МБОУ Гонода Открытый урок
Урок: Литературное чтение
Тема: В. Одоевский «Городок в табакерке».
Цели:
1) - закрепить и обобщить знания, полученные при знакомстве с произведением
В. Одоевского «Городок в Табакерке»;
- закрепить представления о жанре «литературная сказка»;
- определить, в чём особенность данной литературной сказки, написанной как
учебное пособие и найти значимые отличия от других литературных сказок, уже
известных детям;
- пронаблюдать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным
сложным устройством музыкальной шкатулки;
- выявить, чему учит автор;
- пополнять словарный запас учащихся;
- знакомить с предназначением старинных предметов, со словами-архаизмами,
которые уже не употребляются в современной речи;
2) - развивать умение работать с текстом: формировать навыки выборочного чтения,
грамотного составления ответов на вопросы;
- развивать внимание, память, связную речь;
- развивать выразительное и осмысленное чтение,
- развивать умение анализировать произведение, определять мотив поведения
героев путём выбора правильного ответа из текста, оценивать события и
поступки;
- способствовать развитию творческих способностей, воображения;
3) - воспитывать любознательность, интерес к изучению литературного чтения;
- способствовать воспитанию коммуникативных навыков: умению работать в
группе, умению слушать и слышать товарища, дружескому отношению друг к
другу.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: проектор, компьютер, экран;
музыкальная шкатулка, карточки для речевой разминки, тестовые задания, названия устройств шкатулки, демонстрационный материал с изображением элементов устройства шкатулки для выполнения групповой работы, листы самооценивания (Приложение 1), бонусные баллы (за правильные ответы учитель их вклеивает учащимся в листы самооценки в течение всего урока).
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
«Динь-динь-динь», -
звенит звонок.
Начинается урок.
Урок литературный,
а мы народ культурный.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
К знаниям идём упрямо.
Будем мы читать красиво,
дружно будем отвечать,
хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели к нам прийти.
Проверка домашнего задания
2. Артикуляционная разминка
- Наш урок мы начнем с
РЕЧЕВОЙ РАЗМИНКИ (Слайд 2):
Динь-динь-дон
Слышен звон со всех сторон.
Ля-ля-ля
говорю всё чётко я.
Ши-ши-ши
Мои звуки хороши.
ИНТОНАЦИОННАЯ РАЗМИНКА (Слайд 4)
- Перед вами карточка с фразой, которую нужно прочитать с разной расстановкой логического и интонационного ударения.
Слово, которое нужно выделить, подчеркнуто. Итак, начнем! (Читают хором)
Чтение – вот лучшее учение. Чтение – вот лучшее учение. Чтение – вот лучшее учение. Чтение – вот лучшее учение. |
3. Проверка домашнего задания
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
(«Городок в Табакерке») (Слайд 5)
- К какому жанру относится это произведение? (Это литературная сказка).
- Как понять, что сказка литературная, а не народная? (У литературной сказки есть конкретный автор, она не подлежит никаким исправлениям, в содержании сочетается действительность и вымысел, чувствуется явная позиция автора. А народная сказка передавалась из уст в уста, у неё нет единого автора, может иметь много вариантов).
- Приведите примеры-пары знакомой вам литературной сказки и народной сказки. («Конёк Горбунок» автор Пётр Ершов и народная сказка «Колобок»; ««Красная Шапочка» автор Шарль Перро и «Лисичка со скалочкой» и др.)
- Кто же автор литературной сказки «Городок в табакерке?» (Автор – Владимир Фёдо-рович Одоевский).
Учитель демонстрирует портрет писателя.
– Да, верно, В.Ф. Одоевский... Жизнь самого писателя была удивительной и необыкновенной. Что вы узнали об авторе? Я задавала дома придумать вопросы к биографии В.Ф. Одоевского и подготовить ответы к ним. Проверим, как вы справились.
Приём «Микрофон» (Слайд 6-7)
Учитель даёт учащимся микрофон и предлагает им попробовать себя в роли журналистов. Поочерёдно один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает на него и по цепочке передаёт «микрофон» следующему. Так дети вспоминают факты биографии В.Ф. Одоевского и по очереди дополняют друг друга. (Приложение 2)
Тестовая работа по произведению (Слайд 8)
- Дома вам нужно было дочитать сказку до конца. Ну, а как вы подготовились к уроку, проверим с помощью теста. У каждого ребёнка на столе карточка с тестом.
КАРТОЧКА-ТЕСТ:
1.Папенька поставил на стол:
а) шкатулку
б) коробку
в) табакерку
2. Главного героя звали:
а) Володя
б) Миша
в) Алёша
3.Как назывался город, в который попал мальчик?
а) Тук - Тук
б) Динь - Динь
в) Дзынь - Дзынь
4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:
а) поговорку
б) присказку
в) пословицу
5. «Миша в свою очередь закусил…»
а) губу
б) язычок
в) щеку
6. Перечисли жителей табакерки. Запиши их.
а) _____________________ в)
_____________________
б) _____________________ г)
_____________________
7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?
а) химия б) литература в) механика
- Поменяйтесь работами, возьмите ручку с зелёной пастой и проверим работы.
Учитель зачитывает вопрос, дети хором дают правильные ответы. Если у напарника ответ не верен, исправляют зелёной пастой.
- Поменяйтесь обратно работами. Проверяем (Слайд 9)
- Кто ни разу не ошибся? Какие вопросы оказались для вас трудными, и вы допустили ошибку?
- Запишите в свой оценочный лист заработанные баллы:
нет ошибок- 5 баллов;
1 ошибка – 4 балла;
2 ошибки – 3 балла;
3 ошибки – 2 балла;
4 ошибки – 1 балл;
5 и более ошибок – 0 баллов;
4. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Визуализация образа (Слайд 10)
В руках учителя музыкальная шкатулка. Он открывает крышку шкатулки, включается музыка.
- У меня в руках шкатулка,
Музыкальная она
Ах как музыка играет,
В ней так много волшебства.
- О чём же пойдёт наш разговор, вы догадались? (О музыкальной шкатулке.)
- Правильно. Как называлась музыкальная шкатулка в сказке? (Табакерка)
Словарная работа
- Поработаем над лексическим значением слова «табакерка». Как вы поняли, что это за предмет? (Ответы детей)
- Где мы можем найти правильное лексическое значение интересующего нас слова?
(В толковом словаре)
- Какие толковые словари вам уже известны? (С.И. Ожегова, В. Даля…)(Слайд 11)
- Я для вас принесла из библиотеки толковый словарь. Так давайте же обратимся к нему за более полным разъяснением, что же такое табакерка. (Слайд 12)
(1 ученик ищет и зачитывает значение слова «табакерка» в словаре С.И. Ожегова).
- Где ещё в современном мире мы находим интересующую нас информацию? Да, в интернет-пространстве есть тоже справочники, например, универсальная интернет-энциклопедия «Википе́дия» («вики»- быстрая). Обратимся к ней с тем же вопросом.
(Учитель выводит на экран изображение страницы Википедии, а один ученик зачитывает значение интересующего слова). (Слайд 13)
- Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки. (Учитель показывает иллюстрации табакерок и демонстрирует на слайдах) (Слайды 14-16)
- Ребята, сказка «Городок в табакерке» была написана В. Одоевским в 1834 году.
А это - почти 2 века назад! И, конечно, в тексте много устаревших слов.
Какие это слова, и как вы поняли их значение?
Работа в парах (Слайд 17-18)
НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ:
на карточках соединить слово с его значением.
1 вариант:_______________ АВОСЬ С СИМИ СЛОВАМИ ЗАТЕПЛИЛИСЬ ЗВЁЗДОЧКИ СЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ УЧТИВО ОДИНАКИЕ |
сосчитать нельзя одинаковые очень вежливо с этими словами может быть начали загораться |
2 вариант:_______________ ПЁСТРЕНЬКАЯ ОПАМЯТОВАТЬСЯ ДОСАДНО НАБОЛЬШИЙ СВОД ИНДО |
даже старший обидно опомниться окрашенная в несколько цветов дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры |
Ответы: Авось - может быть. С сими словами- с этими словами. Затеплились звёздочки – начали загораться. Счесть нельзя – сосчитать нельзя. Учтиво – очень вежливо. Одинакие – одинаковые. |
Пестренькая- окрашенная в несколько цветов. Опамятоваться –опомниться. Досадно –обидно. Набольший –старший. Свод- дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры. Индо- даже. |
Работа над лексическим значением слов-предметов (Слайд 19-24) :
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
Свод - верхняя часть помещения купола, который сводится в одну точку.
Ставни – деревянные затворы к окнам
Шатёр – покрывало в виде высокой многогранной пирамиды
- Молодцы! За каждый правильный ответ те ребята, кто отвечал правильно, могут поставить себе в оценочный лист 1 балл.
Физминутка
Чтоб в шкатулочку попасть, Надо маленькими стать, Ну, а мы с вами большие, Вот такие, вот такие. Мы пригнёмся. Мы прогнёмся. |
Дети встают из-за парт. Присели. Встали. Потянули ручки вверх и опустили. (2 раза) Полуприсели, встали, прогнулись назад. |
Сядем на свои места, Глазки все закроем – Волшебство устроим. Внутрь с вами попадем, И, конечно, все поймем… Открываем, смотрим вниз, Вверх все глазки поднимаем. Жмурим сильно, разжимаем… Прямо в сказку попадаем! |
Дети садятся на свои места. Закрывают глаза.
Открывают глаза. Смотрят вниз. Смотрят вверх. Зажмуривают глаза и снова открывают.
|
5. Работа по теме урока (Слайд 25-27)
Беседа с выборочным чтением
- Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)
Минутка активного чтения
- А сейчас-жужжащее чтение. Поставьте пальчики на начало этого отрывка и приготовьтесь все его читать с выполнением команд.
(Учитель даёт команду:
«день» - дети читают в полголоса в обычном темпе,
«ночь» – закрывают глаза,
«день» - дети открывают глаза и продолжают чтение в обычном темпе,
«скорость»- читают быстро,
«мегаскорость» -читают очень быстро,
«молния» – разовый бросок глазами вверх и продолжение чтения.)
- Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием и нашли строки, где описано, как выглядела табакерка. 2-3 ученика по цепочке зачитывают этот фрагмент вслух, а остальные следят по тексту.
- Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок)
- Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе?
(Ворота, башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе - солнышко с розовыми лучиками).
(Каждый правильно ответивший ребенок крепит на панно изображение названного предмета и получает 1 балл в оценочный лист)
- Посмотрите, какой красивый городок Динь-Динь мы с вами построили!
- Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное?
(Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)
- Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку?
(Восторг и любопытство).
Проходим мастер-класс
- Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «вдруг, невидимо где, заиграла музыка».
- Чтобы вы смогли лучше прочувствовать происходившее, я вам включу звукового помощника. Красивое выразительное чтение профессионального актёра поможет вам также правильно соблюдать интонацию, и произношение.
(Звучит фрагмент из аудиосказки «Вдруг, невидимо где…синеватые лучи».
Дети шёпотом проговаривают отрывок, читают за аудиочтецом)
Группа «ПОЧЕМУЧКИ» (Слайд 28)
- Для вас Солнышко из сказки подготовило вопросы. Кто был внимательным, тот без труда ответит на них.
(Выходит ребёнок, берёт в руки Солнышко. Отрываем лучик и читаем вопрос:
1) Что сделало солнце вначале, когда только заиграла музыка?
(Вышло из-за деревьев и поднималось вверх, освещая городок)
2) Что солнышко сделало, когда дошло до самого верха?
(«…перешло на другую сторону»)
3) Каким был путь солнышка потом?
(Опускалось всё ниже и ниже, потом совсем скрылось.)
4) От чего в городке стало светлее после ухода солнца?
(Загорелись звёздочки, вышел месяц, окошки засеребрились).
5) Как вы думаете, какое привычное для жителей Земли явление описал здесь автор? (Смена дня и ночи)
- Молодцы!
Чтение по ролям
- О чём стал просить Миша папеньку?
(Пустить его вовнутрь шкатулки)
- В нашем «театре у микрофона» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши.
Роль папы будет читать…. Роль Миши - …. Слова автора - …
(«-Папенька!......иначе всё изломается»)
- Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать дорогую вещь.
- Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение называется сказка. Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно необычные, сказочные события?
(С того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал мальчик-колокольчик).
- Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком?
(Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он
большой.)
Группа «ХУДОЖНИКИ»
- Давайте посмотрим рисунки, которые для нашего урока подготовила творческая группа «Художники» (демонстрация рисунков).
Работа с иллюстрациями в книге с. 157, с.161 (Слайд 30)
А теперь задание участников группы.
- Что и кого изобразил на иллюстрации художник?
- Как вы считаете, какой эпизод проиллюстрирован?
Чтение по ролям
- Прочитайте этот отрывок, когда он всё-таки пошёл за мальчиком-колокольчиком в город, и о чём они беседовали по пути к городу.
(«Миша послушался… Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.)
Роль Миши будет озвучивать…. Роль Колокольчика - …. Слова автора - …)
Работа над фразеологизмами и поговорками (Слайд31)
- Ребята, какие фразеологизмы вы встретили в тексте и что они значат?
(Закусить губу – смутиться от того, что понял, что сказал не то и резко замолчать;
- заставить себя сдержаться и прервать высказывание.
Из городка – ни пяди - т.е. никуда нельзя уходить.)
- Какую поговорку постоянно говорил колокольчик?
(«Динь-динь»)
- Что в значении «поговорка» здесь имел в виду автор сказки? Почему к ним не надо привыкать? Это не те поговорки, которые отражают народную мудрость, добавляют образность, меткость высказываний. Здесь это слова, которые безграмотные люди по привычке повторяют без смысла. В нашей жизни такими будут слова «значит», «ну»…
(т.е. засоряют речь, а не обогащают её, «слова-паразиты»).
- Скажите, а какие поговорки повторяли всегда другие герои сказки?
- Почему автор вложил в уста героев именно такие поговорки?
(Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают).
Группа «АРТИСТЫ» (Слайд 32-34)
Угадай героя сказки
Ребята подготовили для вас отрывки из сказки. Догадайтесь, кто какого героя представляет. Кто сказал эти слова:
Б) «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)
– А кто сказал эти слова:
В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)
– Какой вывод
сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это
хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:
Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)
– Поверил ли Миша
Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?
5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)
-Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?
-Чему научил мальчик-колокольчик Мишу? Понравилось ли Мише в городке?
-Почему сами колокольчики не считали себя счастливыми? Докажите словами текста.
-Что случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком?
6. Обобщение полученных знаний
Группа «ФИКСИКИ-МЕХАНИКИ» (Слайд 35)
Участники группы предлагают всем группам задание:
разложить в нужном порядке детали устройства табакерки.
(На столе у каждой группы лежат предметные картинки с изображением валика, пружинки, молоточка и колокольчика).
- А для того, чтобы проверить, правильно ли вы справились, предлагаем вам посмотреть фрагмент мультфильма «Фиксики. Музыкальная шкатулка», где герои побывали внутри такой шкатулки и разобрались с механизмом её устройства.
Группа «ОТКРЫВАТЕЛИ»
- Эту сказку В. Одоевский написал в учебное пособие «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Автор как раз и работал под псевдонимом Ириней.
- Проанализировать, какие открытия под видом обычных сказочных строк спрятаны в произведении нам предлагают ребята из творческой группы «Открыватели».
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ЗАКОНЫ (Слайд 37):
1) С. 156-157 - смена дня и ночи;
2) С. 160-161 – закон Перспективы (издали всё кажется меньше => со стороны всё кажется незначительным);
3) с.166 – устройство механизма табакерки (сложный механизм, который без знаний трогать нельзя, иначе сломается.)
4) С.162 – музыкальный тон (у колокольчика побольше – голос низкий, у колокольчика поменьше –голос высокий)
5) начало 4-й части – закон взаимосвязи (даже маленькая деталь важна в механизме).
- Как же можно назвать эту сказку? (Научно-познавательной)
Группа «ПСИХОЛОГИ» (Слайд 38)
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Давайте подумаем, могут ли открытия Миши пригодиться нам в жизни? Какие советы ты бы дал детям на месте Миши?
Советы:
=> все мы разные
=> без учебников и учёбы жить неинтересно, праздная жизнь быстро надоедает или ведёт к деградации человека;
=> хорошо, когда за тобой кто-то присматривает или заботится о тебе, иначе нет порядка или может что-либо случиться («…теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит»);
=> не ломай вещи, нельзя портить поделки только ради любопытства или ради забавы,
береги чужой труд!
Как мальчик вёл себя в гостях у жителей табакерки, что можно сказать о его
воспитании? Как вы думаете, а грубияна и невежу пригласили бы они к себе в гости,
общались бы с ним?
=> всегда соблюдай правила приличия в гостях и в общении с окружающими.
Составим психологическую характеристику Миши (Слайд 38-39)
На доске – изображение Миши.
Карточки с характеристикой разных качеств размещены на другой части доски.
Из всех предложенных карточек дети из группы «Психологи» выбирают только те, которые помогают составить правильную характеристику Миши и крепят их рядом с Мишей.
(Миша: - осторожный -воспитанный - учтивый -любознательный
-внимательный -любопытный - находчивый -добрый.
7. Рефлексия
- По листам самооценки оцените свою работу на уроке (Слайд 41)
Выставление оценок
- А теперь предлагаю вам подойти к нашему стенду с изображением тучки и солнышка. Поставьте свой колокольчик на сторону тучки, если вам урок показался сложным, непонятным или скучным. Если вам было интересно, познавательно, тогда поставьте свой колокольчик на сторону солнышка.
8. Итог урока
- Можете ли вы привести примеры других произведений, мультфильмов с той же авторской задачей? («Алиса в Стране Чудес», «Фиксики» и др.)
- Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?
Домашнее задание - А вы смогли представить себя в табакерке? Удалось ли автору удивить вас,современных детей? Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор изучить? Придумайте свою сказку о путешествии в нём.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.