Урок чтения
Класс: 1
Программа: УМК «Перспектива»
Учитель: Баранова Т.В.
Тема: Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
Цель: знакомство обучающихся с парными согласными звуками по твердости – мягкости: [х],[х'], буквами Х,х, обозначающими эти звуки на письме.
Задачи:
Образовательная: познакомить с парными согласными звуками по твердости – мягкости: [х],[х'], буквами Х,х; учить читать слова с изученными буквами, находить сходство и различие в парах слов (анаграммах); учить читать текст (диалог) по ролям.
Развивающая: развивать фонематический слух, связную речь, воображение, мышление, творческие способности (сочинять двустишия).
Воспитательная: воспитывать мотивацию к чтению, волевые качества учащихся.
Здоровьесберегательная: соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Планируемые результаты урока:
Личностные: - формировать интерес к чтению, осваивать правила поведения на уроке.
Предметные: уметь составлять звуковую схему слова, обозначать новый звук буквой на письме, различать новый звук в речи, учиться работать с художественным текстом, формировать навык правильного, выразительного чтения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, уметь объяснять значения слов, сочинять рифмы и двустишия.
Коммуникативные УУД: уметь вести диалог, учитывая мнение другого, договариваться и приходить к общему мнению, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других.
Регулятивные УУД: формировать умение ставить учебную задачу; умение оценивать и контролировать свои действия.
Оборудование: « Букварь» Т. М. Андриановой, карточки, разрезная азбука, ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока:
1. Изучение нового материала:
1) -Кто пришёл к нам на урок? ( На экране появляется Хрюша)
-Откуда пришёл Хрюша? (передача «Спят усталые игрушки»)
-Хрюша принёс с собой свою любимую букву. А вот, что это за буква и какие звуки она обозначает, нам предстоит узнать в первой части урока.
-Составьте звуковую схему слова Хрюша.
-Какая перед вами стоит задача? (внимательно слушать звуки и давать им характеристику)
-Сравните в паре схему слова.
-Проверим у доски. Верно? Назвать все звуки.
-По слогам прочитаем слово (хором: Хрю-ша)
-Назовите первый звук. Расскажите о нём. ( [х]- согласный, твёрдый, глухой)
-Есть ли мягкий «брат» у звука [х] ?
-Назовите такие слова.
( [х’]- согласный, мягкий, глухой)
2) Работа в парах.
- Найдите на картинке предметы, в названии которых есть новые звуки.
3)- Какой буквой обозначаются звуки [х], [х’]?
-Как узнать букву Х среди остальных букв? Назовите её отличительные особенности (похожа на крестик).
-Какая буква Х нам нужна для слова Хрюша? Почему? (клички пишут с заглавной буквы)
Итог: - Чему продолжали учиться в первой части урока?
-С какой буквой познакомились?
Физкультминутка.
Хомка,
Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
2. Первичное закрепление:
1) -Чтобы научиться хорошо читать слова, потренируемся читать слоги с буквой Х и будем дополнять их до слов.
-Чтение хором: ХА - ХО – ХИ – ХЕ - ХУ
Игра «Выйди на крылечко, назови словечко»
-Дополните слоги до слов.
ХА (характер, уха, муха …)
ХО (хорошо, хорек, хочу…)
ХУ (художник, хулиган …)
ХИ (химия, хирург …)
ХЕ (хек, археолог …)
2) Игра «День-ночь»
(день - чтение слов из разрезной азбуки на доске;
ночь –закрыть глаза;
день- чтение изменённого слова)
ХАЛВА - ХВАЛА
ВДОХ - ВХОД
ХОРОШИ – ШОРОХИ
-Что интересного заметили?
-Какие буквы поменялись местами?
-Изменилось ли значение слова?
3) Работа в парах.
-Попробуйте изменить порядок букв в слове, чтобы получилось другое слово.
ХАРЗА- ….(ЗАХАР)
-Проверка (1 пара у доски)
-Такие слова в русском языке называются АНАГРАММЫ (меняется порядок букв).
-В каких словах-анаграммах был звук [х’]?
Итог: -Чему учились во второй части урока?
Физминутка.
В нашем классе все друзья:
Я и ты, он и она.
Здравствуй, друг, который слева,
Здравствуй, друг, который справа.
Мы одна семья.
Обними того, кто слева,
Обними того, кто справа,
Пожалей того, кто слева,
Пожалей того, кто справа.
Я и ты, он и она
В нашем классе все друзья!
3. Работа по дальнейшему углублению знаний (работа с текстом).
1) -Продолжаем учиться работать с текстом.
(учебник – с.92)
-Что можете сказать о тексте до его чтения?
-Докажите, что речь в тексте пойдёт о Незнайке (рисунок, заголовок есть)
-Прочитайте текст, стараясь понять, о чём идёт речь. После - я задам вам вопросы (жужжащее чтение).
2) Выборочное чтение:
-К кому пришёл Незнайка? Вычитайте нужное предложение.
-С какой просьбой он обратился? Вычитайте.
-С каким вопросом Цветик обратился к Незнайке? Вычитайте.
-Что такое РИФМА? Вычитайте.
-Вы поняли, что такое РИФМА?
-А Незнайка понял?
-Поможем Незнайке придумать РИФМУ.
3)-Как называется этот вид текста? (диалог)
-Что такое диалог? (разговор двух людей)
-Кто в тексте ведёт диалог? (Незнайка и Цветик)
-В паре договоритесь, кто будет читать слова Незнайки, а кто – слова Цветика.
-Самостоятельно определите в тексте, где чьи слова.
-Проверим (у доски со слайда)
-Кто выбрал роль Незнайки? Встаньте.
(один ученик читает только слова Незнайки)
-Незнайки, у вас также? Исправьте.
-Кто выбрал роль Цветика? Встаньте.
(другой ученик читает только слова Цветика)
-Цветики, у вас также? Исправьте.
4) Работа в парах.
-Тренируемся читать по ролям в парах.
-Чтение вслух (1-2 пары)
-Оценим чтение.
-Назовите слова с буквой Х из текста.
-Какой звук обозначает буква Х в этих словах?
5) Игра «Рифмы»
-Назовите нарисованные предметы. Найдите среди слов-названий предметов рифмующиеся слова.
(МИСКА-КИСКА, КНИЖКА-МЫШКА, КОШКА-ЛОЖКА, МЫШКА-КРЫШКА, КНИЖКА-КРЫШКА)
6) Работа в парах.
-Попробуйте в парах сочинить двустишия.
-Проверим:
На столе лежала книжка,
Под столом бежала мышка.
Положила кашу в миску,
Позвала обедать киску.
Подарили кошке
В день рожденья ложку.
Итог: -Чему учились в третьей части урока?
-Секреты какой буквы сегодня открыли на уроке?
4.Рефлексия:
- При помощи знаков оцените ваши достижения на уроке (смайлики).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.