Конспект урока литературного чтения
Класс: 2 «а»
Тема: «Викторина по сказкам»
Тип урока: уроки развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Цель урока: в игровой форме проверить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки»;
Задачи урока:
· Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.
· Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь, творческие способности, фантазию, наблюдательность.
· Воспитательная: воспитывать интерес к предмету,
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первый ряд, еще тише сядет второй ряд, и совсем тихо сядет третий ряд. Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторину, на котором вы должны будете вспомнить русские народные сказки. В нашей игре три команды: команда 1- первый ряд, команда 2 – второй ряд, команда 3 – третий ряд. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины я буду списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!
2.Работа по теме урока.
I. Кроссворд
- Каждая команда получит кроссворд. По моей команде, вы переворачиваете листы с кроссвордом и начинаете его разгадывать. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит кроссворд. За него вы можете получить от одного до трёх баллов.
- Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы:
1.Курочка… (Ряба) 6.Гуси -… (лебеди)
2.Баба -… (яга) 7. Ковёр -… (самолёт)
3.Жар -… (птица) 8. Скатерть -…(самобранка)
4.Иванушка -…(дурачок) 9. Сапоги -…(скороходы)
5.Царевна -… (лягушка) 10. Сивка -… (Бурка)
Всё правильно – 3 жетона.
1-2 ошибки – 2 жетона.
3 и больше ошибок – 1 жетон.
II. Сегодня, торопившись на урок, я уронила карточки с названиями сказок и они перепутались. Вы поможете мне их собрать? Та команда, которая справится быстрее, получит 1 жетон.
- Составьте названия сказок:
Гуси |
Снегурочка |
Каша |
Лебеди |
Петушок |
Топор |
Девочка |
Зёрнышко
|
III. Следующее задание оценивается в 1 балл. Здесь вы должны подумать и ответить на вопросы. Ответы принимаются только по поднятой руке.
Ответьте на вопросы:
· Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
· Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)
· Из чего варил кашу солдат? (Из топора)
· Кто помог спасти брата в сказке «Гуси – лебеди?» (Мышка)
· Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди?» (Платочек)
· Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)
IV. Для каждой команды я зачитаю начало сказки, а вы должны назвать сказку. Оценивается в один балл за каждый ответ. После того, как прозвучит вопрос, вы советуетесь, поднимаете руки и даёте окончательный ответ.
- Назовите сказку, которая начинается со следующих слов:
· Жили – были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое зёрнышко»)
· Жили – были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки с огурчик, у мышки – с напёрсток. («У страха глаза велики»)
· Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди»)
· Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь открыла старуха:
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора»)
· Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
-Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев. («Лиса и тетерев»)
· Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! («Лиса и журавль»)
V.- Отгадайте название сказки по иллюстрации. За каждый правильный ответ – один жетон.
· Солдат, старуха, топор. («Каша из топора»)
· Брат, сестра, гуси, Баба-яга. («Гуси-лебеди»)
· Лиса, тетерев, собаки. («Лиса и тетерев»)
· Курочка, корова, кузнец. («Петушок и бобовое зёрнышко»)
· Лиса, журавль, кувшин. («Лиса и журавль»)
· Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка («У страха глаза велики»)
3. Подведение итогов. Рефлексия.
- Сегодня вы все были молодцы! Но пора узнать результаты викторины...
-Какие сказки мы повторили сегодня на уроке. Героев, каких русских народных сказок мы вспомнили?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.