Тема: А. С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке»
Цель деятельности учителя |
Способствовать развитию умений передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев |
||||||
Тип урока |
Решение частных задач |
||||||
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух художественное произведение, пересказывать текст подробно и выборочно, читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; получат возможность научиться: определять устно текст-описание героя, характеризовать героев сказки и авторское отношение к ним. Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные: владеют умениями сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев |
||||||
методы
и формы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
||||||
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
||||||
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
|
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение |
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Устные ответы, наблюдения учителя |
|
II. Актуализация знаний |
1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Предлагает послушать и оценить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения А. С. Пушкина. О чём-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, К нам снова приходит сказка. – Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно |
Читают стихи наизусть.
Выполняют задания |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по
коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
|
III. Постановка учебной задачи |
|
Формулирует тему и учебные задачи урока |
Внимательно слушают |
Фронтальная |
|
||
IV. Работа по теме урока |
1. Анализ сказочных примет.
2. Характеристика героев – персонажей сказки.
3. Работа |
– Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке». Словарная работа проводится по ходу чтения. – Назовите главных героев сказки. – Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают. (На доске карточки со словами: старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость.) – Почему вы так считаете? – Докажите словами из текста. (На доске даны пять иллюстраций с изображением моря в разных состояниях.) – Рассмотрите данные рисунки. – Везде ли море одинаково? Почему? – Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок? – Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю? |
– Зачин «Жил старик со своею старухой…»,
троекратный повтор, сказочный герой – золотая рыбка, «жили тридцать лет
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Устные ответы, выполненные задания |
||
V. Закрепление знаний и способов действий |
1. Творческая работа.
2. Работа
3. Чтение |
– А вы бы выпустили рыбку или загадали желание? – Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка? – Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную. Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание. – Зачитайте, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это? – Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе. – Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы. Подумайте и измените текст этих пословиц так, чтобы они приобрели привычный вид. 1. Без труда не вытащишь золотую рыбку 2. Не всё золотая рыбка, что блестит. 3. Мала золотая рыбка, да дорога. – Объясните смысл каждой пословицы. – Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок? Анализ ответов учащихся |
Выполняют задания.
У каждого ученика нарисованная рыбка.
Прикрепляют рыбок на рисунок, изображающий море |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; поиск необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: осуществляют контроль. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения |
Устные ответы |
|
VI. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Беседа. Выставление оценок |
– С какой сказкой мы сегодня познакомились? – Кто автор? – С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? – За что бы вы себя похвалили сегодня? |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Выразительное чтение, с. 90–101 |
Задают уточняющие вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.