Урок литературного чтения 3-4 кл
Оценка 4.8

Урок литературного чтения 3-4 кл

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл—4 кл
06.07.2020
Урок литературного чтения 3-4 кл
Урок литературного чтения 3-4 кл по теме Б.Пастернак. Золотая осень.
Б.Пастернак. Золотая осень..docx

Литературное чтение «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» Поэтическая тетрадь 3

 Тема урока: Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

Цели урока:

-Познакомить со стихотворением Б. Л. Пастернака.

-Развивать умение работать в группе; оценивать работу товарищей.

Воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

Оборудование; 4 карточки с текстами, картинки: вяз, ясень, осина, портрет, книги Б.Пастернака.

Ход урока

I.       Организационный момент. Психологический настрой.

П.      Проверка домашнего задания Чтение сочинений.

III.     Постановка цели. Актуализация знаний

1.   Учитель загадывает загадки:

Тройка, тройка прилетела 

 Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица    

 Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима)

Пришла, улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

В наряд белоснежный оделись сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: — «Вить гнезда пора!» (Весна)

Оно за весною к нам в гости идет.

С собою приносит не мало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски. (Лето)

Прошла по лугам, по лесам и полям.

 Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: - «За мною нагрянет зима» (Осень)

-    Сегодня мы поговорим о временах года, об их особенностях и о том, как поэты видят и чувствуют природу.

2.  Творческое задание.

Класс делится на четыре группы. Учитель раздает карточки. На    каждой карточке деформированный текст об одном из времен года.   Дети должны убрать из текста предложения, которые не относятся к  описанию одного из времен года.

 Карточка 1. Весна

Ласковые лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут звонкие ручейки. Застучала за окошком звонкая капель. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. На кустах и деревьях пожелтела листва. На реках и озерах треснул лед. Набухли и

лопнули почки. Скоро деревья наденут новый зеленый наряд. Оживут леса, поля. Насекомые начнут прятаться в щели.

Карточка 2. Лето

Жаркий июльский день угасает. Косой луч солнца золотит вершину сосны. Синяя дымка тумана окутала дальний лес, речку. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Подули холодные ветры. Мягкие луга покрылись росой. Полевые цветы закрыли голубые, желтые, розовые глазки. Вокруг разлит сладкий запах меда. Птицы начинают вить гнезда. На землю ложатся летние сумерки. Наступает звездная ночь.

Карточка 3. Осень

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из пестрых листьев. На снегу лисьи и волчьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Ребята заливают каток водой. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи,

Карточка 4. Зима

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса вырастают грибы. Лес стоит в снежном уборе, словно в сказке. На скатерти снегов видны звериные и птичьи следы. Деревья покрыты инеем. Спит медведь в берлоге под снежным сугробом. Заяц сменил белую шубку на серую. Поспела в лесу земляника. Белочка делает запасы на зиму. К кормушкам, сделанным руками ребят из сельской школы, прилетают синицы и снегири.

- Каждая группа получила карточку. Прочитайте название текста (первая группа, вторая, третья и четвертая).

На каждой карточке дан текст-описание одного времени года. Вы должны внимательно прочитать текст, определить какие явления природы подходят к описанию нужного вам времени года. Обсудите в группах, какие предложения надо вычеркнуть.

Прочитайте исправленный текст. Объясните, почему вы вычеркнули остальные предложения.

IV.       Физкультминутка

Мы осанку исправляем. Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.

V.         Работа над новым материалом

1. - Послушайте стихотворение Бориса Пастернака «Золотая осень». (Учитель выразительно читает стихотворение. В сильном классе это могут сделать подготовленные ученики.)

2.        Анализ прослушанного.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какие образы, картины нарисовало ваше воображение?

Смогли бы вы «нарисовать» это стихотворение?

Какие красивые образные выражения, сравнения вам понравились?

3.  Словарная работа.

-   Есть ли непонятные слова? (осознание метафор: «зари вишневый клей», «сокровищ каталог» и т.п., на картинке вяз, ясень, осину, объяснить, что такое чертог, флигель, каталог)

4.  Биография Б.Л.Пастернака.

Борис Леонидович Пастернак родился 101890 года в семье художника, академика живописи Леонида. Осиповича Пастернака. Мать поэта была знаменитой пианисткой. В доме Пастернаков царила атмосфера искусства, частыми гостями были художники, музыканты, поэты, писатели, ученые. С семьей дружили Л. Толстой, С.Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов, М. Врубель, В. Ключевский.

Борис Пастернак окончил классическую гимназию, а в 1913 году отделение историко-филоло-гического факультета Московского университета. Параллельно он учился в Московской консерватории на композиторском отделении.

Борис Пастернак много переводил. Он подарил нам «Фауста» Гете, драмы Шекспира, создал большой роман «Доктор Живаго», рассказывающий о событиях русской жизни с 1903 по 1929 год. Несколько раз обращался к литературе для детей: увидели свет два сборника его стихотворений для детей и повесть для подростков «Детство Люверс».

5.  - Прочитайте про себя и подумайте, какую задачу вы поставите перед собой, читая это стихотворение вслух выразительно.

Хотите ли вы передать отношение автора к увиденной картине, хотите ли вызвать в слушателях какие-то чувства?

Подумайте над интонациями, логическими ударениями. Разметьте паузы, ударения. (Дети работают самостоятельно.)

Прочитайте стихотворение выразительно. Прошу класс слушать внимательно, вдумчиво и сравнить выступления своих товарищей, дать им оценку.

(2-3 человека читают выразительно, затем дети обсуждают услышанное. Важно: учить детей доброжелательно относиться к товарищам, высказывать свое мнение в мягкой, негрубой форме.)

VI.   Итог урока

-   Что вы узнали о человеке, который написал стихотворение, с которым мы
сегодня познакомились?

Понравился ли вам урок? Чем? Что показалось наиболее трудным? Почему?

VII.  Домашнее задание

1.      Научиться читать выразительно стихотворение «Золотая осень».
Нарисовать к нему иллюстрацию и сделать подпись строками стихотворения.

2.  Творческое задание: сочинить стихотворение об осени.


 

Литературное чтение «ТИХАЯ МОЯ

Литературное чтение «ТИХАЯ МОЯ

Вокруг разлит сладкий запах меда

Вокруг разлит сладкий запах меда

Хотите ли вы передать отношение автора к увиденной картине, хотите ли вызвать в слушателях какие-то чувства?

Хотите ли вы передать отношение автора к увиденной картине, хотите ли вызвать в слушателях какие-то чувства?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2020