Технологическая карта урока № 67
Дата проведения |
2.03. 2020 |
|
Предмет |
Литература |
|
Составила |
Мякшина А.В. |
|
Тема урока |
Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя»
|
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
|
Цели урока |
проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты робинзонады маленького героя.
|
|
Планируемый результат |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах |
Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |
|
Основные понятия |
Тема, идея, сюжет |
Организация пространства |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
История, русский язык. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах |
Учебник, печатные карточки, презентация |
Подготовка учащихся к усвоению материала |
|
Цель |
Содержание |
Организация, мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее |
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин) -Давайте представим, что мы находимся где-то в лесу. (Звучит запись «Звуки природы» с пением птиц и журчанием водоёма). На фоне записи чтение наизусть отрывка из рассказа (Кемал)(1мин) «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно невелико, не то, что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-то новое, интересное». (Запись звучит ещё некоторое время.) -Подскажите, ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (О рассказе «Васюткино озеро»). -Почему рассказ так называется?( Главный герой рассказа, Васютка, нашёл в тайге озеро, богатое рыбой. Рыбаки назвали его Васюткино). - В какую ситуацию попадает главный герой? (Он заблудился в тайге). -О чем еще этот рассказ? На что надо обратить внимание? (Рассказ о том, как мальчик боролся с трудностями, заблудившись, оставшись один; как формировался(менялся, развивался) его характер). -Обобщите все выше сказанное и назовите тему урока («Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя.»)
-Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число: 11апреля, тему урока. -Почему становление? Разве у Васютки не было характера? (Потому что Васютка оказался совершенно один в незнакомой местности, и теперь ему предстоит бороться за свою жизнь) -Благодаря чему он выжил в тайге? (Васютка наблюдал, соображал, не унывал, общался с природой, соблюдал законы тайги…) -Какова роль этих моментов? (Через них раскрывается характер действующего лица). -Итак, ребята, тема урока известна. Скажите, пожалуйста, какие цели мы должны с вами достигнуть на уроке? (Сообщается цель урока – проследить поведение героя в тайге, проследить, как происходит становление характера героя в трудных условиях).
|
Работа по теме урока |
|
Цель Постановка учебной задачи и открытие новых знаний |
III. Работа по теме урока (25мин) -Мы уже знаем путь следования Васютки. Давайте с помощью опорных картинок вспомним маршрут, по которому двигался гл.герой и ещё раз понаблюдаем за его действиями и настроением, чтобы понять, что помогло мальчику выжить: удача, черты характера или знание законов тайги. -Перед нами избушка рыбаков. Надо вспомнить, эпизод, разговора героя с матерью, проинсценировать (с. 127) (Дети инсценируют отрывок). - Почему Васютка не стал возражать маме?(Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идешь в лес-бери еду,бери спички,с.127) - Двигаемся дальше. -Догадайтесь о чём идёт речь? Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. - Действительно, это тайга. -Ребята,что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие). -Двигаемся дальше. -Перед нами кедр. - Что здесь делал Васютка? ( Собрал шишки, чтобы снабдить рыбаков кедровыми орехами). -Как же так случилось, что не раз бывавший в тайге мальчик Васютка вдруг заблудился? (Пересказ эпизода с глухарём;с.127) - Какие законы тайги он нарушил? (От затесей далеко не отходи – сгинешь). - Какие чувства охватили Васютку после того, как он не мог найти затеси? (Страх, беспокойство) - Какое решение принимает Васютка?( Он пытается взять себя в руки, успокоить себя) - А вот и паутина, в которой запуталась муха. (с. 132). -Что понял Васютка при виде мухи?Скажите только одно слово. (слово «Заблудился»). -Какое мысленное сравнение пришло ему в голову? (Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.) - Как передает писатель состояние мальчика в этот момент? (Андрей): ( “Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю. валежник - сухие сучья) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, - отрешенно подумал он). (Во время чтения цитаты звучит музыка А. Вивальди «Танго смерти» -Как музыка помогает понять состояние героя, какая она? (При ответе ученики используют синонимический ряд, характеризующий музыку: возбуждённая, взволнованная, настораживающая, тревожная ,беспокойная …)
- Что кроется в словах “Будь что будет”? (с. 132. Равнодушие к своей жизни, к судьбе). 2.Индивидуальная работа(1мин) - Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу? - Задание: расположите пункты памятки «Если ты заблудился в лесу» в нужном порядке. Подписать работу(1ош.-«5»,2-3-«4»,4-«3»).Обмен листами. «Если ты заблудился». 1.Не паникуй, успокойся. 2.Прекрати бесполезное движение. 3.Осмотри место, где находишься. 4.Собери хворост, дрова для костра (на ночь). 5.Разожги костер, приготовь пищу. 6.Подготовь из веток, травы место для ночлега. 7.Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Работа с эпизодом «Заблудился». - Чьи слова Васютка вспомнил, когда им овладело отчаяние? ( Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”). 3.Осознанное восприятие рассказа детьми. Работа в группах I группа. Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 1 ночь в тайге и 2день. -Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге -Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
-Какие черты характера мальчика открываются в этом эпизоде? (смекалистый, бережливый, наблюдательность, пытливость ума, умение прислушиваться к советам взрослых, слова мамы о том, что хлеб в тайге ещё никому не помешал и что законы тайги не ему отменять) Физкультминутка Мы, листики осенние, На ветках мы сидим . Ветер дунул-полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Закружились, полетели. И на землю тихо сели.
Анализ эпизода «Дорога к озеру». День 2-й -Какой же увидел тайгу Васютка, забравшись на высокое дерево? (Ярик)( « Тайга» с.20секунды) ( «Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них») -Как вы думаете, почему автору понадобилось так описывать тайгу? (Автор так описывает тайгу, чтобы показать её могущество перед человеком, её равнодушие. Человек кажется песчинкой среди огромного леса). -Каково настроение мальчика? (Полчаса сидит в задумчивости, потом встряхнулся, подкрепился, собрал кучу кедровых шишек. Руки делали своё дело, а в голове решался один-единственный вопрос: «Куда идти?») -Что нового мы открыли в характере Васютки? (Васютка размышляет, применяет знания по географии о природных зонах тайги)
--Как Васютка открыл озеро? На что обратил внимание , когда прошагал на север некоторое расстояние? (он заметил траву ,которая растёт не отдельными былинками, а пучками, обычно так растёт трава вблизи водоёма).
-По мере того, как он двигался, настроение его падало. Почему? (Ожидания не оправдались. Вместо Енисея болото)
-Как отреагировал на это Васютка? (Навзрыд расплакался)
-Почему расплакался? Сдался ли? (Но не сдался он чувствовал, надеялся, что спасение впереди. Он решил заночевать у озера. Спасаясь от донимавших его комаров, решил получше разглядеть озеро, удивившее его большим количеством ценной рыбы и уток). Эпизод «На озере» - По каким приметам озеро, найденное Васюткой, - одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека? Доказательства: самая ценная рыба в озере; богатая первозданная природа; тишина; непуганые птицы ( утки))
II группа. Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 2 ночь в тайге и 3день - Ребята, расскажите, как провёл Васютка вторую ночь? (более спокойно, уверенно, зная, что ему надо делать, что надо терпеть, ведь у него есть цель - выбраться и леса)
- Почему Васютке было так тяжело? (Он стал вспоминать дом, школу, скоро первое сентября, увидел звездопад, вспомнил свою учительницу, его стало мучить раскаяние, вспомнил слова дедушки Афанасия).
(Ребята делают выводы о том, что второй день помог отыскать Васютке неизвестное озеро, богатое рыбой, что очень важно для рыбаков. По-прежнему Васютка достойно борется со своим одиночеством, тоской, страхом. Мысли его постоянно в работе, он надеется выбраться из плена тайги).
- К какому важному выводу пришёл Васютка утром(3 день), когда увидел огромное озеро? (Если в озере белая рыба, которая водиться в Енисее, значит, озеро проточное и выведет к реке).
- Что ещё помогло ему понять, что озеро проточное? (утка, раненная вечером)
- Ещё по какой примете понял мальчик, что поблизости есть река? (борозда лиственного леса)
- Какой вывод мы можем сделать о характере Васютки? (общаясь с рыбаками, наблюдая за их работой, часто помогая им, Васютка хорошо знал, где и какая рыба обитает)
Итак, третий день принёс Васютке спасение. III группа. Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 3 ночь в тайге и 4 день и ночь.
-Чем отличалась третья ночь от первой и второй? (Не было сил что-то делать, готовить себе ужин, Васютка устал, ему нездоровилось)
-Почему для него было так важно выйти к сибирской реке? (Потому что по реке проплывают лодки, пароходы, есть надежда, что его кто-нибудь увидит и спасёт).
- Услышав гудок парохода, о чём догадался Васютка? (поблизости Енисей)
-Ребята, что чувствует мальчик, оказавшись на берегу Енисея? (ему не верится, что он вышел из тайги, он боится, что его здесь могут не найти, а сил у него нет, он волнуется, мечется, хотя валится от голода, холода, усталости).
- Можно ли сказать, что у мальчика открылось второе дыхание? Почему? (Да.От радости совсем очумел,принялся прыгать, подбрасывать горстями песок) - Изменился ли мальчик за пять неполных дней? (Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя).
Вывод: -Итак, что же всё-таки помогло Васютке выбраться к Енисею? (мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, он смог применить все знания законов тайги, полученные от взрослых) -Почему последняя ночь на берегу была особенно тревожной? (Последняя ночь на берегу была особенно тревожной, потому что мальчику казалось, что кто-то плывет по Енисею. То он слышал шлёпанье вёсел, то стук моторов. Васютка боялся, что его не заметят). - Какие действия предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (небольшое парусное гребнОе или моторное судно) (Развёл большой костёр, чтобы заметили с бота, кричал и звал, стрелял из ружья). VIII. Завершающий этап работы. -Ребята, давайте, опираясь на результаты нашей работы над рассказом, на черты характера Васютки, которые мы отметили в ходе работы над рассказом, составим характеристику нашего героя в виде кластера(на разноцветных стикерах) (Васютка не по годам очень смышлёный мальчик. Общаясь с взрослыми рыбаками и охотниками, он запоминал всё, что важно для того, чтобы выжить в тайге. Он проявил такие черты, как смекалка, наблюдательность, знание законов тайги, умение вести себя в дикой природе. Васютка не только наблюдает, он ещё и размышляет, опираясь на свои знания, полученные и от взрослых охотников и рыбаков, а так же и на знания, полученные в школе Теперь можно быть уверенными, что никакие жизненные трудности не страшны Васютке, что из любого трудного положения он выйдет с достоинством.) Доп.информация . Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.
Таким образом, рассказ Астафьева не только о том, как мальчик нашёл озеро, полное рыб, но и том, как происходил процесс становления его характера. Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.
|
Этап рефлексии |
|
Цель |
Содержание |
Оценка результатов деятельности |
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
Сегодня на уроке: - Я узнал… - Я научился… - Я не понял… - Мне было интересно… - Мне осталось непонятным…
|
Информация о домашнем задании
|
|
|
Выучить материал лекции |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.