МБОУ «Чинарская СОШ №1»
Дербентского района РД
Цели деятельности учителя: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»;
формировать умение анализировать художественный текст;
работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты
предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; Технологическая карта урока
личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова 2 класс, 2 часть; презентация к уроку; портрет Ф.И.Тютчева
Технологическая карта урока:
|
Этап урока Метод и приемы |
Хронометраж |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
УУД |
1. 1. |
Мотивационный
Практич.: артикуляционные упражнения |
≈5 |
Речевая разминка - Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя. Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой. - Прочитайте с удивлением, раздражением. - Прочитайте стихотворение выразительно.
|
Читать, правильно артикулируя.
|
П: осмысленно читают текст. Р: принимают и со храняют уч задачу |
2
|
Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы. Прак: расшифровка темы урока, формулирование темы.
Прак: чтение диалога из учебника.
Прак.: слушание и чтение текста.
Прак.: определение автора. Словес.: ответы на вопросы Словес: слово учителя.
Словес: чтение стихотворения.
Словес: беседа.
Прак: работа по карточкам в парах.
Словесн: фронтальная беседа. |
≈15
|
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (предположения детей) - С каким разделом мы познакомились на прошлом уроке? (Люблю природу русскую Весна) -Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Люблю природу русскую. Весна.» Предположите, о чем мы с вами будем сегодня говорить? ( о весне)
Изучение нового материала. - Вот и подошло концу самое суровое время года. Зима была холодная, морозная, но, несмотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе. Самое главное в стихотворение -это рифма. Бывают стихотворения, в которых есть рифма, а бывает такие, в которых нет рифмы. Но такие стихи не менее ритмичны и красивы, чем первые, ведь главное в этих стихах настроение. -Чем стихи отличаются от прозы? (рифмой, ритмом, образными словами) -Посмотрите на доску. Что здесь написано: ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ? (Федор Иванович Тютчев) -Что вы знаете о поэте Ф.Тютчеве? (предположения детей) Федор Иванович Тютчев. Родился он 5 декабря 1803 года. Родители Фёдора были не богатыми Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. Его стихи живут и не стареют. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С двумя из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся. Первичное знакомство с текстом. - А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Закройте свои глаза и попробуйте представить картины, которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения. (учитель читает стихотворение на фоне музыки) - Кто является главными героями этого стихотворения? - «Зима не даром злится...». Что вы представили, услышав название этого стихотворения? (высказывания детей) -Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Что происходит между героями в стихотворении? (Зима и Весна борются за власть на Земле) Кто прав? (Весна) Кто должен отступить? (Зима) Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль? (да, подходит так как февраль последний месяц зимы. В природе нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит.
Словарная работа.
-Ребята, в стихотворении есть такие слова, значения которых вам могут быть вам неизвестны. У вас на партах лежать листочки, посмотрите на них: слева написаны слова, а справа их значения. Соедините слова с их значениями с помощью стрелочки самостоятельно в парах. Посмотрите на доску сравните свою работу с эталоном. У кого получилось так? У кого-нибудь получилось по-другому? Если да, то исправьте свои ошибки.
Первичный анализ.
-Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы? (Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди) Посмотрите, как Тютчев называет Зиму? (Ведьма злая), а Весну? (прекрасное дитя) А на самом деле Весна и Зима живые существа? (нет) Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем что оно означает. (кто-то из учащихся читает) Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора? (ответы детей) Почему? Докажи. Зима не хочет уходить почему? (потому что ей понравилось, что всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить) Как шумит весна? (ручьями, пением птиц) Как в природе зима хлопочет, ворчит? (Вьюгами, метелями, пургой) Как отреагировала весна? (с забавой, с задором) Почему? (потому что она молодая, энергичная)
|
Отвечать на вопросы.
Предполагать тему и цель урока
Слушать, систематизировать знания.
Отвечать на вопросы.
Слушать, отвечать на вопросы.
Предполагать, отвечать на вопросы вспоминая прошлые З. Слушать, анализировать полученную информацию.
Слушать, представлять образы.
Отвечать на вопросы.
Работать в парах.
Анализировать произведение, отвечать на вопросы. |
П: строят речевые высказывания.
П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков.
П: строят речевые высказывания.
К.: формулируют собственное мнение. П.: строют речевое высказывание.
П.: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; выделять существенную информацию из Т.
Р: принимать и сохранять уч.задачу.
П.: строют речевое высказывание. К.: договариваются и приходят к общему решению в совместной д-ти.
Р.: Оценивать правильность выполнения задания. |
|
Физминутка |
≈2
|
- А теперь мы отдохнём - физминутку проведём. |
Повторять движения. |
Л: установка на ЗОЖ. |
3 |
Решение частных задач Практический: чтение и анализ Т
Прак.: анализ каждой части.
|
≈13
|
Повторное чтение и углубленный анализ. -Перечитайте стихотворение про себя. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится? -На чьей стороне симпатия автора? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то, что она не уходит) -Какое же время года, по-вашему, лучше? (каждое время по-своему прекрасно) -На сколько частей вы поделили стихотворение? (на 5) Прочитайте 1 часть. (один из уч-ся читает вслух) Почему Зима злится? (прошла ее пора, наступает Весна, Зиме нужно уходить) Замените близким по значению слово недаром. (неспроста, т. е. У Зимы есть причины злиться на Весну) -Как понимаете 2 последние строчки? (сменяются времена года, зима уходит и наступает весна) -Прочитайте эту часть выразительно. Попробуй проанализировать? Прочитайте 2 часть. (Один читает) -Как понимаете слова «Все засуетилось»? (начало суетиться, действовать торопливо) -В каком темпе будем читать эту часть? (быстро, торопливо) -Прочитайте эту часть выразительно. -Прочитайте 3 часть. (Один читает) -Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. (зима-хлопочет, ворчит; весна-хохочет, шумит) -Как шумит Весна? (ручьи шумят весной) -Прочитайте эту часть выразительно. -Прочитайте 4 часть. (Один читает) -Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части. (Зима хлопочет, на Весну ворчит) -Как называет поэт Зиму? (ведьма злая) -А Весну? (прекрасное дитя) -Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне. -Прочитайте 5 часть. (Один читает) -Как отреагировала Весна на проказы Зимы? (не замечает Зиму, умылася в снегу) -Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает. -А теперь, кто хочет прочитать всё стихотворение выразительно? (Несколько детей читают стихотворение вслух). Каким тоном надо его читать? (бодро, ведь Весна побеждает)
|
Проводить анализ чтения.
Анализировать, отвечать на вопросы, делить текст на части.
Отвечать на вопросы.
|
Р: принимают и со храняют уч задачу П: осмысленно читают текст П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков;
П: строят речевое высказывание
Р.: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий. |
4 |
Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ
|
≈4 |
А. Предметная - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве? (Ф. И. Тютчев.С детства писал стихи. Писал много о природе) С каким стихотворением мы познакомились на уроке? (стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..») - Что было для вас особенно интересно? (ответы детей) Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе? (чтобы представить картины которые возникают при чтении прозы и поэзии)
Б. Деятельностная Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежать листочки, возьмите их и закончите предложения которые вы видите на доске. - Выберите и продолжите любое предложение. · На сегодняшнем уроке я узнал… · На этом уроке я похвалил бы себя за… · После урока мне захотелось… · Сегодня я сумел… Домашнее задание: выучите стихотворение Ф. Тютчева. Молодцы я довольно вашими достижениями на уроке. |
Отвечать на вопросы, обобщать.
Оценивать свои достижения. |
П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез
П: строят рассуждения
Р: осуществляют итоговый контроль
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.