Тема |
Сказки народов России о семье. Татарская сказка «Три сестры» |
|
Тип урока |
Изучение нового материала (Изучение нового произведения) |
|
Класс |
2 |
|
УМК |
Начальная школа 21 века |
|
Цель |
- познакомить с татарской сказкой «Три сестры»; - работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение. |
|
Планируемые результаты |
Личностные |
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - показать важность соблюдения нравственных правил общения, способность создания атмосферы доверия; - содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; - учить оценивать собственное поведение и поведение других людей. |
Предметные |
- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом; - развивать воображение, фантазию, творческие способности; - совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения; - расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора; - учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
|
Метапредметные |
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; - развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. |
|
Оборудование |
Учебник по литературному чтению 2 класс, 2 часть, с.87 - 89 (Автор: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.), презентация, карточки с заданием. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент
Слайд 1 |
- Здравствуйте, ребята! - Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. - Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость. Присаживайтесь. |
Приветствие |
Личностные УУД: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2. Актуализация знаний. Мотивация.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 |
- Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения? - А как вы понимаете, что такое семья?
- Какие отношения должны быть между членами семьи? - А чем может заниматься семья?
- Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя. Без корня и трава не растет.
- Что это? - Давайте прочитаем ее еще раз. Как вы понимаете эту пословицу?
- Нужно беречь свою семью. Без семьи мы не сможем справиться с трудностями, которые встретятся нам в жизни. - Посмотрите на слайд. Прочитайте. «Морозко» «Красная шапочка» «Гуси-лебеди» «Мальчик с пальчик» - Как вы считаете, что общего между этими литературными произведениями? - Что такое сказка? - Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях. - А какие представления у вас возникают, когда вы слышите слово сказка? Почему именно такие представления? - Чему учит нас сказка?
-Почему в устном народном творчестве часто поднимается тема семейных отношений?
- А сейчас, предлагаю вам поучаствовать в викторине по сказкам. Ваша задача назвать произведение, из которого взяты строки. *** Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась: "Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду". Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся. *** Повстречали бык и баран свинью: — Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть. Согласилась и свинья. *** Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл. Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, — говорит ему лебедь, — зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю. *** Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Вспомните, какие бывают сказки?
- Как вы считаете, чем отличается народная сказка от литературной (авторской) сказки?
- Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? - Сегодня мы в гостях у сказки. Откройте учебник на с. 87, и прочитайте название произведения. - Давайте сформулируем тему урока. - Тема урока: Татарская народная сказка «Три сестры». -Давайте определим задачи урока: -прочитать татарскую народную сказку «Три сестры». - поразмышлять о том, важна ли семья для человека. - сделать анализ произведения. -оценить свою работу на уроке. -Какую цель мы поставим перед собой? |
- Семья и я
- Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, относятся друг к другу с пониманием. - Доброжелательные, нежные, дружественные и т.д. - Ездить вместе на отдых, на рыбалку, устраивать какие – либо мероприятия и т.д.
- Пословица - Наши корни – родители, мама, папа. Без них мы не сможем вырасти, получить воспитание.
- Они рассказывают о семье, это сказки. - Это вымышленная история.
- Добро, вечер, лиса и т. д.
- Она учит нас добру, учит быть сильными, учит верить тому, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. - Потому что для людей семья является нечто важным и ценным.
- Журавль и цапля
- Зимовье
- Белые перышки
- Колосок
- Народные, литературные (авторские), волшебные, бытовые. - Народную сказку передавал из уст в уста народ, а литературная (авторская) сказка написана писателем (имеет автора). - Сказку.
«Три сестры»
- Познакомиться с татарской народной сказкой «Три сестры» |
Личностные УУД: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
Слайд 10
Слайд 11 |
- Прочитайте еще раз название произведения. - Что нам может рассказать заголовок? - Обратите внимание «Три сестры». В народных сказках число три является одним из важных составляющих. - В народной сказке мы можем встретить три дороги, три желания, три задания, которые должен выполнить герои сказки. - Прочитайте слово под заголовком. - Кто это татары, где живут? Сказку эту создал татарский народ. Республика Татарстан расположение на юге Российской Федерации. Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами. В татарских семьях сохраняются обычаи, традиции, которые чтут все – молодые и старые. |
- О чем будет произведение.
- Татарская народная сказка.
|
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; |
4.Этап первичного восприятия Слайд 12 |
- Сейчас мы с вами познакомимся с народной сказкой «Три сестры». - Подумайте, почему белочка наказала двух старших сестер? - Слушайте внимательно. Учитель включает видеозапись, или читает сам |
Познавательные УУД: слушать предложенный материал. |
|
5.Этап выявления специфики восприятия |
- Понравилась ли вам сказка? Кто из героев понравился больше и почему? - Что почувствовали, прослушав сказку?
-Какая же это сказка - народная или литературная? Почему?
-Какая же это сказка - волшебная, бытовая или о животных?
- Почему вы так считаете? |
Ответы детей
- Народная.
Бытовая с элементами волшебства
Бытовая сказка – сказка, в которой отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность. Но, в этой сказке присутствует волшебство. Сестры превращаются в черепаху и паука. |
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к ситуации, выражать свои эмоции;
Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
6.Этап постановки учебной задачи
|
- Ребята, когда мы будем читать это произведение, давайте подумаем, за что люди любили младшую сестру? - О чем это произведение заставляет нас задуматься? - Ребята, в сказках так же существует понятие «истинный герой». Это персонаж, который несет на себе тягость жизни, встречает на своем пути много преград, и старается их преодолеть. Например, как в сказке «Кот в сапогах». Жили три брата, старшему и среднему досталась мельница и дом, а младшему только кот. Справедливо ли? |
Познавательные УУД: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию. |
|
Физ.мин |
Белки скачут Скок – скок – скок. Да на тоненький сучок. Приседают, слушают, Не идёт ли кто? Раз – согнулись, разогнулись, Два – прогнулись, потянулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. |
||
7. Повторное чтение и анализ.
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16 |
Чтение с остановками Чтение до слов « Одна за одной вышла замуж…»
- Что говорится о матери в сказке? У меня сложилось такое мнение, что мать, наверное, была не так заботлива, добра, внимательна к дочерям, если они так поступили с ней, когда выросли. - Давайте найдем в тексте и прочитаем.
- Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была? - Почему ей приходилось так много работать?
- Какие выросли дочери? Как об этом говорится в сказке? Давайте прочитаем.
- Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со светлой луной?
- А были ли дочери трудолюбивыми, где в сказке мы можем найти подтверждение этому? Давайте прочитаем дальше.
Чтение до слов «И вторая дочь превратилась в паучиху…»
- Были ли дочери трудолюбивыми? Какие слова говорят об этом? - Ребята, а как вы понимаете слова ярмарка? Холст? Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров. Холст – льняная ткань полотняного переплетения. - Как повели себя старшая и средняя дочери, когда узнали печальную весть от белочки о болезни матери? - Давайте прочитаем. - Как отреагировала белочка? -Что же ожидало старшую и среднюю дочерей? Прочитайте. -Ребята, подумайте, а почему именно в черепаху превратила белочка старшую дочь и в паука среднюю? -За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали? -Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях? -Предлагаю поработать над характерами дочерей. Задание будете выполнять в парах. Как нужно работать в парах?
- У вас на парте есть таблица характеристики героев. Посоветуйтесь и выберите из списка те качества, которые присущи только старшей и средней дочерям. Чтение до конца - Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки? Прочитайте.
- Что пережила младшая дочь?
- Почему вы так решили, если младшая дочь ни слова не произнесла? - Выберите качества младшей дочери и заполните таблицу. - Что ожидало младшую дочь? Перечитаем.
- Какой герой помог выразить отношение автора-народа к происходящим событиям, поступкам героев? - Вернёмся в тексте к словам белочки, обращённым к старшей дочери. Перечитайте. - Белочка переспрашивает, потому что не расслышала? - Перечитайте слова белочки с таким чувством.
- Как ответила белочка средней сестре? Перечитайте слова белочки с таким чувством. - А как ответила белочка младшей сестре? Перечитайте. - Правильно ли поступила с дочерями белочка? - Ребята, а вот мне кажется странным то, что белочка превратила младшую сестру в пчелу. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок. Почему же именно пчела? - За что были наказаны старшие дочери? - Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества. |
- День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трёх своих дочерей. - Трудолюбивой, заботливой.
- Чтобы накормить и одеть своих дочерей. - Быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
- Они были такими же красивыми как луна, и грациозными как ласточки.
- Старшая сестра чистила тазы, а средняя ткала холст. - Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров.
- Холст – льняная ткань полотняного переплетения.
- Старшая и средняя дочери сначала огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее. -Она рассердилась -Старшую превратила в черепаху, а среднюю в паука. -Потому что таз похож на панцирь черепахи, а в паука, потому что он так же ткет свою паутину. -За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью. -Ответы детей.
- работать должны оба, один говорит, другой слушает, свое несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси.
Дети заполняют таблицу
- А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери. - Страх, жалость, испуг
- Она так торопилась, даже руки не обтёрла
- И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла ей пора умереть, она превратилась в золотую пчёлку. - Белочка
- Почистить два таза?! - рассердилась белочка. - Нет, она рассердилась
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь,- сказала белочка. - С досадой, разочарованием.
- Нежно, дружелюбно.
- Да
- Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям. |
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текстов; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение ориентироваться в тексте учебника;
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение обобщать и классифицировать по признакам
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
8. Обобщающая работа.
Слайд 17 |
- С каким произведением мы познакомились сегодня? - Чему же учит эта сказка?
- Ребята, нам Белочка принесла букву «Л», с которой начинается волшебное слово, но кто-то спрятал буквы в дупло. Ваша задача – помочь Белочке, и она отдаст нам букву. - Какое волшебное слово начинается с этой буквы? Это слово обозначает чувство, которое испытывала младшая дочь к матери и другим людям. - Какой эпизод в сказке говорит о том, что младшая дочь очень любила свою мать? Прочитайте его. - Ребята, посмотри на слайд. Что вы там видите? - Да, это картины живописи. А кто на них изображен, как вы думаете? - Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? - Давайте подберем такие слова, которые подходили бы к нашим мамам. Я начну первая. - Молодцы! С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама. Мама всегда рядом, и всегда придет к нам на помощь. - А какие пословицы о маме вы знаете?
- Какой вывод нужно сделать? Как нужно относиться к своим родственникам? |
- Татарская народная сказка «Три сестры». - Отзывчивости, доброте, милосердии к самому близкому на свете человеку — маме.
Л Ю Б О В Ь
- Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери. - Картины.
- Женщина с ребенком, мама.
- Спокойствие, счастье, любовь и т.д. - Моя мама самая красивая, добрая, веселая, нежная и т.д.
- Нет лучше дружка, чем родная матушка. - При солнышке тепло, при матери добро. - Всякой матери сове дитя мило. - Материнская ласка конца не знает. |
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов;
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
9. Этап рефлексии |
- Что вам больше всего понравилось на уроке? - Возникали ли у вас трудности? Какие? - Ребята, если вы поняли тему и вам понравился урок, то поднимите зеленый смайлик. А если что-то так и не смогли понять и урок вам не понравился, то поднимите красный смайлик. - Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, как младшая дочь в татарской сказке “Три сестры”. Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда. - Я была рада с вами работать. Спасибо вам за урок. До свидания! |
- Ответы детей |
Личностные УУД: Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Работа в группах (дополнительная работа). |
- Сказка – это мудрость народная, но мудрость мы черпаем не только в сказках. Из сказок к нам приходят мудрые изречения в виде пословиц и поговорок. - Предлагаю поработать в группе. Перед тем как начать работу, что мы должны сделать?
На партах у вас лежит комплект, в котором: -альбомный лист; - пословицы; - картинки. Так же на столах стоит клей. Ваша задача: составить собственный плакат на тему «Семья». Вам необходимо выбрать из предложенных пословиц те, которые подойдут к нашей теме урока. По вкусу приклеить картинки, по возможности, что-то подрисовать.
Готовые плакаты вывешиваются на доске. Ответственный группы объясняют выбор пословиц. |
-Вспомнить правила работы в группе: в группе должен быть ответственный; работает каждый на общий результат; один говорит, другие слушают; свое несогласие высказываем вежливо; если не понял; переспроси. |
Личностные УУД: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.