Урок: Литературное чтение по теме : В. Одоевский «Городок в табакерке».
Оценка 4.8

Урок: Литературное чтение по теме : В. Одоевский «Городок в табакерке».

Оценка 4.8
docx
19.10.2024
Урок: Литературное чтение  по теме : В. Одоевский «Городок в табакерке».
1. В.Ф.Одоевский Городок в табакерке.docx

МБОУ Гонода  Открытый урок

 

Урок: Литературное чтение

 

Тема: В. Одоевский «Городок в табакерке».

 

Цели:

1)         - закрепить и обобщить знания, полученные при знакомстве с произведением

            В. Одоевского «Городок в Табакерке»;

- закрепить представления о жанре «литературная сказка»;

- определить, в чём особенность данной литературной сказки, написанной как    

  учебное пособие и найти значимые отличия от других литературных сказок, уже

  известных детям;

- пронаблюдать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным  

  сложным устройством музыкальной шкатулки;

- выявить, чему учит автор;

- по­полнять словарный запас учащихся;

- знакомить с предназначением старинных предметов, со словами-архаизмами,  

  которые уже не употребляются в современной речи;

2)         - развивать умение работать с текстом: фор­мировать навыки выборочного чтения,   

            грамотного составления ответов на вопросы;

- развивать внимание, память, связную речь;

- развивать выразительное и осмысленное чтение,

- развивать умение анализировать произведение, определять мотив поведения   

  героев путём выбора правильного ответа из текста, оценивать события и  

  поступки;

- способствовать развитию творческих способностей, воображения;

3)         - воспитывать любознательность, интерес к изучению литературного чтения;

- способствовать воспитанию коммуникативных навыков: умению работать в  

  группе, умению слушать и слышать товарища, дружескому отношению друг к  

  другу.

 

Тип урока: закрепление изученного материала.

 

Оборудование: проектор, компьютер, экран;

музыкальная шкатулка, карточки для речевой разминки, тестовые задания, названия устройств шкатулки, демонстрационный материал с изображением элементов устройства шкатулки для выполнения групповой работы, листы самооценивания (Приложение 1), бонусные баллы (за правильные ответы учитель их вклеивает учащимся в листы самооценки в течение всего урока).

 

Ход урока

1.      Организационный момент (Слайд 1)

«Динь-динь-динь», -

звенит звонок.

Начинается урок.

Урок литературный,

а мы народ культурный.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

К знаниям идём упрямо.

Будем мы читать красиво,

дружно будем отвечать,

хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти.

Проверка домашнего задания

 

2.      Артикуляционная разминка

-           Наш урок мы начнем с

РЕЧЕВОЙ РАЗМИНКИ (Слайд 2):

Динь-динь-дон

Слышен звон со всех сторон.

Ля-ля-ля

говорю всё чётко я.

Ши-ши-ши

Мои звуки хороши.

 

 

 

ИНТОНАЦИОННАЯ РАЗМИНКА (Слайд 4)

- Перед вами карточка с фразой, которую нужно прочитать с разной расстановкой логического и интонационного ударения.

Слово, которое нужно выделить, подчеркнуто. Итак, начнем! (Читают хором)

Чтение – вот лучшее учение. 

Чтение – вот лучшее учение. 

Чтение – вот лучшее учение. 

Чтение – вот лучшее учение. 

 

3.      Проверка домашнего задания

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

  («Городок в Табакерке») (Слайд 5)

- К какому жанру относится это произведение? (Это литературная сказка).

- Как понять, что сказка литературная, а не народная? (У литературной сказки есть конкретный автор, она не подлежит никаким исправлениям, в содержании сочетается действительность и вымысел, чувствуется явная позиция автора. А народная сказка передавалась из уст в уста, у неё нет единого автора, может иметь много вариантов).

- Приведите примеры-пары знакомой вам литературной сказки и народной сказки. («Конёк Горбунок» автор Пётр Ершов и народная сказка «Колобок»; ««Красная Шапочка» автор Шарль Перро и «Лисичка со скалочкой» и др.)

- Кто же автор литературной сказки «Городок в табакерке?» (Автор – Владимир Фёдо-рович Одоевский).

 Учитель демонстрирует портрет писателя.

– Да, верно, В.Ф. Одоевский... Жизнь самого писателя была удивительной и необыкновенной. Что вы узнали об авторе? Я задавала дома придумать вопросы к биографии В.Ф. Одоевского и подготовить ответы к ним. Проверим, как вы справились.

 

Приём «Микрофон» (Слайд 6-7)

Учитель даёт учащимся микрофон и предлагает им попробовать себя в роли журналистов. Поочерёдно один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает на него и по цепочке передаёт «микрофон» следующему.  Так дети вспоминают факты биографии В.Ф. Одоевского и по очереди дополняют друг друга. (Приложение 2)

Тестовая работа по произведению (Слайд 8)

- Дома вам нужно было дочитать сказку до конца. Ну, а как вы подготовились к уроку, проверим с помощью теста. У каждого ребёнка на столе карточка с тестом.

КАРТОЧКА-ТЕСТ:

1.Папенька поставил на стол:

а) шкатулку 
б) коробку 
в) табакерку

2. Главного героя звали:

а) Володя 
б) Миша 
в) Алёша

3.Как назывался город, в который попал мальчик?

а) Тук - Тук 
б) Динь - Динь 
в) Дзынь - Дзынь

4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:

а) поговорку 
б) присказку 
в) пословицу

5. «Миша в свою очередь закусил…»

а) губу 
б) язычок 
в) щеку

6. Перечисли жителей табакерки. Запиши их.

а) _____________________  в) _____________________ 
б) _____________________  г) _____________________

7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?

а) химия         б) литература            в) механика

 

- Поменяйтесь работами, возьмите ручку с зелёной пастой и проверим работы.

Учитель зачитывает вопрос, дети хором дают правильные ответы. Если у напарника ответ не верен, исправляют зелёной пастой.

-  Поменяйтесь обратно работами. Проверяем (Слайд 9)

 

-  Кто ни разу не ошибся?  Какие вопросы оказались для вас трудными, и вы допустили ошибку?

- Запишите в свой оценочный лист заработанные баллы:

 нет ошибок- 5 баллов;

1 ошибка – 4 балла;

2 ошибки – 3 балла;

3 ошибки – 2 балла;

4 ошибки – 1 балл;

5 и более ошибок – 0 баллов;

 

4.      Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Визуализация образа (Слайд 10)

В руках учителя музыкальная шкатулка. Он открывает крышку шкатулки, включается музыка.

-           У меня в руках шкатулка,

Музыкальная она

Ах как музыка играет,

В ней так много волшебства.

-  О чём же пойдёт наш разговор, вы догадались? (О музыкальной шкатулке.)

-  Правильно. Как называлась музыкальная шкатулка в сказке? (Табакерка)

 

Словарная работа

-  Поработаем над лексическим значением слова «табакерка». Как вы поняли, что это за предмет? (Ответы детей)

-  Где мы можем найти правильное лексическое значение интересующего нас слова?

   (В толковом словаре)

-  Какие толковые словари вам уже известны? (С.И. Ожегова,  В. Даля…)(Слайд 11)

-  Я для вас принесла из библиотеки толковый словарь. Так давайте же обратимся к нему  за более полным разъяснением, что же такое табакерка. (Слайд 12)

(1 ученик ищет и зачитывает значение слова «табакерка» в словаре С.И. Ожегова).

-  Где ещё в современном мире мы находим интересующую нас информацию? Да, в интернет-пространстве есть тоже справочники, например, универсальная  интернет-энциклопедия «Википе́дия» («вики»- быстрая). Обратимся к ней с тем же вопросом.

(Учитель выводит на экран изображение страницы Википедии, а один  ученик зачитывает значение интересующего слова). (Слайд 13)

Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки. (Учитель показывает иллюстрации табакерок и демонстрирует на слайдах) (Слайды 14-16)

- Ребята, сказка «Городок в табакерке» была написана В. Одоевским в 1834 году.

  А это - почти 2 века назад! И, конечно, в тексте много устаревших слов.

  Какие это слова, и как вы поняли их значение?

 

Работа в парах (Слайд 17-18)

НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ:

на карточках соединить слово с его значением.

1 вариант:_______________

АВОСЬ

С СИМИ СЛОВАМИ

ЗАТЕПЛИЛИСЬ ЗВЁЗДОЧКИ

СЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ

УЧТИВО

ОДИНАКИЕ

 

сосчитать нельзя

одинаковые

очень вежливо

с этими словами

может быть

начали загораться

 2 вариант:_______________

ПЁСТРЕНЬКАЯ

ОПАМЯТОВАТЬСЯ ДОСАДНО

НАБОЛЬШИЙ

СВОД

ИНДО

 

даже

старший

обидно

опомниться

окрашенная в несколько цветов

дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры

 

 

 

Ответы: 

Авось - может быть.

С сими словами- с этими словами.

Затеплились звёздочки – начали загораться.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Учтиво – очень вежливо.

Одинакие – одинаковые.

Пестренькая- окрашенная в несколько цветов.

Опамятоваться –опомниться.

Досадно –обидно.

Набольший –старший.

Свод- дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры.

Индо- даже.

 

Работа над лексическим значением слов-предметов (Слайд 19-24) :

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

Свод - верхняя часть помещения купола, который сводится в одну точку.

Ставни – деревянные затворы к окнам

Шатёр – покрывало в виде высокой многогранной пирамиды

- Молодцы! За каждый правильный ответ те ребята, кто отвечал правильно, могут поставить себе в оценочный лист 1 балл.

Физминутка

Чтоб в шкатулочку попасть,

Надо маленькими стать,

Ну, а мы с вами большие,

Вот такие, вот такие.

Мы пригнёмся. Мы прогнёмся.

Дети встают из-за парт.

Присели.

Встали.

Потянули ручки вверх и опустили. (2 раза)

Полуприсели, встали, прогнулись назад.

Сядем на свои места,

Глазки все закроем –

Волшебство устроим.

Внутрь с вами попадем,

И, конечно, все поймем…

Открываем, смотрим вниз,

Вверх все глазки поднимаем.

Жмурим сильно, разжимаем…

Прямо в сказку попадаем!

Дети садятся на свои места.

Закрывают глаза.

 

 

Открывают глаза.

Смотрят вниз.

Смотрят вверх.

Зажмуривают глаза и снова открывают.

 

 

5.    Работа по теме урока (Слайд 25-27)

Беседа с выборочным чтением

- Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)

 

Минутка активного чтения

- А сейчас-жужжащее чтение. Поставьте пальчики на начало этого отрывка и приготовьтесь все его читать с выполнением команд.

(Учитель даёт команду:

«день» - дети читают в полголоса в обычном темпе,

«ночь» – закрывают глаза,

«день» - дети открывают глаза и продолжают чтение в обычном темпе,

«скорость»- читают быстро,

«мегаскорость» -читают очень быстро,

«молния» – разовый бросок глазами вверх и продолжение чтения.)

- Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием и нашли строки, где описано, как выглядела табакерка. 2-3 ученика по цепочке зачитывают этот фрагмент вслух, а остальные следят по тексту.

 

- Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок)

- Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе?

(Ворота, башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе - солнышко с розовыми лучиками).

(Каждый правильно ответивший ребенок крепит на панно изображение названного предмета и получает 1 балл в оценочный лист)

- Посмотрите, какой красивый городок Динь-Динь мы с вами построили!

- Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное?

  (Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)

- Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку?

  (Восторг и любопытство).

 

Проходим мастер-класс

-  Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «вдруг,     невидимо где, заиграла музыка».

- Чтобы вы смогли лучше прочувствовать происходившее, я вам включу звукового помощника. Красивое выразительное чтение профессионального актёра поможет вам также правильно соблюдать интонацию, и произношение.

(Звучит фрагмент из аудиосказки «Вдруг, невидимо где…синеватые лучи».

 Дети шёпотом проговаривают отрывок, читают за аудиочтецом)

 

Группа «ПОЧЕМУЧКИ» (Слайд 28)

- Для вас Солнышко из сказки подготовило вопросы. Кто был внимательным, тот без труда ответит на них.

 (Выходит ребёнок, берёт в руки Солнышко. Отрываем лучик и читаем вопрос:

1)      Что сделало солнце вначале, когда только заиграла музыка?

     (Вышло из-за деревьев и поднималось вверх, освещая городок)

2)      Что солнышко сделало, когда дошло до самого верха?

(«…перешло на другую сторону»)

3)      Каким был путь солнышка потом?

 (Опускалось всё ниже и ниже, потом совсем скрылось.)

4)      От чего в городке стало светлее после ухода солнца?

(Загорелись звёздочки, вышел месяц, окошки засеребрились).

5)        Как вы думаете, какое привычное для жителей Земли явление описал здесь автор?    (Смена дня и ночи)

- Молодцы!

 

Чтение по ролям

- О чём стал просить Миша папеньку?

(Пустить его вовнутрь шкатулки)

- В нашем «театре у микрофона» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши.    

 Роль папы будет читать…. Роль Миши - …. Слова автора - …

(«-Папенька!......иначе всё изломается»)

- Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать дорогую вещь.

- Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение называется сказка. Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно необычные, сказочные события?

(С того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал мальчик-колокольчик).

- Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком?

  (Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он 

  большой.)

 

Группа «ХУДОЖНИКИ»

- Давайте посмотрим рисунки, которые для нашего урока подготовила творческая группа «Художники» (демонстрация рисунков).

Работа с иллюстрациями в книге с. 157, с.161 (Слайд 30)

А теперь задание участников группы.

- Что и кого изобразил на иллюстрации художник?

- Как вы считаете, какой эпизод проиллюстрирован?

Чтение по ролям

- Прочитайте этот отрывок, когда он всё-таки пошёл за мальчиком-колокольчиком в город, и о чём они беседовали по пути к городу.

(«Миша послушался… Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.)

Роль Миши будет озвучивать…. Роль Колокольчика - …. Слова автора - …)

 

Работа над фразеологизмами и поговорками (Слайд31)

- Ребята, какие фразеологизмы вы встретили в тексте и что они значат?

  (Закусить губу – смутиться от того, что понял, что сказал не то и резко замолчать;

     - заставить себя сдержаться и прервать высказывание.  

   Из городка ни пяди  -  т.е. никуда нельзя уходить.)

 

- Какую поговорку постоянно говорил колокольчик?

(«Динь-динь»)

- Что в значении «поговорка» здесь имел в виду автор сказки? Почему к ним не надо привыкать? Это не те поговорки, которые отражают народную мудрость, добавляют образность, меткость высказываний. Здесь это слова, которые безграмотные люди по привычке повторяют без смысла. В нашей жизни такими будут слова «значит», «ну»…

(т.е. засоряют речь, а не обогащают её, «слова-паразиты»).

- Скажите, а какие поговорки повторяли всегда другие герои сказки?

- Почему автор вложил в уста героев именно такие поговорки?

(Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают).

 

Группа «АРТИСТЫ» (Слайд 32-34)

Угадай героя сказки

Ребята подготовили для вас отрывки из сказки. Догадайтесь, кто какого героя представляет. Кто сказал эти слова:

Б)  «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)

– А кто сказал эти слова:

В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)

 

– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо) 
– А за вами детьми нужно присматривать? 

– Чьи это слова:

Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)

– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?

5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)

-Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?

-Чему научил мальчик-колокольчик Мишу? Понравилось ли Мише в городке?

-Почему сами колокольчики не считали себя счастливыми? Докажите словами текста.

-Что случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком?

 

6.      Обобщение полученных знаний

Группа «ФИКСИКИ-МЕХАНИКИ» (Слайд 35)

Участники группы предлагают всем группам задание:

разложить в нужном порядке детали устройства табакерки.

(На столе у каждой группы лежат предметные картинки с  изображением валика, пружинки, молоточка и колокольчика).

- А для того, чтобы проверить, правильно ли вы справились, предлагаем вам посмотреть фрагмент мультфильма «Фиксики. Музыкальная шкатулка», где герои побывали внутри такой шкатулки и разобрались с механизмом её устройства.

 

Группа «ОТКРЫВАТЕЛИ»

- Эту сказку В. Одоевский написал в учебное пособие «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Автор как раз и работал под псевдонимом Ириней.

- Проанализировать, какие открытия под видом обычных сказочных строк спрятаны в произведении нам предлагают ребята из творческой группы «Открыватели».

 

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ЗАКОНЫ (Слайд 37):

1) С. 156-157 -  смена дня и ночи;

2) С. 160-161 – закон Перспективы (издали всё кажется меньше => со стороны всё кажется незначительным);

3) с.166 – устройство механизма табакерки (сложный механизм, который без знаний трогать нельзя, иначе сломается.)

4) С.162 – музыкальный тон (у колокольчика побольше – голос низкий, у колокольчика поменьше –голос высокий)

5) начало 4-й части – закон взаимосвязи (даже маленькая деталь важна в механизме).

- Как же можно назвать эту сказку? (Научно-познавательной)

 

Группа «ПСИХОЛОГИ» (Слайд 38)

- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Давайте подумаем, могут ли открытия Миши пригодиться нам в жизни? Какие советы ты бы дал детям на месте Миши?

Советы:

=> все мы разные

=> без учебников и учёбы жить неинтересно, праздная жизнь быстро надоедает или ведёт к деградации человека;

=> хорошо, когда за тобой кто-то присматривает или заботится о тебе, иначе нет порядка или может что-либо случиться («…теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит»);

=> не ломай вещи, нельзя портить поделки только ради любопытства или ради забавы,

береги чужой труд!

   Как мальчик вёл себя в гостях у жителей табакерки, что можно сказать о его  

   воспитании?  Как вы думаете, а грубияна и невежу пригласили бы они к себе в гости,  

   общались бы с ним?

=> всегда соблюдай правила приличия в гостях и в общении с окружающими.

 

Составим психологическую  характеристику  Миши (Слайд 38-39)

На доске – изображение Миши.

Карточки с характеристикой разных качеств размещены на другой части доски.

Из всех предложенных карточек дети из группы «Психологи» выбирают только те, которые помогают составить правильную характеристику Миши и крепят их рядом с Мишей.

(Миша: - осторожный                     -воспитанный                       - учтивый                  -любознательный

             -внимательный                    -любопытный                       - находчивый -добрый.

 

7. Рефлексия

- По листам самооценки оцените свою работу на уроке (Слайд 41)

Выставление оценок

- А теперь предлагаю вам подойти к нашему стенду с изображением тучки и солнышка. Поставьте свой колокольчик на сторону тучки, если вам урок показался сложным, непонятным или скучным. Если вам было интересно, познавательно, тогда поставьте свой колокольчик на сторону солнышка.

 

8. Итог урока

-  Можете ли вы привести примеры других произведений, мультфильмов с той же авторской задачей? («Алиса в Стране Чудес», «Фиксики» и др.)

- Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?

Домашнее задание - А вы смогли представить себя в табакерке? Удалось ли автору удивить вас,современных  детей?  Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор изучить? Придумайте свою сказку о путешествии в нём.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ Гонода Открытый урок

МБОУ Гонода Открытый урок

Захотели к нам прийти. Проверка домашнего задания 1

Захотели к нам прийти. Проверка домашнего задания 1

Главного героя звали: а) Володя б)

Главного героя звали: а) Володя б)

Я для вас принесла из библиотеки толковый словарь

Я для вас принесла из библиотеки толковый словарь

ПЁСТРЕНЬКАЯ ОПАМЯТОВАТЬСЯ ДОСАДНО

ПЁСТРЕНЬКАЯ ОПАМЯТОВАТЬСЯ ДОСАДНО

Беседа с выборочным чтением -

Беседа с выборочным чтением -

Пустить его вовнутрь шкатулки) -

Пустить его вовнутрь шкатулки) -

В) «А мне какое дело, шуры-муры!

В) «А мне какое дело, шуры-муры!

Как мальчик вёл себя в гостях у жителей табакерки, что можно сказать о его воспитании?

Как мальчик вёл себя в гостях у жителей табакерки, что можно сказать о его воспитании?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2024