Урок литературного чтения в 4 классе Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»
Оценка 4.9

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»

Оценка 4.9
docx
13.10.2022
Урок литературного чтения в 4 классе  Тема:  М.М. Пришвин «Выскочка»
literaturnogo-chteniya.docx

Урок литературного чтения в 4 классе

 

Тема:  М.М. Пришвин «Выскочка»

Цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;

Планируемые результаты:

1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа

2. Регулятивные:  определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий.

3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей.

4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки для парной работы)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий этап

1) Постановка проблемы (Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц)

-Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем.

-Внимание - смотрим на картину и слушаем. Какой раздел мы изучаем? ( «Мы и природа»»)

-Узнайте  птицу по описанию, возможно, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать 

  У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница. (Сорока)

2)Речевая разминка

Скороговорка (сорока и скороговорка  на доске)

Три сороки – тараторки тараторили на горке

                                     Тра-та-та-та-та-та-та  

                                     Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

 

3. Формулирование темы и цели урока

-Какой писатель и какое его произведение мы будем сегодня изучать,  вы определите сами.

В

П

А

Н7

Т

П1

И3

Л

Н

Е

Ё

Ф

Р2

Е

Л

Н

М

Д

Ш4

Щ

И6

Ч

У

Ж

В5

-Для этого поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки, запишите,  соотнеся буквы с цифрами.    

В

 П

А

К 7

Т

 В1

С3

Л

Н

Е

Ё

Ф

Ы2

Е

Л

Л

М

Д

К4

Ш

  Ч6

И

А8

Ж

О5

 

 

 

 

 

 

-Какие слова получились? (Пришвин, выскочка)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью (М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»)

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.  ( Совершенствовать знания о творчестве М.М, Пришвина. Учиться исследовать содержание произведения, правильно, выразительно читать его)

4. Знакомство с биографией М.М. Пришвина

1) Чтение стихотворения учителем

Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…

- О ком это стихотворение? ( о ММ Пришвине)

-Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина (Вывешивается портрет)

- Сообщение о писателе сделают ваши одноклассники

-Слушаем внимательно и анализируем

2) Сообщения учеников

1 Ученик: М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

2 ученик: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются», - говорил Пришвин.

3 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя, что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

3)Обобщение:

-Какие рассказы Пришвина вы читали?

- В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее. Этого человека по праву можно назвать «Певцом природы» Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.

5.  Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление

1) Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова

-Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)

-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова

-Как там раскрыто значение этого слова?

(Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)

2) Словарная работа

- Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.

                        бдительность – внимательность, настороженность

                        срам - стыд и позор

                        радужный - разноцветный

                        выводок – птенцы, выведенные одной матерью ( птицей)

                        поскакала – дуром – двигалась странно

                        с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении

                        на свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность

                        улучила момент – нашла подходящее время

3) Прогнозирование

-Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении? Определите это по названию.

-Все ваши предположения проверим, когда познакомимся с этим произведением.

- Для этого мы прослушаем   текст  (аудио приложение)

6. Физминутка

- Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

- Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью.

- Опустите руки, если было семь сорок.

- Присядьте, если верно, что сороки постигли от своих родителей все тайны воровства.

- Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость.

- Попрыгайте, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах.

7. Продолжение работы над темой урока

1) Первичное понимание прочитанного.

- Кто является героем рассказа?

- Как у собаки появилась такая кличка?

- Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

- Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?

- Как повела себя Выскочка?

- Что же произошло между героями?

 -Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?

- Как отнеслись к этому её сородичи (С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).

-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?

-Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)

2) Обобщение прочитанного

-К какому жанру относится это произведение?

-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный? (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)

-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)

- Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?

-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (автор использует прием наделения животных качеством человека)

-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

8. Организация исследовательской деятельности учащихся

(Этап закрепления работы над текстом)

1)      Выборочное чтение

-Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.

Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина «Выскочка»

Задачи исследования:

1.      Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев

2.      Определить главную мысль произведения

-Будем постигать глубину мысли писателя и выясним - чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями

2) Работа в группах

1 группа

Описание Вьюшки

(Веселая собачка, охотничья собака - эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)

2 группа

Описание сороки до происшествия

С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.

С пыльцой в голове - метафора

Поскакала дуром - быстро, не подумав

Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты

Воровка яиц – метафора

3 группа

Описание сороки после схватки

-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке

-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся над ней)

-Какой художественный приём автор использует (ирония)?

 

3) Работа над  средствами выразительности. (Сравнение).

  Составление «кластера».

Выскочка до схватки с Вьюшкой.                    Выскочка после схватки

Какая она была до схватки?                           После схватки - жалкая, общипанная без хвоста                    

(заносчивая, гордая,

храбрая, легкомысленная, вертлявая,

неосторожная)

 

9. Составление “синквейна”. 

1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)

1. сорока
2. ловкая, хитрая, проворная
3. подскакала, вырвалась
4. Сорока осталась без хвоста.
5. Выскочка.

10. Итог урока

-Кто главный герой рассказа?

-Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? ( Не надо быть выскочкой)

11. Рефлексия

-Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)

-Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод

- Оцените работу всего класса (оценка детей)

Что такое природа для нас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.

  «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

12. Домашнее задание

Пересказ от имени Вьюшки (кто затрудняется, сделает обычный пересказ)

 



 

 

 

 

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/507781-konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-mm-pris


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

Формулирование темы и цели урока -Какой писатель и какое его произведение мы будем сегодня изучать, вы определите сами

Формулирование темы и цели урока -Какой писатель и какое его произведение мы будем сегодня изучать, вы определите сами

Ученик: М. Пришвин родился в1873 в имении

Ученик: М. Пришвин родился в1873 в имении

Прогнозирование -Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении?

Прогнозирование -Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении?

Как отнеслись к этому её сородичи (

Как отнеслись к этому её сородичи (

Поскакала дуром - быстро, не подумав

Поскакала дуром - быстро, не подумав

Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод -

Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022