Дата 27.11 Класс 3 Предмет чтение Урок 49
Тема |
Л.Н.Толстой «Акула» |
Цель |
Познакомить с биографией и произведением Л.Н.Толстого «Акула» |
|
способствовать формированию нравственных позиций на основе чтения высокохудожественных текстов; создать условия для освоения основных литературоведческих понятий: рассказ, герой, лирический текст, сюжет; обучения работе с прозаическим текстом (определение основных сюжетных линий, главной мысли произведения, характеристика героя); книгой (определение необходимой информации по обложке книги, оглавлению книги; соотнесение иллюстрации с содержанием книги) |
Тип |
Онз |
Планируемые результаты |
Личностные: - становление мотивационной основы учебной деятельности; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев, оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные : Регулятивные - |
Оборудование |
толковый словарь Ожегова, карточки с текстами для групповой работы; компьютер |
Сценарий урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
1.Организационный момент. Мотивация к работе.
2.Проверка д/з. |
-Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. У нас присутствуют гости на уроке. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу, проверьте готовность к уроку, садитесь и приступим к работе. «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,я делаю – я понимаю,»- гласит китайская пословица. Что будем делать на уроке? - Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. - Какой раздел лит.чтения мы изучаем? - С произведениями каких русских писателей мы познакомились? -Какому жанру принадлежат эти произведения? - Что было задано на дом?
|
Приветствуют учителя и гостей. Проверяют готовность к уроку.
Отвечают на вопросы учителя. |
||||||||||||
3.Актуализация полученных ранее знаний.
4.Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока. |
Работа со скороговоркой . Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали. -Что значит «лавировали»? -Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила упражнения на морскую тематику? - Портрет какого писателя вы видите на доске? С какими произведениями Толстого мы с вами уже знакомы? (вспоминают произведения ). -Послушайте рассказ о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. (Выступление учеников). - Ребята, скажите, что вам запомнилось больше всего об этом писателе? Что вас удивило? -Посмотрите видеоролик. - Кто главный герой этого ролика? Может ли акула стать темой нашего урока? -Сформулируйте тему урока. |
Читают скороговорку. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают. Отвечают на вопросы Выступает подготовленный ученик. Да, если она будет героем литературного произведения. Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула». С новым рассказом «Акула», с героями рассказа. Будем учиться анализировать произведение, размышлять над поступками и действиями героев.
|
||||||||||||
5.Прогнозирование содержания произведения. Словарная работа. |
-Литературное произведение называется «Акула». Как вы думаете, кто
будет главным героем этого произведения? – В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на доску, прочитайте их. Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше. Где можно найти значение незнакомых слов? Фитиль – шнур для поджигания пороха. Артиллерист – человек, стреляющий из пушки. Палуба – часть судна. Якорь
– предмет для остановки судна. - Проверим, правильно ли вы объяснили значения новых слов.
|
Отвечают на вопросы. Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу
В «Толковом словаре».
Работают в паре. Объясняют значение непонятных слов. |
||||||||||||
6.Открытие нового знания. Чтение рассказа.
|
-Откройте произведение. К какому жанру оно принадлежит. Докажите. – Рассмотрите иллюстрацию к рассказу «Акула». Как назывался такой корабль? Такое судно раньше служило основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. «Чтение с остановками». Учитель читает 1 часть рассказа. (С начала рассказа до слов «Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего».) Первая остановка. -Вспомните правила работы в группе. Подумайте и дайте ответы на вопросы. Продолжение чтения текста рассказа хорошо читающими детьми до
конца.
|
Парусник.
Ответы обучающихся, по 1 ученику от группы). |
||||||||||||
7.Первичное восприятие
|
- Что вас взволновало в рассказе? -Было ли вам страшно? В какой момент? |
Описание купания мальчиков в открытом море. Да, когда акула поплыла к детям. |
||||||||||||
Физкультминутка |
- Кто работает на корабле? Давайте представим, что вы матросы на этом паруснике. Надо судно повернуть направо. Что делаем? Налево? А теперь поднимаемся по лестнице. |
Выполняют движения. |
||||||||||||
8.Повторное чтение рассказа обучающимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением. |
Учащиеся читают текст повторно по абзацам. -Понравился вам рассказ. Назовите главных героев рассказа. Совпали ли ваши предположения в начале урока с содержанием текста. -Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? Как случилось,
что мальчики оказались в открытом море? -Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? -Какие чувства испытали мальчики? |
Отвечают на вопросы учителя.
Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя беспомощным.
Чувство страха, горя. Страх, отчаяние. |
||||||||||||
9.Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа
|
- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе. Работа в группе 2. - Разложите в правильной последовательности. (Проверка по группам у доски) 1.Купальня в парусе 2.Мальчики в открытом море 3.Акула 4.Выстрел 5.Дети спасены |
Работа в группах. |
||||||||||||
10.Определение основной мысли произведения
|
-Почему писатель назвал рассказ «Акула»? -О чем хотел сказать нам писатель своим произведением? |
События происходят из-за появления акулы. О том, как любят родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности. Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства
мальчиков получилась эта ситуация. |
||||||||||||
Творческое задание для групп
|
– Сопоставьте настроение героев рассказа с частями плана и установите соответствие. Работа в группе 3. -Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
Проверка на компьютере.
|
Тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость. |
||||||||||||
11.Итог урока |
-Какую учебную задачу мы ставили на урок? -С какими заданиями вы справились? -Что было трудным? |
|
||||||||||||
12.Рефлексия |
Оцените свою работу с помощью смайликов. |
|
||||||||||||
13.Домашнее задание |
Стр.152-155. Задание по выбору: 2 вариант: от лица артиллериста. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.