Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
Планируемые результаты:
1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий.
3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей.
4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки для парной работы)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мобилизующий этап
1) Постановка проблемы (Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц)
-Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем.
-Внимание - смотрим на картину и слушаем. Какой раздел мы изучаем? ( «Мы и природа»»)
-Узнайте птицу по описанию, возможно, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать
У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница. (Сорока)
2)Речевая разминка
Скороговорка (сорока и скороговорка на доске)
Три сороки – тараторки тараторили на горке
Тра-та-та-та-та-та-та
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
3. Формулирование темы и цели урока
-Какой писатель и какое его произведение мы будем сегодня изучать, вы определите сами.
В |
П |
А |
Н7 |
Т |
П1 |
И3 |
Л |
Н |
Е |
Ё |
Ф |
Р2 |
Е |
Л |
Н |
М |
Д |
Ш4 |
Щ |
И6 |
Ч |
У |
Ж |
В5 |
-Для этого поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки, запишите, соотнеся буквы с цифрами.
В |
П |
А |
К 7 |
Т |
В1 |
С3 |
Л |
Н |
Е |
Ё |
Ф |
Ы2 |
Е |
Л |
Л |
М |
Д |
К4 |
Ш |
Ч6 |
И |
А8 |
Ж |
О5 |
-Какие слова получились? (Пришвин, выскочка)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью (М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»)
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. ( Совершенствовать знания о творчестве М.М, Пришвина. Учиться исследовать содержание произведения, правильно, выразительно читать его)
4. Знакомство с биографией М.М. Пришвина
1) Чтение стихотворения учителем
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…
- О ком это стихотворение? ( о ММ Пришвине)
-Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина (Вывешивается портрет)
- Сообщение о писателе сделают ваши одноклассники
-Слушаем внимательно и анализируем
2) Сообщения учеников
1 Ученик: М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.
2 ученик: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются», - говорил Пришвин.
3 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя, что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.
3)Обобщение:
-Какие рассказы Пришвина вы читали?
- В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее. Этого человека по праву можно назвать «Певцом природы» Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.
5. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление
1) Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова
-Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)
-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова
-Как там раскрыто значение этого слова?
(Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)
2) Словарная работа
- Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.
бдительность – внимательность, настороженность
срам - стыд и позор
радужный - разноцветный
выводок – птенцы, выведенные одной матерью ( птицей)
поскакала – дуром – двигалась странно
с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении
на свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность
улучила момент – нашла подходящее время
3) Прогнозирование
-Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении? Определите это по названию.
-Все ваши предположения проверим, когда познакомимся с этим произведением.
- Для этого мы прослушаем текст (аудио приложение)
6. Физминутка
- Встаньте,
выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если
нет, стоите на месте.
- Поднимите руки вверх, если в рассказе
«Вьюшка» дело было поздней осенью.
- Опустите руки, если было семь сорок.
- Присядьте, если верно, что сороки постигли от
своих родителей все тайны воровства.
- Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну
кость.
- Попрыгайте, если верно то, что весь сорочий
хвост остался у Вьюшки в зубах.
7. Продолжение работы над темой урока
1) Первичное понимание прочитанного.
- Кто является героем рассказа?
- Как у собаки появилась такая кличка?
- Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
- Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
- Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?
- Как повела себя Выскочка?
- Что же произошло между героями?
-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?
- Как отнеслись к этому её сородичи (С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).
-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?
-Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)
2) Обобщение прочитанного
-К какому жанру относится это произведение?
-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный? (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)
-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)
- Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?
-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (автор использует прием наделения животных качеством человека)
-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
8. Организация исследовательской деятельности учащихся
(Этап закрепления работы над текстом)
1) Выборочное чтение
-Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.
Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина «Выскочка»
Задачи исследования:
1. Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев
2. Определить главную мысль произведения
-Будем постигать глубину мысли писателя и выясним - чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями
2) Работа в группах
1 группа
Описание Вьюшки
(Веселая собачка, охотничья собака - эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
2 группа
Описание сороки до происшествия
С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.
С пыльцой в голове - метафора
Поскакала дуром - быстро, не подумав
Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты
Воровка яиц – метафора
3 группа
Описание сороки после схватки
-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке
-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся над ней)
-Какой художественный приём автор использует (ирония)?
3) Работа над средствами выразительности. (Сравнение).
Составление «кластера».
Выскочка до схватки с Вьюшкой. Выскочка после схватки
Какая она была до схватки? После схватки - жалкая, общипанная без хвоста
(заносчивая, гордая,
храбрая, легкомысленная, вертлявая,
неосторожная)
9. Составление “синквейна”.
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)
1. сорока
2. ловкая, хитрая, проворная
3. подскакала, вырвалась
4. Сорока осталась без хвоста.
5. Выскочка.
10. Итог урока
-Кто главный герой рассказа?
-Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? ( Не надо быть выскочкой)
11. Рефлексия
-Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)
-Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод
- Оцените работу всего класса (оценка детей)
Что такое природа для нас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
12. Домашнее задание
Пересказ от имени Вьюшки (кто затрудняется, сделает обычный пересказ)
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/507781-konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-mm-pris
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.