Урок литературного чтения по теме "Какая бывает роса на траве?" Л.Н.Толстой
Оценка 4.6

Урок литературного чтения по теме "Какая бывает роса на траве?" Л.Н.Толстой

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
12.07.2022
Урок литературного чтения по теме "Какая бывает роса на траве?" Л.Н.Толстой
интересный и разнообразный урок
л.н.толстой урок чтения в 3 классе Какая бывает роса на траве.docx

Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря ». Сравнение текстов.

Тип урока: открытие нового знания

Цель: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.

Планируемые результаты

Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;

Коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей

Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, словарь, таблица «Круговорот воды в природе», карточки, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, тучки.

 

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Давайте постараемся и хорошо поработаем

 

Я предлагаю вам урок, но необычный !

Читать и думать - пусть войдёт у вас в привычку!

Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

Скорей садитесь на места,

Ведь начинать уже пора.

II. Проверка домашнего задания

- Ребята, скажите, творчество какого писателя мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?(творчество Л.Н.Толстого)

С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? (Лев и собачка.)

Что было написано под названием этого произведения? ( Быль.)

-Что такое быль? (Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.)

-Начнем с проверки домашнего задания.

-У вас на столах листочки. Возьмите ручки и ответьте на вопросы теста.

- Обменяйтесь в парах своими листиками и проверьте работы друг друга.(взаимопроверка)

- Ответы вы видите на доске

- Оцените работы. За каждый правильный ответ 1 балл

- Встаньте те, кто ответил правильно на все вопросы. Вы получаете 5.

- Теперь те, кто допустил одну или две ошибки. Вы получаете 4.

- Молодцы, вижу что хорошо изучили произведение

Подумайте и скажите, к какому виду текстов и можно отнести эти рассказы? ( Текст - повествование.)

- Какой вопрос можно поставить к тексту - повествование? ( Что делает?)

2. Следующим заданием будет: расставьте пункты плана по порядку (на доске переставить и закрепить магнитами)

1. Смерть льва. 1.Плата за смотрение.

2. Просьба хозяина собачки. 2.Встреча льва и собачки.

3. Дружба зверей. 3.Дружба зверей.

4. Смерть собачки. 4.Просьба хозяина собачки.

5. Встреча льва и собачки. 5.Смерть собачки

6. Плата за смотрение. 6. Смерть льва.

3. - Какая концовка в этом рассказе?

- А какое творческое задание некоторые из вас выбрали и выполнили к этому уроку?

(Нарисовать иллюстрацию к рассказу и придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.)

Мы послушаем одну концовку, а остальные ваши работы я обязательно оценю позже. Вы можете познакомиться с ними на выставке. Молодцы, ребята, за творческое задание мы ставим 5.

 

3. Речевая разминка.

- Чтобы разговаривать, нам нужно выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно...

Прочитайте цитату урока:

Вода- источник жизни

- по слогам

- с ускорением

- с вопросительной интонацией

- с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете

4.Определение детьми цели урока и задач урока

-Ребята у нас урок литературного чтения

- Чем будем заниматься на уроке литературного чтения?

(Познакомится с текстом. Поработаем с ним. Сделаем выводы)

-Чему мы с вами должны научиться.

-Хорошо.

III. Мотивация

1) – Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент Эдварда Грига "Утро" и расскажите, что вы представили.

-Что себе представляли? Какое время года? Суток?

-Какие явления природы можно наблюдать утром? (ответы детей)

Отгадайте загадку, о каком явлении идет речь?

Загадка:

Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — …..

-А что такое роса?

Словарь:

1. Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

- Какая орфорграмма в этом слове? (безударная гласная)

-С помощью чего изобразил композитор картину природы? (с помощью звуков )

-А с помощью чего изображает картину художник?(краски, карандаши)

-А как вы думаете, можно ли "нарисовать" словом?

-Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее и между собой, вы скажите мне в конце урока

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на стр.162 прочитайте? (Какая бывает роса на траве)

-Предположите, о чем будет текст?

IV. Изучение нового материала

1) Прослушивание и просмотр текста под музыку:

-Какие чувства возникли у вас после прослушивания рассказа?

- Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

-Слова, какой части речи помогли вам в этом?(прилагательные)

- Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.

2) Работа после чтения

- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.)

- А с чем ещё можно сравнить капли росы? (С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.)

Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни.

- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

- Почему же автор сравнивает листочки с бархатом? (Учитель передаёт по рядам кусочки бархата.)

Дотроньтесь, ребята к ткани, что заметили? (Ворсинки. У листочков тоже есть ворсинки.)

- Молодцы! Давайте ещё раз выразительно прочитаем, как писатель «рисует» росу.

(Выборочное чтение.)

- Как вы думаете, когда писатель увидел росу? (Утром.)

- Какое это было утро: солнечное или пасмурное? Найдите доказательство в тексте.

(Выборочное чтение.)

- Где собираются капли росы? Найдите описание в рассказе.

(Выборочное чтение.)

-Знаете ли вы народные приметы: обильная роса – к ясному дню, тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя?

-А теперь представьте, что вы оказались солнечным утром в лесу. Расскажите, как выглядит трава и капельки росы на ней. (Высказывания детей.)

- Какое настроение создает рассказ?

- Определите тип текста? (текст-описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков.

Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

К какому стилю можно отнести этот текст? (художественному)

- Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро? (Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)

-- Как мы должны относиться к природе, к цветочкам, деревцам?

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Росинка приглашает вас отдохнуть.

Физминутка

Звучит аудиозапись шума воды.

Учитель: - Как прекрасны звуки шума воды.

Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо [все показываем движениями]

Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.

Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.

2.      Продолжение изучения темы

- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

 

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась, чем могу!

 

- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.

1)Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?

-- Какой знак препинания стоит в конце текста? ( многоточие.)

Что обозначает многоточие? ( Что действие не закончено...)

- Что же будет происходить дальше в этом рассказе?(будет повторяться)

- Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)

2) Словарная работа.

- Ребята, все ли слова вам понятны? Какое лексическое значение у слова «ключ»?

Ключ - бьющий из земли источник

Ключ- металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.

Ключ - приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания

3) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)

-Прочитайте жужжащим чтением

4)Работа над содержанием текста

- В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

- Как вода попадает в моря?

- Куда течет вода из родников?

- Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)

- Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)

- Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)

-О чем хотел рассказать нам автор (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- Какому типу текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждение)

- Вспомните признаки этого текста

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».

 

-А сейчас поработаем в группах, вспомните правила работы в группе

Составление синквейна

1 группа – роса, 2 группа – вода, 3 группа- Л.Н.Толстой

Пример:

1.      Существительное – роса

2.      2 прилагательных – утренняя, алмазная

3.      3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами

 

-Совсем недавно учёными было выдвинуто предположение о том, что вода имеет память. Интересно? Может быть кто-то из вас заинтересуется этой мыслью, станет учёным и придумает в будущем, как можно использовать это явление в нашей с вами жизни или откроет новые свойства воды.

 

Оценивание: - Вы хорошо потрудились. Я доволен вашей работой.

Ребята, скажите, кто на ваш взгляд был самым активным, правильно отвечал? Кому бы вы поставили оценку 5.

-Самыми активными были ... Вы получаете 5.

- Были активны, но не всегда точны в ответах... Вы получаете 4.

VI. Домашнее задание.

1.Стр.162-163 выразительно читать

2.Читать и пересказывать

3.Придумайте рассказ описание или рассуждение на тему «Путешествие снежинки».

VII. Итог урока.

-Ребята, давайте подведём итог урока.

- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?

-Чем же отличаются от прочитанных ранее и между собой?

- О каких явлениях природы вы вспомнили, узнали?

- Какие виды текстов вы вспомнили?

-Знания, полученные на каких уроках, вам пришлось применить для работы на уроке?

-Значит, все науки тесно связаны между собой. И только что мы в этом убедились.

- Что нового узнали на уроке?

VIII. Рефлексия.

- У каждого на парте лежит капелька. Приклейте свою капельку под ту тучку, которая соответствует вашему настроению, вашей работе на уроке. Почему вы приклеили именно под эту тучку.

Сегодня я узнал ….

У меня все получилось …

Было трудно …

Меня удивило …

Было интересно….

Теперь я умею …

-Сегодня мы вспомнили о круговороте воды в природе. Ведь это явление можно сравнить с добрыми делами. Если ты делаешь добро человеку, потом оно к тебе обязательно возвращается.

А всем присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова великого русского писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем сердце о том, что:

 

Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро должно побеждать зло.

 

- Всем спасибо за урок - Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря »

Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря »

Теперь те, кто допустил одну или две ошибки

Теперь те, кто допустил одну или две ошибки

Пьёт из капельки оса. Эти капельки — …

Пьёт из капельки оса. Эти капельки — …

Учитель на доске вывешивает таблицу: «

Учитель на доске вывешивает таблицу: «

Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен ) -

Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен ) -

Было трудно … Меня удивило …

Было трудно … Меня удивило …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2022