Урок литературного чтения Сказки народов России о семье. Татарская сказка «Три сестры», УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс
Оценка 4.8

Урок литературного чтения Сказки народов России о семье. Татарская сказка «Три сестры», УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
26.05.2020
Урок литературного чтения Сказки народов России о семье. Татарская сказка «Три сестры», УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс
конспект.docx

Тема

Сказки народов России о семье. Татарская сказка «Три сестры»

Тип урока

Изучение нового материала (Изучение нового произведения)

Класс

2

УМК

Начальная школа 21 века

Цель

- познакомить с татарской сказкой «Три сестры»;

- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Планируемые результаты

Личностные

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность соблюдения нравственных правил общения, способность создания атмосферы доверия; 

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

 - учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Предметные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

- развивать воображение,  фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Метапредметные

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа  текста.

Оборудование

Учебник по литературному чтению 2 класс, 2 часть, с.87 - 89 (Автор: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.), презентация, карточки с заданием.

 

 

 

 

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный  момент

 

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки.

- Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость. Присаживайтесь.

Приветствие

Личностные УУД:

развитие эстетических чувств,

доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация

знаний.

Мотивация.

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

- Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения?

- А как вы понимаете, что такое семья?

 

 

 

- Какие отношения должны быть между членами семьи?

- А чем может заниматься семья?

 

 

- Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя.

Без корня и трава не растет.

 

- Что это?

- Давайте прочитаем ее еще раз. Как вы понимаете эту пословицу?

 

- Нужно беречь свою семью. Без семьи мы не сможем справиться с трудностями, которые встретятся нам в жизни.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте.

«Морозко»

«Красная шапочка»

«Гуси-лебеди»

«Мальчик с пальчик»

- Как вы считаете, что общего между этими литературными произведениями?

- Что такое сказка?

- Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.

- А какие представления у вас возникают, когда вы слышите слово сказка? Почему именно такие представления?

- Чему учит нас сказка?

 

 

 

-Почему в устном народном творчестве часто поднимается тема семейных отношений?

 

- А сейчас, предлагаю вам поучаствовать в викторине по сказкам. Ваша задача назвать произведение, из которого взяты строки.

***

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду".

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

***

Повстречали бык и баран свинью:

 — Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Согласилась и свинья.

***

Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.

Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, — говорит ему лебедь, — зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.

***

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

 

- Вспомните, какие бывают сказки?

 

- Как вы считаете, чем отличается народная сказка от литературной (авторской) сказки?

 

 

- Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?

- Сегодня мы в гостях у сказки. Откройте учебник на с. 87, и прочитайте название произведения.

- Давайте сформулируем тему урока.

- Тема урока: Татарская народная сказка «Три сестры».

-Давайте определим задачи урока:

-прочитать татарскую народную сказку «Три сестры».

- поразмышлять о том, важна ли семья для человека.

- сделать анализ произведения.

-оценить свою работу на уроке.

-Какую цель мы поставим перед собой?

- Семья и я

 

- Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, относятся друг к другу с пониманием.

- Доброжелательные, нежные, дружественные и т.д.

- Ездить вместе на отдых, на рыбалку, устраивать какие – либо мероприятия и т.д.

 

 

 

- Пословица

- Наши корни – родители, мама, папа. Без них мы не сможем вырасти, получить воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Они рассказывают о семье, это сказки.

- Это вымышленная история.

 

 

 

- Добро, вечер, лиса и т. д.

 

 

- Она учит нас добру, учит быть сильными, учит верить тому, что зло обязательно будет наказано, а добро победит.

- Потому что для людей семья

является нечто важным и ценным.

 

 

 

 

 

 

- Журавль и цапля

 

 

 

 

 

 

- Зимовье

 

 

 

 

 

 

- Белые перышки

 

 

 

 

 

 

 

- Колосок

 

 

 

 

 

- Народные, литературные (авторские), волшебные, бытовые.

- Народную сказку передавал из уст в уста народ, а литературная (авторская) сказка написана писателем (имеет автора).

- Сказку.

 

 

«Три сестры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Познакомиться с татарской народной сказкой «Три сестры»

Личностные УУД:

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

 

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

 

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание; умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

 

Слайд 10

 

 

 

Слайд 11

- Прочитайте еще раз название произведения.

- Что нам может рассказать заголовок?

- Обратите внимание «Три сестры». В народных сказках число три является одним из важных составляющих.

- В народной сказке мы можем встретить три дороги, три желания, три задания, которые должен выполнить герои сказки.

- Прочитайте слово под заголовком.

- Кто это татары, где живут?

Сказку эту создал татарский народ. Республика Татарстан расположение на юге Российской Федерации.

Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами. В татарских семьях сохраняются обычаи, традиции, которые чтут все – молодые и старые.

 

- О чем будет произведение.

 

 

 

 

 

 

- Татарская народная сказка.

 

 

Личностные УУД:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

 

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

4.Этап первичного восприятия

Слайд 12

- Сейчас мы с вами познакомимся с народной сказкой «Три сестры».

- Подумайте, почему белочка наказала двух старших сестер?

- Слушайте внимательно.

Учитель включает видеозапись, или читает сам

Познавательные УУД:

слушать предложенный  материал.

5.Этап выявления специфики восприятия

- Понравилась ли вам сказка? Кто из героев понравился больше и почему?

- Что почувствовали, прослушав сказку?

 

-Какая же это сказка - народная или литературная? Почему?

 

-Какая же это сказка - волшебная, бытовая или о животных?

 

- Почему вы так считаете?

 

Ответы детей

 

 

- Народная.

 

 

Бытовая с элементами волшебства

 

Бытовая сказка – сказка, в которой отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность. Но, в этой сказке присутствует волшебство. Сестры превращаются в черепаху и паука.

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к ситуации, выражать свои эмоции;

 

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

6.Этап постановки учебной задачи

 

 

- Ребята, когда мы будем читать это произведение, давайте подумаем, за что люди любили младшую сестру? 

- О чем это произведение  заставляет нас задуматься?

- Ребята, в сказках так же существует понятие «истинный герой». Это персонаж, который несет на себе тягость жизни, встречает на своем пути много преград, и старается их преодолеть. Например, как в сказке «Кот в сапогах». Жили три брата, старшему и среднему досталась мельница и дом, а младшему только кот. Справедливо ли?

Познавательные УУД:

допускать существование различных точек зрения,  не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.

Физ.мин

Белки скачут

Скок – скок – скок.

Да на тоненький сучок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли кто?

Раз – согнулись, разогнулись,

Два – прогнулись, потянулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

7. Повторное чтение и анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

Слайд 15

 

Слайд 16

Чтение с остановками

Чтение до слов

« Одна за одной вышла замуж…»

 

- Что говорится о матери в сказке? У меня сложилось такое мнение, что мать,  наверное, была не так заботлива, добра, внимательна к дочерям, если они так поступили с ней, когда выросли.

- Давайте найдем в тексте и прочитаем.

 

 

- Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была?

- Почему ей приходилось так много работать?

 

- Какие выросли дочери? Как об этом говорится в сказке? Давайте прочитаем.

 

- Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со светлой луной?

 

 - А были ли дочери трудолюбивыми, где в сказке мы можем найти подтверждение этому? Давайте прочитаем дальше.

 

Чтение до слов

«И вторая дочь превратилась в паучиху…»

 

- Были ли дочери трудолюбивыми? Какие слова говорят об этом?

- Ребята, а как вы понимаете слова ярмарка? Холст?

Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров.

Холст – льняная ткань полотняного переплетения.

- Как повели себя старшая и средняя дочери, когда узнали печальную весть от белочки о болезни матери?

- Давайте прочитаем.

- Как отреагировала белочка?

-Что же ожидало старшую и среднюю дочерей? Прочитайте.

-Ребята, подумайте, а почему именно в черепаху превратила белочка старшую дочь и в паука среднюю?

-За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали?

-Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях?

-Предлагаю поработать над характерами дочерей. Задание будете выполнять в парах.

Как нужно работать в парах?

 

- У вас на парте есть таблица характеристики героев. Посоветуйтесь и выберите из списка те качества, которые присущи только старшей и средней дочерям.

Чтение до конца

- Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки? Прочитайте.

 

 

 

- Что пережила младшая дочь?

 

- Почему вы так решили, если младшая дочь ни слова не произнесла?

- Выберите качества младшей дочери и заполните таблицу.

- Что ожидало младшую дочь? Перечитаем.

 

 

 

- Какой герой помог выразить отношение автора-народа к происходящим событиям, поступкам героев?

- Вернёмся в тексте к словам белочки, обращённым к старшей дочери. Перечитайте.

- Белочка переспрашивает, потому что не расслышала?

- Перечитайте слова белочки с таким чувством.

 

- Как ответила белочка средней сестре?

Перечитайте слова белочки с таким чувством.

- А как ответила белочка младшей сестре? Перечитайте.

- Правильно ли поступила с дочерями белочка?

- Ребята, а вот мне кажется странным то, что белочка превратила младшую сестру в пчелу. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок. Почему же именно пчела?

- За что были наказаны старшие дочери?

- Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трёх своих дочерей.

- Трудолюбивой, заботливой.

 

- Чтобы накормить и одеть своих дочерей.

- Быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.

 

- Они были такими же красивыми как луна, и грациозными как ласточки.

 

 

 

 

 

 

 

- Старшая сестра чистила тазы, а средняя ткала холст.

- Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров.

 

- Холст – льняная ткань полотняного переплетения.

 

- Старшая и средняя дочери сначала огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее.

-Она рассердилась

-Старшую превратила  в черепаху, а среднюю в паука.

-Потому что таз похож на панцирь черепахи, а в паука, потому что он так же ткет свою паутину.

-За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью.

-Ответы детей.

 

- работать должны оба, один говорит, другой слушает, свое несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси.

 

Дети заполняют таблицу

 

 

 

- А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери.

- Страх, жалость, испуг

 

- Она так торопилась, даже руки не обтёрла

 

 

- И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла ей пора умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

- Белочка

 

 

- Почистить два таза?! - рассердилась белочка.

- Нет, она рассердилась

 

- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь,-  сказала белочка.

- С досадой, разочарованием.

 

- Нежно, дружелюбно.

 

- Да

 

- Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям.

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текстов; умение выявлять сущность, особенности объектов;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

 умение ориентироваться в тексте учебника;

 

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение оформлять свои мысли в устной форме

 

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текстов;

умение представлять информацию в виде схемы; умение обобщать и классифицировать по признакам

 

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

8. Обобщающая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

- С каким произведением мы познакомились сегодня?

- Чему же учит эта сказка?

 

 

- Ребята, нам Белочка принесла букву «Л», с которой начинается волшебное слово, но кто-то спрятал буквы в дупло. Ваша задача – помочь Белочке, и она отдаст нам букву.

- Какое волшебное слово начинается с этой буквы? Это слово обозначает чувство, которое испытывала младшая дочь к матери и другим людям.

- Какой эпизод в сказке говорит о том, что младшая дочь очень любила свою мать? Прочитайте его.

- Ребята, посмотри на слайд. Что вы там видите?

- Да, это картины живописи. А кто на них изображен, как вы думаете?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины?

- Давайте подберем такие слова, которые подходили бы к нашим мамам. Я начну первая.

- Молодцы! С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама. Мама всегда рядом, и всегда придет к нам на помощь.

- А какие пословицы о маме вы знаете?

 

 

 

 

- Какой вывод нужно сделать? Как нужно относиться к своим родственникам?

- Татарская народная сказка «Три сестры».

- Отзывчивости, доброте, милосердии к самому близкому на свете человеку — маме.

 

 

 

 

Л Ю Б О В Ь

 

 

 

- Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери.

- Картины.

 

- Женщина с ребенком, мама.

 

- Спокойствие, счастье, любовь и т.д.

- Моя мама самая красивая, добрая, веселая, нежная и т.д.

 

 

 

 

 

- Нет лучше дружка, чем родная матушка.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Всякой матери сове дитя мило.

- Материнская ласка конца не знает.

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 

 

Познавательные УУД:

умение выявлять сущность, особенности объектов;

 

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

9. Этап рефлексии

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Возникали ли у вас трудности? Какие?

- Ребята, если вы поняли тему и вам понравился урок, то поднимите зеленый смайлик. А если что-то так и не смогли понять и урок вам не понравился, то поднимите красный смайлик.

- Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, как младшая дочь в татарской сказке “Три сестры”. Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда.

- Я была рада с вами работать. Спасибо вам за урок. До свидания!

- Ответы детей

Личностные УУД:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Регулятивные УУД:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Работа в группах (дополнительная работа).

- Сказка – это мудрость народная, но мудрость мы черпаем не только в сказках. Из сказок к нам приходят мудрые изречения в виде пословиц и поговорок.

- Предлагаю поработать в группе. Перед тем как начать работу, что мы должны сделать?

 

 

 

 

На партах у вас лежит комплект, в котором:

-альбомный лист;

- пословицы;

- картинки.

Так же на столах стоит клей. Ваша задача: составить собственный плакат на тему «Семья». Вам необходимо выбрать из предложенных пословиц те, которые подойдут к нашей теме урока. По вкусу приклеить картинки, по возможности, что-то подрисовать.

 

Готовые плакаты вывешиваются на доске. Ответственный группы объясняют выбор пословиц.

 

 

 

 

-Вспомнить правила работы в группе: в группе должен быть ответственный; работает каждый на общий результат; один говорит, другие слушают; свое несогласие высказываем вежливо; если не понял; переспроси.

Личностные УУД:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группах.

 

 

 

 


 

Тема Сказки народов России о семье

Тема Сказки народов России о семье

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 9 - Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения? -

Слайд 9 - Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения? -

Слайд 11 - Прочитайте еще раз название произведения

Слайд 11 - Прочитайте еще раз название произведения

Этап постановки учебной задачи -

Этап постановки учебной задачи -

Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16

Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16

Как отреагировала белочка? -Что же ожидало старшую и среднюю дочерей?

Как отреагировала белочка? -Что же ожидало старшую и среднюю дочерей?

Выберите качества младшей дочери и заполните таблицу

Выберите качества младшей дочери и заполните таблицу

Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться

Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться

Молодцы! С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама

Молодцы! С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама

Работа в группах (дополнительная работа)

Работа в группах (дополнительная работа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020