РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПРОЕКТ «Гипсовые барельефы»
УЧИТЕЛЬ : Махмутова Эльмира Анваровна
г. Усть-Катав
2016
Оглавление
Введение
Теоретические основы организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста
Проектный метод в образовании школьников (общие понятия, история, значение)
Поэтапное развитие проектной деятельности, механизм проектирования
Разработка творческого проекта «Гипсовые барельефы»
Планирование работы по реализации проекта
Разработка проекта по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Гипсовые барельефы» для детей младшего школьного возраста
Проект «Гипсовые барельефы»
Реализация проекта
Заключение
Введение
В последние годы усиливается тенденция инновационных преобразований педагогической деятельности, их качество зависит от умения УЧИТЕЛЯ строго придерживаться научной основы, планировать не только сам воспитательно-образовательный процесс, но и его результаты, условия, механизмы управления развитием воспитанника. По мнению А.М. Новикова, Н.Ю. Пахомовой, Н.О. Яковлевой, именно метод проектов как современная технология предоставляет наиболее эффективные средства решения поставленных задач [3].
Как писал в своих работах Л.С. Выготский, наилучшей образовательной программой для ребенка школьного возраста является программа, которую он выстраивает для себя сам. Он, по большому счету, усваивает лишь ту информацию, которую хочет усвоить, для восприятия которой у него есть мотив [1].
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функцию и структуру [3]. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, он позволяет выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
Технология проектирования делает учащихся активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает новую привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия [24]. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни [10].
Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах [24].
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развивается способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых) [10].
Существуют разные виды проектов, особое место среди которых занимают творческие проекты. Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми.
Актуальность рассматриваемой проблемы повлияла на выбор темы работы «Развитие художественного творчества детей старшего школьного возраста в проектной деятельности».
Объект исследования - организация и содержание проектной деятельности с детьми школьного возраста.
Предмет исследования - проектный метод как средство развития художественного творчества детей старшего школьного возраста.
Целью данной работы является разработка и реализация творческого проекта «Гипсовые барельефы», основанного на разных видах изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
Заявленная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
При выполнении работы использовались методы исследования:
Базой исследования является Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». В исследовании принимали участие дети 3 КЛАССА
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-практической), заключения, списка используемой литературы в количестве 33 источников, 24 приложений.
Теоретические основы организации проектной деятельности с детьми школьного возраста
Проектный метод в образовании школьников (общие понятия, история, значение)
Проектирование (от лат. Projectus – брошенный вперед) – тесно связанна с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
Проект – замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное решение. Проект – это выражение, утверждение и воплощение личной истины, личного убеждения.
Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи . Проектный метод – важная составляющая комплекса педагогических технологий, рекомендуемого американской образовательной программой «Шаг за шагом» (Stepbystep). Программа разработана коллективом Дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета (К. Хансен, Р. Кауфман, К. Уолш) .
Проектное образование предполагает формирование образовательной среды в соответствии с запросами обучающегося, задачами, которые он ставит перед собой по логике своих интересов, в соответствии с личными образовательными потребностями .
Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети:
В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу. Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных зданий и дальнейшей жизни». Время выделило достоинства и недостатки теории Джона Дьюи. Несомненная ценность метода состоит в проблемном изложении материала, активной, самостоятельной позиции ребенка, связи обучения с жизнью, игрой, трудом. Ценность его метода обучения в современном прочтении нам видится в возможности освоения учеником способом самостоятельного познания. Ошибочность его взглядов заключается в преувеличении роли индуктивного метода познания. Известно, что на основе знаний и понятий, полученных с помощью эмпирического обобщения, могут строиться лишь формальные действия, без понимания содержательной стороны деятельности.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика (ученик Дж. Дьюи) и Э. Коллингса. В. Килпатрик считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. Он предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся. Он дал следующее определение: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью .
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1930-е годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным.
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России .
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Переход учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес. Не обязательно, чтобы все были заняты одним и тем же проектом.
Организация тематических занятий и общих проектов наиболее подходит для детей от 8 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению .
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути .
Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Таким уникальным средством является технология проектирования, суть которой в решении проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное значение.
Она позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, когда соотношение «ребенок – взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец, сотрудничество. Соучастие в деятельности — это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, учитывать, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира .
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности .
Проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, родителей и учителя.
Разработка творческого проекта «Гипсовые барельефы»
Планирование работы по реализации проекта
Практическая часть работы осуществлялась на базе МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И.
Планирование работы над реализацией проекта осуществлялось в три этапа:
Первый этап:
· определение потребностей школьников.
Второй этап (на базе выявленных потребностей):
Третий этап. Основной:
· описание структуры и этапов осуществления проекта; определение сроков выполнения и презентации проекта
· предварительная работа;
· реализация проекта;
· подготовка проекта к презентации (оформление выставки);
· презентация проекта (открытие выставки).
Ниже представим содержание работы по реализации составленного плана.
Разработка проекта по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Гипсовые барельефы» для детей младшего школьного возраста
Творческий проект «Гипсовые барельефы» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», его содержание построено на принципе интеграции с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие».
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
Проект «Гипсовые барельефы»
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: ученики 3 класса и преподаватель
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность темы.
В большинстве случаев дети создают работы в рамках организованной образовательной деятельности. Образовательная программа предусматривает работу с пластилином, глиной, соленым тестом, с гипсом.
Гипс – давно и хорошо известный материал, применяемый в различных областях человеческой деятельности. Его получают путем термической обработки и последующего измельчения природного гипсового камня. Гипс широко применяется в медицине. Издревле его используют в строительстве, например для создания лепнины или для отделки стен и потолков (штукатурки). В качестве материала для создания термоупорной формы для прогибания материала он необходим мастерам, работающим со стеклом. Гипс интересен, как удобный в работе материал для выполнения декоративных работ. Однако мало кто знает, что гипс – это еще и отличный материал для творчества, очень бюджетный и экологически безопасный [32].
Сейчас в продаже очень большое разнообразие наборов для детского творчества из гипса, которые предназначены для детей от пяти лет. Они помогают детям создать готовые работы, которые можно применить в зависимости от их назначения: рамки, барельефы, подсвечники, магниты, статуэтки, украшения, слепки. Фигурки знакомят детей с окружающим миром через объем, который можно передать через гипс, он дает возможность обратить внимание детей на те формы и фактуры, которые они не замечали в рисунках и на фотографиях. Работая с изделием, ребята проявляют свои навыки рисования, творческие и дизайнерские способности. Работа с гипсом сочетает в себе работу с разными художественными материалами и элементами декорирования, техниками. Каждое изделие из гипса – это застывшая история, частичка действия. Но, к сожалению, родители пренебрегают наборами для творчества, говоря, что гипс – это очень грязно, но, тем не менее, опрос показал, что они не против, чтобы дети работали с гипсом, но только не в стенах дома. Это побудило меня к разработке выше названного творческого проекта.
Выбор темы проекта обусловлен следующими причинами:
Цели проекта:
Задачи проекта:
Предполагаемый результат:
Создание творческих работ из гипса на разную тематику и в разных техниках, на основе сочетания разных видов творческой деятельности: лепки, отливки, рисования и декорирования. Оформление выставки «Застывшие истории».
В ходе выполнения проекта дети:
Содержание образовательной деятельности с детьми по реализации проекта «Гипсовые барельефы»:
Ожидаемый продукт проектной деятельности – творческие работы из гипса на разную тематику и в разных техниках, на основе сочетания разных видов творческой деятельности: лепки, отливки, рисования и декорирования для оформления выставки «Застывшие истории».
Реализация проекта
Этапы реализации творческого проекта «Гипсовые барельефы»
Подготовительный этап
Цель педагога: Совершенствовать компетентность педагога по теме проекта, выявление интересов детей.
Задачи:
Цели детей: Знакомство с гипсом, а также с разными техниками работы с ним.
Для выявления интересов детей с ними была проведена беседа и показ изделий из различного материала: бумаги, пластилина, гипса. Эти действия выявили, что с гипсом дети ранее не были знакомы, у них нет представлений о том, для чего можно применить изделия из него, но все очень хотели сделать такое же изделие (приложение 3).
По рассматриваемой проблеме мною была найдена и проанализирована методическая литература более 10 современных источников, ориентированных на внедрение метода проекта в образовательную практику дошкольного учреждения. Анализ изученной литературы позволил сделать вывод о том, что представленного в ней материала достаточно для формирования представления об особенностях организации проектной деятельности в детском саду.
Проанализировав ассортимент наборов для творчества в магазинах, было выявлено, что в них наиболее широко представлены линейки наборов «LORI» и «Ваятель». Для реализации данного проекта были подобраны следующие наборы для творчества:
Помимо наборов для творчества и формочек для песка был подобран следующий художественный материал:
Основной этап
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
На начальной стадии реализации проекта с детьми была проведена беседа, в которой были определены мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Во время беседы ребята рассматривали предложенные им формы для отливки гипса. Дети высказывали свои идеи по реализации проекта .Им предложили создать свои уникальные изделия из гипса, а также выполнить коллективные изделия. Выполнение коллективного изделия предусматривало работу над ним несколькими детьми.
На второй стадии реализации проекта дети отобрали формы тех изделий, которые они хотели бы изготовить, и вместе с воспитателем залили в них гипсовый раствор. Некоторые дети захотели изготовить изделия одинаковой формы, поэтому отливка проходила несколько раз.
На третьей стадии реализации проекта дети раскрашивали свои изделия акварельными или гуашевыми красками, а также выполняли граттаж на гипсе. Ребята выполняли работу самостоятельно, когда что-либо у них не получалось, то обращались к товарищу или педагогу за помощью. Некоторые работы раскрашивали коллективно.
Четвертая стадия заключалась в декорировании изделий. Ребятам были предоставлены клей ПВА и гель с блестками. С помощью них учащиеся дополняли свои работы, помогали дополнить изделия товарищей так, чтобы оно имело завершенный вид.
Заключительный этап
Цель: подготовка к презентации проекта, презентация проекта, анализ результата проекта.
На заключительном этапе дети самостоятельно выбирали из своих работ те, которые, по их мнению, получились наиболее удачными.
Беседа с детьми активизировала их интерес к выполненной работе, дети составляли развернутые высказывания о результате их индивидуальной и коллективной деятельности, делились впечатлениями. Ребята обсуждали, по их мнению, самые необычные работы. Ребятам очень понравились барельефы .
Метод проектов как один из методов обучения школьников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность учащихся. Проект «Гипсовые барельефы» способствовал формированию у детей необходимых знаний и умений работы с гипсом, дети научились работать в команде, расширился их словарный запас. Дети стали использовать такие выражения слова как «граттаж», «барельеф», что свидетельствует о знании техники выполнения и вида изделия из гипса. Ученики стали более сплоченными. Ребята начали проявлять самостоятельность, стремление разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для применения на гипсовых изделиях, также проявили фантазию и творческие способности в работе с гипсом и другими изобразительными материалами. Они самостоятельно научились раскрашивать изделия фломастерами, красками.
Интерес к работе с гипсом у детей не угасает до сих пор. Ходя с родителями по магазинам, где продаются наборы для творчества, дети обращали их внимание на наборы для изготовления изделий из гипса. Большинство родителей стали покупать им их, понимая, что они способствуют творческому развитию их детей. Кроме того, родители стали обмениваться формами для отливки гипса, что разнообразило количество изделий, которые могут изготовить их дети. Исходя из этого, можно сделать вывод, что творчество сплотило детей и их родителей.
Заключение
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие выводы. Метод проектов является перспективной технологией в образовательном процессе школы. Он представляет собой совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности.
Исследователи Н.Е. Веракса, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, Л.С. Киселёва Т.А. Данилина отмечают, что дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Изучение литературы по теме исследования позволило познакомиться с разными подходами к классификации проектов по типологическим принципам: доминирующей деятельности, предметно-содержательной области, характеру координации, характеру контактов, количеству участников и продолжительностью.
Метод проектов как один из методов обучения учащихся, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность детей. Целью данной работы стала разработка и реализация творческого проекта «Гипсовые барельефы», основанного на разных видах изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с изделиями из гипса.
Проект «Гипсовые барельефы» сформировал у детей основы знаний о умении работы с гипсом в сочетании с другими изобразительными материалами. Общее дело развило любознательность, коммуникативные и нравственные качества учащихся. Они стали более сплоченными. Ребята начали проявлять самостоятельность, а действуя самостоятельно, они учились разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для применения на гипсовых изделиях, проявили фантазию и творческие способности в работе.
Кроме того, организация деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в школе, способствует сплочению детского коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности учителей, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности ребенка.
Таким образом, заявленная цель и задачи запланированной работы реализованы в полной мере.
Список используемой литературы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.