Урок литературы на тему :«Жизненные уроки героя» (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Оценка 4.8

Урок литературы на тему :«Жизненные уроки героя» (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Оценка 4.8
doc
19.10.2024
Урок литературы на тему :«Жизненные уроки героя» (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
конь сро зовой гривой.doc

МБОУ Гонодинская СОШ

ТЕМА урока: «Жизненные уроки героя» (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

 

Эпиграф.                                         Сколько  лет прошло! Сколько событий

                                                         минуло! А я все не могу забыть    

                                                         бабушкиного пряника – того дивного коня

                                                         с   розовой гривой.

                                                                                               В.Астафьев

                        

Цель: Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.

Задачи: 1. Воспитывать нравственно и  духовно развитого читателя.

              2. Развивать читательскую культуру.

              3. Развивать творческие способности, воображение  учащихся.

              4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову.

              5. Отрабатывать монологическую речь.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом, устное рисование, проецирование ситуации

Ход урока.

1)- Приветствие. Орг. момент.

   - Постановка цели и задач урока.

а) Разобраться в прочитанном.

в) Понять, почему те события остались незабываемы.

в) Какие жизненные уроки извлек герой?

 

2) Слово учителя. Основная тема многих рассказов В. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких. В основу рассказа легли воспоминания писателя о собственном детстве, т.е. он автобиографичен, где писатель искренне  и открыто разговаривает с детьми о самом важном и нужном.

Беседа по вопросам.

-- Что является завязкой рассказа?

(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».) (Повесить рисунок)

 

-- Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»?

(Да, исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».)

 

-- Счастливое завершение истории. Но  какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет автор пишет…прочитать эпиграф. Попробуем ответить вслед за автором на этот вопрос.

 

-- Каким образом герой  надеется осуществить свою мечту?  (стр.102)

   Обратите внимание на инверсию «трудом своим», которая выделяет слово «труд» - мальчик понимает, что даром ничего не дается.

 

-- Найдите в тексте описание посуды ребятишек дяди Левонтия и героя-рассказчика.(стр.102) Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди сами не любят работать, и не ценят чужой труд.

 

-- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Обратите внимание на глаголы, описывающие их поведение.

(бросали, барахтались, дрались, плакали, дразнились, заскочили,  напластали.) Неразумное поведение.

 

-- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

«Я брал старательно», мальчик не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». «Левонтьевские» же ленивые. Старший брат «надавал пинков» брату и сестре за то, что они «жрали» ягоды. Опять используются  значимые глаголы: валяются, подскочил, взвыл, кинулся, раздавили,  бьются. Главенство разговорно-народного языка не только в речи героев, но и в «голосе автора», как разговаривают «левонтьевские», и как

о них говорит автор.

-- Как герой оказался втянут в обман?

Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны испугался!», и герой проговаривается о прянике. Санька «быстро что-то смекнул»: «Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный». Герой попадается «на уду». Ему важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли.

 

-- Какие события дальше происходили в течение этого дня? Выделите их.

(стр.104) Дети зачитывают.

Обратите внимание, автор не случайно показывает взаимоотношения человек-природа, т.к. считал эти отношения показателем духовности и самым главным критерием нравственной оценки человека. Взаимоотношения человек-природа, человек-другие люди подчиняются одним и тем же нравственным законам. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон»,- писал В.Астафьев.

 

 

-- Настала пора возвращаться домой. Мальчик понимает, что проступок не сойдет ему с рук, понимает, что виноват: «тихо плелся». А они… (стр.106) Тут Санька «помогает» герою выпутаться из этой ситуации, вернее учит его, как обмануть бабушку (что предлагает Санька?). Тяжело дается ему обман: «повздыхал», «чуть не всплакнул».

Но все глупые и плохие поступки, совершенные за день, подготовили мальчика к этому обману. Но все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня. Выйдя на улицу, он сообщает обо всем Саньке, тот шантажирует его и  подталкивает к воровству. Ночью мучила совесть: (стр.107).

-- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитаем выразительно. Какова роль пейзажной зарисовки?

Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастирует с миром обмана, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у  «левонтьевских». Стр.109-110

-- Какова развязка истории?

Она растянута, никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем позоре и его дедушке. Что из-за него она невольно обманула покупателя. Мучительный стыд не дает Витьке показаться на глаза людям, вызывает мысль о смерти как единственном спасении от позора. Напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения…».

Стр.115.

-- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул?

Стр.113 Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Поэтому…эпиграф

 

-- Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки  получил герой?

·        Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.

·        Очень трудно признаться в содеянном.

·        Душевное раскаяние очень мучительно.

·        Раскаяние приносит облегчение.

·        Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости.

 

Домашнее задание. Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Ответить на вопросы:

1. Какой рассказ особенно понравился? Чем?

2. Почему писатель дал такое название сборнику?


МБОУ Гонодинская СОШ ТЕМА урока: «Жизненные уроки героя» (рассказ

МБОУ Гонодинская СОШ ТЕМА урока: «Жизненные уроки героя» (рассказ

Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (стр

Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (стр

Но все глупые и плохие поступки, совершенные за день, подготовили мальчика к этому обману

Но все глупые и плохие поступки, совершенные за день, подготовили мальчика к этому обману
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2024