Тема: Л.Н.Толстой. Рассказы для детей.
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого;
- развивать устную речь, мышление, внимание, память; развивать технику быстрого осознанного чтения;
- воспитывать доброе отношение к людям, чувство дружбы, сопереживания.
Оборудование: портреты писателей, иллюстрации по теме, смайлики
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Упражнение «Ладошка желаний» (Дети становятся друг к другу лицом, поднимают правые ладошки и поочерёдно соединяют пальцы, проговаривая слова «желаю большого успеха всегда и во всём»)
2. Речевая разминка
а) Упражнения для дыхания:
-нюхаем цветы (сделать глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот)
-задуваем свечу (сделать глубокий вдох через нос и быстрый выдох через рот)
б) Чтение стихотворения с доски
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Прочитайте медленно, четко выговаривая каждое слово. Затем чтение по схемам: медленно-нормально-быстро; шёпотом-нормально-громко; с большой радостью.
-Какой совет вам дается?
-Не забывайте этот совет, работая на уроке.
3.Мотивация. Постановка целей.
- Фамилию автора с рассказами, которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные фамилии. Найдите совпадение.
А. С. Пушкин
Л. Н. Толстой
К. И. Чуковский
-Сегодня мы познакомимся с рассказами великого русского писателя Л. Н. Толстого.
4.Работа по теме урока
а) Вступительное слово учителя. Краткий рассказ о Л.Н. Толстом.
Л.Н. Толстой родился в Тульской губернии в деревне Ясная Поляна 192 года назад в семье князя Толстого. В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария. Лев рос живым и общительным ребёнком. Когда ему было 2 годика, умерла его мама. Маленькому Льву было 9 лет, когда умер отец. Свою жизнь Л.Н. Толстой решил посвятить литературе.
Став взрослым молодым человеком Лев Николаевич возвратился в своё имение, в деревню Ясная Поляна. Там он открыл школу. Сам стал учителем в ней. В школу приходили ребята разного возраста и учились читать и писать. Это занятие так понравилось Толстому, что он помог открыть ещё 20 школ вблизи своей деревни.
В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей. .Л. Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя. Л.Н. Толстой написал для детей книгу-учебник «Азбука». Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать.
Физкультминутка
б) Работа по учебнику с.94
Чтение рассказа учителем.
- Все ли слова в рассказе понятны вам?
Чтение текста учащимися.
Беседа по содержанию.
- У кого был конь?
- Что произошло между Петей и Мишей?
- Кто решил их спор?
- Почему мама отобрала коня?
- Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?
- А с вами происходили такие ситуации?
- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Какова главная мысль рассказа?
Физкультминутка для глаз.
Чтение рассказа «Помню я была мала…» (чтение шёпотом)
- О ком этот рассказ?
- Почему так решили? Прочитайте первое предложение.
- Какая сумка получилась у девочки?
- Почему девочка гордилась своей работой?
- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?
5. Подведение итогов
- О каком писателе мы говорили на уроке?
- Что вы о нём узнали?
- Ребята, вы прочитали два рассказа о детях. Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?
– Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л. Н. Толстой?
– Чему же учат нас произведения Толстого?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.