начальный этап развития человека, а такой период, который характеризуется всеми радостями и возможностями детского возраста, условиями для игровой деятельности, полноценного развития, достаточного общения с родителями и с окружающими. Таким образом, детство – период формирования личности, когда закладываются базовые ценности человека, поэтому оно играет огромную роль и оказывает огромнейшее влияние на наше будущее.
2.2. Детство в произведениях русской культуры
В литературе всегда были, есть и будут такие темы, которые непременно волнуют человеческое сердце в любую эпоху нашей истории. Они называются «вечными», потому что отражают устои человеческой жизни. Одна из таких тем – детство, которое является таинством загадки «маленького человека», так как ребенку еще неведомо, кто он есть и зачем пришел в этот мир, неведомо, кем он будет – в детстве мир кажется огромным, а взросление – далеким.
В литературе интерес к теме детства начал активно развиваться в XIX веке, и эта традиция с течением времени укреплялась, что представлено в творчестве А. Герцена, Н. Чернышевского, С.Т. Аксакова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, А. Чехова, Ф. Сологуба, И. Бунина, И. Шмелёва, В. Короленко, A. Горького, М. Шолохова и др. Образ детства является одним из центральных и значимых образов русской литературы. Его с полным правом можно отнести к образам, во все времена отражавшим самые важные концепты российской действительности. Образ детства, воплощающийся в литературе в различные периоды жизни, естественным образом проявляет состояние общественной жизни, культурные и нравственные ценности, которые отражаются, в первую очередь, на детях, только начинающих осознавать мир. Приведем ряд наиболее значимых. На наш взгляд, литературных произведений, в которых тема детства является ключевой: «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького; «Детство Никиты» А.Н. Толстого; «Школа» А.П. Гайдара; «В начале жизни» С.Я. Маршака; «Повесть о жизни» К.Г. Паустовского; Зощенко М. М. Лёля и Минька; рассказ В. Распутина «Уроки французского»; Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы» и многие другие.
В музыкальных произведениях тема детства также является актуальной. Например, Детский альбом — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову, которому в то время было 6,5 лет. Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны П.И. Чайковским о детях и доступны для исполнения детьми.
Большой популярностью обладает жанр музыкальной оперы для детей. Среди многих замечательных опер, созданных для детей – оперы-сказки «Город мастеров» Якова Солодухо (1972 г.), Михаила Красева «Морозко» (1963 г), «Колобок» Михаила Иорданского, (1966 г.), «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля, «Три толстяка» Владимира Рубина, «Золотой ключик» Игоря Морозова, одноактная опера для детей Ростислава Бойко "Песенка в лесу", и многие другие произведения.
Говоря о детстве и музыке, непременно стоит отметить известных российских композиторов, чьи песни известны ни одному поколению детей: Владимир Яковлевич Шаинский (1925–2017) (наиболее известные песни: Пусть бегут неуклюже; Чему учат в школе; Вместе весело шагать; Дважды два четыре; Чунга-чанга и многие другие), а также Геннадий Игоревич Гладков (1935) (по-настоящему широкую известность Геннадию Гладкову принесли мелодии из популярного мультфильма «Бременские музыканты». В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни - «По следам бременских музыкантов», «Новогодние
приключения Маши и Вити», «Голубой щенок») многие другие.
Художественное творчество также активно обращалось и обращается к теме детства, когда дети используются как художественный образ, символизирующий непорочность и чистоту: как утренняя заря или первый подснежник. Например, прекрасная картина Дети (Саша и Юра Серовы), автор Валентин Серов (1899):
Картина В.Тимофеева «Девочка с ягодами»:
Картина Михаила Ватутина «Воспитатель» (1892 г.):
Полотна Михаила Слюсаря, наполненные теплом и светом:
Тема детства, вероятно, никогда не потеряет своей актуальности. За последние годы было создано еще множество произведений, где использованы самые разные образы детства.
2.3. Тема детства в Пословицах и поговорках. Высказывания великих людей о детстве.
Дети полны радости к жизни, любопытства, стремления познавать этот мир. О детстве, про воспитание детей, об отношениях между членами семьи повествуют и русские народные пословицы и поговорки. В них заключена накопленная веками народная мудрость, поэтому здесь можно почерпнуть много полезного:
Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Ничего не кушает, только сказки слушает.
Милая деточка хрупка, что веточка.
Дети — что цветы: уход любят.
Где нянек много, там дитя безного.
Дай детям полную волю — сам наплачешься.
Яйца курицу не учат.
Потачка портит и собачку.
Своё дитя милее.
И сова своих детей хвалит.
Дети малы, так спать не дают, а вырастут, так сам не уснёшь.
Малое дитя грудь сосёт, а большое — сердце.
Каковы родители, таковы и дети.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Дети что цветы: уход любят.
Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло.
Богат сынами, славен дочерями.
Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живу.
Добрые дети — дому венец, а злые — конец.
На что и клад, коли дети идут в лад.
Радуется сердце тяти от ласкового дитяти.
Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
Изба детьми весела.
С детьми горе, а без них вдвое.
Все равны детки — и пареньки и девки.
Дети — благодать наша.
Дети, дети, живите в совете!
Была бы голова на плечах — живы будем, а дети будут — сами добудут.
Не оставляй денег детям: глупый проживет, а умный сам наживет.
Родительское сердце в детках, а детское в камешках.
У кого детки, у того и заботы.
Растут детки, как грибки.
Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.
У кого детки, у того и бедки.
Детки деткам рознь.
Всякому свое дитя милее.
Послушному сыну родительский приказ не тягостен.
Деточек родить — не веточки ломить.
Детей учить — не лясы точить.
И бобры добры до своих бобрят.
Детей наказывают стыдом, а не батогом.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Кто боится, что ребенок будет плакать, — сам заплачет.
Дети родились, да никуда не годились.
Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
Великие русские люди также высказывались на тему детства:
В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история представляет мало примеров героев? (Николай Васильевич Шелгунов);
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Васильевич Шелгунов);
Годы детства — это прежде всего воспитание сердца. (Василий Александрович Сухомлинский);
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Василий Александрович Сухомлинский);
Обедняя мир детства, мы затрудняем вхождение ребенка в общество, в коллектив. (Василий Александрович Сухомлинский);
Детство – самое важное и потрясающее время в жизни человека, и я стараюсь не забыть про то, каким был я, чего хотелось мне. (Бодров Сергей);
Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека. (Сергей Бодров);
Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас – просто расти в любви. (Лев Николаевич Толстой);
Милое, дорогое, незабвенное детство! Отчего оно, это навеки ушедшее, невозвратное время, отчего оно кажется светлее, праздничнее и богаче, чем было на самом деле? (Антон Павлович Чехов);
Сегодня у меня явилась мысль: если юность — весна, зрелость — лето, пожилые годы — осень и старость — зима, то что же — детство? Это — весна, лето, осень и зима в один день. (Марина И. Цветаева);
Кто в детстве рассуждал, тот в старости мечтает (Михаил Юрьевич Лермонтов).
Глава III. Обобщение и создание продукта
Изучив слово детство с точки зрения его этимологии, лексического значения, словообразовательных особенностей, а также проследив то, как это слово функционирует в языке, в литературе, искусстве, представляется возможным создать Энциклопедию слова детство, в которой найдет отражение не только само слово, но и дух русского народа, пользующегося этим словом.
Так, поставив целью создание энциклопедии слова детство, был проведен комплексный всесторонний анализ слова, в частности, мною были предприняты следующие шаги:
· выбрано слово в рамках проекта,
· проведен отбор и составлен перечень словарей для анализа слова,
· исследована этимология слова, его словообразовательные особенности, синонимы и антонимы,
· проанализирована жизнь слова в русской литературе и искусстве, в высказываниях великих людей,
· сделаны выводы, которые нашли отражение в данной печатной работе (реферат), электронной (презентация), а также в виде продукта – плаката, созданного на основе изученного материала.
Продукт, завершающий данную работу – плакат, вдохновляющий зрителя на определённые мысли, стимулирующий на мыслительные действия, на (чаще всего) позитивное изменение эмоционального состояния (слово детство непременно заставит любого вспоминать самые яркие, лучшие моменты начала своего существования в мире). Таким образом, главная цель плаката – стимулировать, побуждать что-то сделать, задуматься, поменять взгляд (почувствовать, что в таком казалось бы простом слове заложено столько личностных и культурных смыслов), вдохновлять на работу над собой или просто поднять настроение.
Заключение
В русском языке появление слова детство датируется XI веком и происходит от слова дети. Употребление этого слова также отмечено в древнерусском языке в XI веке. По данным большинства толковых словарей, слово детство имеет только одно основное значение: «детский возраст, детские годы». Практически любое слово в языке несет в себе определенные культурные смыслы, то есть в самом слово «спрятаны» особенности культуры того народа, чей язык анализируется. В русском языке слово детство имеет свой цвет и вкус, и, как правило, вызывает у людей положительные ассоциации и имеет значительную ценность в жизни каждого человека, что находит отражение в огромном количестве литературных и художественных произведений на эту тему.
Список литературы
1. Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов исходных по смыслу выражений – М.: Русский язык, 1999. – 433 с.
2. Большой академический словарь русского языка: том 5 / Под ред. Горбачевича К.С. – М., 2006. – 693с.
3. Словарь антонимов русского языка. / Под ред. Львова М.Р. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. – 592 с.
4. Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Александровой З.Е. – М.: Советская энциклопедия, 2001. – 568с.
5. Словарь синонимов русского языка: 2-ой том / Под ред. Евгеньевой А.П. – М.: Астрель·АСТ, 2001. – 680с.
6. Словообразовательный словарь русского языка: том 1 / Под ред. Тихонова А.Н. – М.: Русский язык, 1990. – 856 с.
7. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. – М., 1996. – 4000 с.
8. Толковый словарь русского языка. Том I. / Под ред. Ушакова. Д.Н. – М.: АСТ, 2000. – 848с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.