Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках социально-бытовой ориентировки в основной начальной школе.
Оценка 5

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках социально-бытовой ориентировки в основной начальной школе.

Оценка 5
Документация
docx
технология
Взрослым
28.02.2020
Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках социально-бытовой ориентировки в основной начальной школе.
Необходимо отметить, что в личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Сущность личностно-ориентированного урока в коррекционной школе - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций:
лоо.docx

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках социально-бытовой ориентировки в основной начальной школе.

Подготовила: учитель начальных классов Махмутова Э.А.

Необходимо отметить, что в личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.

Сущность личностно-ориентированного урока в коррекционной школе - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций:

- любое новое знание должно опираться на опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности;

- при организации личностно-ориентированного урока учитель должен уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, нужно продумывать не только какой материал будет сообщаться, но и какие знания уже имеются в опыте детей;

- обсуждение детских «версий» должно проводиться не в жестко-оценочной форме, а в равноправном диалоге (в этом случае ученики стремятся быть услышанными, высказываются не боясь ошибиться);

 - подбор дидактического материала к уроку требует от учителя не только объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе над этим материалом;

- при подготовке к уроку следует учитывать познавательные, эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учащихся, возможности их проявления в ходе урока;

- при подготовке к уроку надо заранее продумать все возможные типы общения, все формы сотрудничества.

Педагоги коррекционной школы  для осуществления личностно-ориентированного подхода  должны уметь:

- строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний;

- при подготовке к уроку учитывать рекомендации специалистов ПМПК индивидуально для каждого учащегося;

- гибко и вариативно предлагать материал  в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;

- разнообразить дидактический материал, учитывая индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме материала;

- давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости;

- организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.

      Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.

Необходимо выделить специфические принципы обучения в коррекционной школе VIII вида:

1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи.

2. Принцип профессионального характера трудового обучения. Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.

3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе. Направленность всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для усвоения материала по труду.
4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.

Кроме того необходимо обратить внимание на выполнение основных принципов личностно-ориентированного урока:

- стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;    - поощрение стремления учеников предлагать свои способы выполнения задания;

 - применение заданий, позволяющих ученику самостоятельно выбирать  тип, вид и форму работы;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того «что мы узнали», но и того, что понравилось или не понравилось и почему.

Учебные занятия предполагают и широкое использование различных технических средств обучения,  сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт, соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой и т.д.)

Главная цель— создание условий для познавательной активности учеников. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.

       Необходимые условия для развития и совершенствования личности ребёнка:

 - создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

 -  создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят;

 - опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

 - использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать;

- возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

- возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;

- педагогическое сотрудничество;

-  учёт жизненного опыта каждого ребёнка ( знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

Предполагаемый результат

 1. Повышение качества знаний учащихся.

 2. Успешность учебной деятельности.

 3. Формирование ученика как личности.

 4. Эмоциональное благополучие ребёнка в классе.

 5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

 

Некоторые приёмы и технологии применяемые мною на уроках:

1)  Предлагаю ребятам отгадать загадку. Например: « Не летает, но жужжит, Жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька»

2) Работа с индивидуальными карточками. Ученик получает индивидуальную  карточку, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно. Для каждого ученика карточку подбираю в соответствии с его умственными способностями. После выполнения задания провожу  беседу: Прочитай примеры, в которых находили разность. Прочитай примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 90? В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование индивидуальных карточек активизирует ребенка в процессе беседы. Ситуация успеха дает возможность вовлекать ученика в работу по выполнению дальнейших

заданий. (Технология индивидуального обучения)

3) Применение на уроках различных дидактических игр дает возможность применять здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Например, при изучении темы «Овощи»  на уроках развития речи можно организовать «поход» в магазин. Дети учатся дифференцировать в данной игре овощи и фрукты, развивают связную устную речь, прививаются коммуникативные навыки. На таких уроках утомление минимальное. В данной игре применимы технологии саморазвивающего обучения: саморазвитие личности в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме).

4) На уроках изобразительного искусства часто применяю технологию поддержки ребенка. Учащиеся с недоразвитием мелкой моторики часто затрудняются самостоятельно выполнить рисунок. Предлагаю сделать выбор – например, по теме «Рисуем игрушечный домик» можно предложить два варианта выполнения рисунка: самостоятельно или по обводке. Неуверенный в своих силах ребенок,  получает  возможность получить положительную оценку. На первых уроках изобразительного искусства предлагаю ребятам выбрать для себя любой уже готовый рисунок для раскрашивания.

5) Метод проектов. Приведу пример внутриклассного проекта  «Зимующие птицы», применяемый мною  на практике.

Проект был направлен на расширение знаний детей об особенностях некоторых птиц, их роли в природе, на формирование у детей навыков группировки объектов природы по признакам: зимующие, перелетные.

Была поставлена цель, определены задачи.

     Начальный этап.  Подбор  литературы о птицах (заранее сделала подборку книг о разных птицах, посетили библиотеку,  сделали подборку загадок. На этом же этапе были сформулированы проблемные вопросы: почему птицы гибнут зимой? Как мы можем им помочь? Что для этого нужно? Разработан план поэтапный  работы.                                                                      Технологический этап. Изготовление кормушек для птиц вместе с

родителями. (Обратилась с просьбой к родителям помочь детям изготовить кормушки для птиц. Большая часть родителей вместе с детьми изготовили кормушки.)

Проект был межпредметный, так как включал в себя разные области:

в области коррекционная подготовка через предмет развитие устной речи мы знакомились с особенностями жизни зимующих птиц.

     Рефлексивный этап. Проведена викторина «Зимующие птицы», цель – закрепление знаний детей о птицах. Выпуск сборника загадок «Зимующие птицы».  Конкурс кормушек.

Коллективный метод обучения - образование пар и групп постоянного и сменного состава, взаимо- и самооценка, взаимо- и самоконтроль.

Учебная деятельность организуется в форме дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, направленная на коррекцию познавательных процессов. Учащиеся получают знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности. В обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, пришла к выводу, что этот метод  наиболее перспективен. 

Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом  ученик как личность.

Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем

благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному  опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел  личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание  субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым  заданием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться  усвоения материала. Сущностью личностно - ориентированного обучения является оказание помощи в определении направления и способов самореализации каждому ребенку, имеющему нарушения в интеллектуальном развитии.

Особенности личностно-ориентированного обучения в коррекционной начальной школе связаны с необычностью содержания, методов, приемов и форм его представления, с занятостью учащихся при подготовке и проведении занятий, оптимистическим, тоном общения, субъект - субъектными отношениями между участниками обучения (учителем и учениками).

Младший школьный возраст является основой для развития личности человека с ОВЗ, так  как в этот период наблюдается самая высокая сензитивность (так как сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, комплекс неполноценности, тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний),  повышенная

реактивность, готовность к действию. Поэтому в данном возрасте нужно создать  условия, способствующие обогащению индивидуального опыта, раскрытию способностей   и открытию путей для самораскрытия и самореализации младшего школьника с интеллектуальными нарушениями.

Немецкий педагог Адольф Дистервег сказал:  "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках социально-бытовой ориентировки в основной начальной школе

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках социально-бытовой ориентировки в основной начальной школе

Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может…

Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может…

Учебные занятия предполагают и широкое использование различных технических средств обучения, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку…

Учебные занятия предполагают и широкое использование различных технических средств обучения, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку…

Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного

Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного

Что для этого нужно? Разработан план поэтапный работы

Что для этого нужно? Разработан план поэтапный работы

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках социально-бытовой ориентировки в основной начальной школе

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках социально-бытовой ориентировки в основной начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020