Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"
Оценка 4.8

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Оценка 4.8
docx
20.03.2024
Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"
Урок чтения в 3 классе Л.Н.ТолстойАкула.docx

Дата 27.11 Класс 3 Предмет чтение Урок 49

Тема

Л.Н.Толстой «Акула»

Цель

Познакомить с биографией и  произведением Л.Н.Толстого «Акула»

 

способствовать формированию нравственных позиций на основе чтения высокохудожественных текстов; создать условия для освоения основных литературоведческих понятий: рассказ, герой, лирический текст, сюжет; обучения работе с прозаическим текстом (определение основных сюжетных линий, главной мысли произведения, характеристика героя); книгой (определение необходимой информации по обложке книги, оглавлению книги; соотнесение иллюстрации с содержанием книги)

Тип

Онз

Планируемые результаты

Личностные: - становление мотивационной основы учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев, оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные :

Регулятивные -
Формулировать тему и  цели урока ; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные - о
сознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать ответы на вопросы.

Оборудование

толковый словарь Ожегова,   карточки с текстами для групповой работы; компьютер

Сценарий урока

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Мотивация к работе.

 

 

 

 

2.Проверка д/з.

-Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. У нас присутствуют гости на уроке. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу, проверьте готовность к уроку, садитесь и приступим к работе.

«Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю,я делаю – я понимаю,»- гласит китайская пословица. Что будем делать на уроке?

- Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

- Какой раздел лит.чтения мы изучаем?

- С произведениями каких русских писателей мы познакомились?

-Какому жанру принадлежат эти произведения?

- Что было задано на дом?

 

Приветствуют учителя и гостей.

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

3.Актуализация полученных  ранее знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Постановка учебной задачи. Формулирование  целей урока.

Работа со скороговоркой .

Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали.

-Что значит «лавировали»?

-Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила  упражнения на морскую тематику?

- Портрет какого писателя вы видите на доске? С какими произведениями Толстого мы с вами уже знакомы? (вспоминают произведения ).

-Послушайте рассказ о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. (Выступление учеников).

- Ребята, скажите, что вам запомнилось больше всего об этом писателе? Что вас удивило?

-Посмотрите видеоролик.

- Кто главный герой этого ролика? Может ли акула стать темой нашего урока?

-Сформулируйте тему урока.
- С чем мы познакомимся на уроке? Чему будем учиться?

Читают скороговорку. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Слушают. Отвечают на вопросы

Выступает подготовленный ученик.

Да, если она будет героем литературного произведения.

Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула».

С новым рассказом «Акула», с героями рассказа.  Будем учиться анализировать  произведение, размышлять над поступками и действиями героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Прогнозирование содержания произведения.

Словарная работа.

-Литературное произведение называется «Акула». Как вы думаете, кто будет главным героем этого произведения?
- Какие события могут произойти в произведении с таким названием?
Словарная работа.

– В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на доску, прочитайте их. Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше. Где можно найти  значение незнакомых слов?

Фитиль – шнур для поджигания пороха.

Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.

Палуба – часть судна.

Якорь – предмет для остановки судна.
Работа  в паре.
Любые два ученика по желанию ищут значение слова «артиллерист»  в «Толковом словаре». Один в интернете.
Остальные учащиеся работают в паре, объясняют значение непонятных слов.

- Проверим, правильно ли вы объяснили значения новых слов.

 

Отвечают на вопросы.

Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу

 

В «Толковом словаре».

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре. Объясняют значение непонятных слов.

6.Открытие нового знания. Чтение рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Откройте произведение. К какому жанру оно принадлежит. Докажите.

– Рассмотрите  иллюстрацию к рассказу «Акула». Как назывался такой корабль? Такое судно раньше служило основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.

«Чтение с остановками».

Учитель читает 1 часть рассказа. (С начала рассказа до слов «Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего».)

Первая остановка.
Групповая работа  1.

-Вспомните правила работы в группе. Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1.Что будет дальше? 
2.Чем закончится рассказ? 
- Какие предсказания получились?

Продолжение чтения текста рассказа хорошо читающими детьми до конца.
Вторая остановка.
-Правильно ли вы предположили содержание рассказа?

 

Парусник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся, по 1 ученику от группы).

7.Первичное восприятие

 

 

- Что вас взволновало в рассказе?

-Было ли вам страшно? В какой момент?

Описание купания мальчиков в открытом море.

Да, когда акула поплыла к детям.

Физкультминутка

- Кто работает на корабле? Давайте представим, что вы матросы на этом паруснике. Надо судно повернуть направо. Что делаем? Налево? А теперь поднимаемся по лестнице.

Выполняют движения.

8.Повторное чтение рассказа обучающимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с

выборочным чтением.

Учащиеся читают текст повторно по абзацам.

-Понравился вам рассказ. Назовите главных героев рассказа. Совпали ли ваши предположения в начале урока с содержанием текста.

-Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала?  Когда артиллериста охватил страх? Какие чувства испытывал отец мальчика?

-Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?
-Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? 
- Какие чувства он испытал в этот момент?

-Какие чувства испытали мальчики?

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя беспомощным.

 

Чувство страха, горя.

Страх, отчаяние.

9.Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа

 

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе. Работа в группе 2.

- Разложите в правильной последовательности. (Проверка по группам у доски)

1.Купальня в парусе

2.Мальчики в открытом море

3.Акула

4.Выстрел

5.Дети спасены

Работа в группах.

10.Определение основной мысли произведения

 

-Почему писатель назвал рассказ «Акула»? 

-О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?
-Чему учит рассказ?

События происходят из-за появления акулы.

О том, как любят  родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности.

Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация.

Творческое задание для групп

 

 

 – Сопоставьте настроение героев рассказа с частями плана и установите соответствие.

Работа в группе 3.

-Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? Проверка на компьютере. 

 Название части

Настроение

1.Купальня в парусе.

Спокойное

2.Мальчики в открытом море.

Волнение

3.Акула.

Тревога, страх

4.Выстрел.

Ужас

5.Дети спасены.

Радость и облегчение

Тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость. 

11.Итог урока

-Какую учебную задачу мы ставили на урок?

-С какими заданиями вы справились?

-Что было трудным?

 

12.Рефлексия

Оцените свою работу с помощью смайликов.

 

13.Домашнее задание

Стр.152-155. Задание по выбору:
1 вариант: подготовить пересказ текста от  лица мальчика,

2 вариант: от лица артиллериста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дата 27.11 Класс 3 Предмет чтение

Дата 27.11 Класс 3 Предмет чтение

Проверка д/з. -Доброе утро, ребята!

Проверка д/з. -Доброе утро, ребята!

Прогнозирование содержания произведения

Прогнозирование содержания произведения

Остальные учащиеся работают в паре, объясняют значение непонятных слов

Остальные учащиеся работают в паре, объясняют значение непонятных слов

Физкультминутка - Кто работает на корабле?

Физкультминутка - Кто работает на корабле?

Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация

Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2024