Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря ». Сравнение текстов.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;
регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;
Коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей
Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, словарь, таблица «Круговорот воды в природе», карточки, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, тучки.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Давайте постараемся и хорошо поработаем
Я предлагаю вам урок, но необычный !
Читать и думать - пусть войдёт у вас в привычку!
Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!
Скорей садитесь на места,
Ведь начинать уже пора.
II. Проверка домашнего задания
- Ребята, скажите, творчество какого писателя мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?(творчество Л.Н.Толстого)
- С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? (Лев и собачка.)
- Что было написано под названием этого произведения? ( Быль.)
-Что такое быль? (Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.)
-Начнем с проверки домашнего задания.
-У вас на столах листочки. Возьмите ручки и ответьте на вопросы теста.
- Обменяйтесь в парах своими листиками и проверьте работы друг друга.(взаимопроверка)
- Ответы вы видите на доске
- Оцените работы. За каждый правильный ответ 1 балл
- Встаньте те, кто ответил правильно на все вопросы. Вы получаете 5.
- Теперь те, кто допустил одну или две ошибки. Вы получаете 4.
- Молодцы, вижу что хорошо изучили произведение
- Подумайте и скажите, к какому виду текстов и можно отнести эти рассказы? ( Текст - повествование.)
- Какой вопрос можно поставить к тексту - повествование? ( Что делает?)
2. Следующим заданием будет: расставьте пункты плана по порядку (на доске переставить и закрепить магнитами)
1. Смерть льва. 1.Плата за смотрение.
2. Просьба хозяина собачки. 2.Встреча льва и собачки.
3. Дружба зверей. 3.Дружба зверей.
4. Смерть собачки. 4.Просьба хозяина собачки.
5. Встреча льва и собачки. 5.Смерть собачки
6. Плата за смотрение. 6. Смерть льва.
3. - Какая концовка в этом рассказе?
- А какое творческое задание некоторые из вас выбрали и выполнили к этому уроку?
(Нарисовать иллюстрацию к рассказу и придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.)
- Мы послушаем одну концовку, а остальные ваши работы я обязательно оценю позже. Вы можете познакомиться с ними на выставке. Молодцы, ребята, за творческое задание мы ставим 5.
3. Речевая разминка.
- Чтобы разговаривать, нам нужно выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно...
Прочитайте цитату урока:
Вода- источник жизни
- по слогам
- с ускорением
- с вопросительной интонацией
- с утвердительной интонацией
Объясните смысл, как вы её понимаете
4.Определение детьми цели урока и задач урока
-Ребята у нас урок литературного чтения
- Чем будем заниматься на уроке литературного чтения?
(Познакомится с текстом. Поработаем с ним. Сделаем выводы)
-Чему мы с вами должны научиться.
-Хорошо.
III. Мотивация
1) – Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент Эдварда Грига "Утро" и расскажите, что вы представили.
-Что себе представляли? Какое время года? Суток?
-Какие явления природы можно наблюдать утром? (ответы детей)
Отгадайте загадку, о каком явлении идет речь?
Загадка:
Утром
капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — …..
-А что такое роса?
Словарь:
1. Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)
- Какая орфорграмма в этом слове? (безударная гласная)
-С помощью чего изобразил композитор картину природы? (с помощью звуков )
-А с помощью чего изображает картину художник?(краски, карандаши)
-А как вы думаете, можно ли "нарисовать" словом?
-Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее и между собой, вы скажите мне в конце урока
Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на стр.162 прочитайте? (Какая бывает роса на траве)
-Предположите, о чем будет текст?
IV. Изучение нового материала
1) Прослушивание и просмотр текста под музыку:
-Какие чувства возникли у вас после прослушивания рассказа?
- Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)
-Слова, какой части речи помогли вам в этом?(прилагательные)
- Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.
2) Работа после чтения
- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.)
- А с чем ещё можно сравнить капли росы? (С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.)
Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни.
- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)
Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
- Почему же автор сравнивает листочки с бархатом? (Учитель передаёт по рядам кусочки бархата.)
Дотроньтесь, ребята к ткани, что заметили? (Ворсинки. У листочков тоже есть ворсинки.)
- Молодцы! Давайте ещё раз выразительно прочитаем, как писатель «рисует» росу.
(Выборочное чтение.)
- Как вы думаете, когда писатель увидел росу? (Утром.)
- Какое это было утро: солнечное или пасмурное? Найдите доказательство в тексте.
(Выборочное чтение.)
- Где собираются капли росы? Найдите описание в рассказе.
(Выборочное чтение.)
-Знаете ли вы народные приметы: обильная роса – к ясному дню, тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя?
-А теперь представьте, что вы оказались солнечным утром в лесу. Расскажите, как выглядит трава и капельки росы на ней. (Высказывания детей.)
- Какое настроение создает рассказ?
- Определите тип текста? (текст-описание)
Учитель на доске вывешивает таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков.
Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»
К какому стилю можно отнести этот текст? (художественному)
- Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро? (Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)
-- Как мы должны относиться к природе, к цветочкам, деревцам?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Росинка приглашает вас отдохнуть.
Физминутка
Звучит аудиозапись шума воды.
Учитель: - Как прекрасны звуки шума воды.
Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо [все показываем движениями]
Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.
Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.
2. Продолжение изучения темы
- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не могла?
Отвечала Морю Туча:
- Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай –
Расплатилась, чем могу!
- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.
1)Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?
-- Какой знак препинания стоит в конце текста? ( многоточие.)
- Что обозначает многоточие? ( Что действие не закончено...)
- Что же будет происходить дальше в этом рассказе?(будет повторяться)
- Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)
2) Словарная работа.
- Ребята, все ли слова вам понятны? Какое лексическое значение у слова «ключ»?
Ключ - бьющий из земли источник
Ключ- металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.
Ключ - приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания
3) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)
-Прочитайте жужжащим чтением
4)Работа над содержанием текста
- В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)
- Как вода попадает в моря?
- Куда течет вода из родников?
- Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)
- Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)
- Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)
-О чем хотел рассказать нам автор (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- Какому типу текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждение)
- Вспомните признаки этого текста
На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».
-А сейчас поработаем в группах, вспомните правила работы в группе
Составление синквейна
1 группа – роса, 2 группа – вода, 3 группа- Л.Н.Толстой
Пример:
1. Существительное – роса
2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная
3. 3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается
Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами
-Совсем недавно учёными было выдвинуто предположение о том, что вода имеет память. Интересно? Может быть кто-то из вас заинтересуется этой мыслью, станет учёным и придумает в будущем, как можно использовать это явление в нашей с вами жизни или откроет новые свойства воды.
Оценивание: - Вы хорошо потрудились. Я доволен вашей работой.
Ребята, скажите, кто на ваш взгляд был самым активным, правильно отвечал? Кому бы вы поставили оценку 5.
-Самыми активными были ... Вы получаете 5.
- Были активны, но не всегда точны в ответах... Вы получаете 4.
VI. Домашнее задание.
1.Стр.162-163 выразительно читать
2.Читать и пересказывать
3.Придумайте рассказ описание или рассуждение на тему «Путешествие снежинки».
VII. Итог урока.
-Ребята, давайте подведём итог урока.
- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?
-Чем же отличаются от прочитанных ранее и между собой?
- О каких явлениях природы вы вспомнили, узнали?
- Какие виды текстов вы вспомнили?
-Знания, полученные на каких уроках, вам пришлось применить для работы на уроке?
-Значит, все науки тесно связаны между собой. И только что мы в этом убедились.
- Что нового узнали на уроке?
VIII. Рефлексия.
- У каждого на парте лежит капелька. Приклейте свою капельку под ту тучку, которая соответствует вашему настроению, вашей работе на уроке. Почему вы приклеили именно под эту тучку.
Сегодня я узнал ….
У меня все получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
-Сегодня мы вспомнили о круговороте воды в природе. Ведь это явление можно сравнить с добрыми делами. Если ты делаешь добро человеку, потом оно к тебе обязательно возвращается.
А всем присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова великого русского писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем сердце о том, что:
- Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро должно побеждать зло.
- Всем спасибо за урок - Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.