Урок литературы в 5-м классе
Рассказ А.П. Чехова «Хирургия».
Способы создания комического.
О смех, великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила.
Н.В. Гоголь.
Краткость - сестра таланта.
Они смешные, но невесёлые.
А.П. Чехов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.П. Чехова и жанром юмористического рассказа на примере рассказа «Хирургия»;
Задачи:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой класса.
1 слайд
- Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
- Какое настроение вызывает такая погода?
- А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
- Надо улыбнуться.
- Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.
Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные другом или подругой и пронесите это настроение через весь урок.
2. Ввод в тему урока. Мотивация.
2 слайд
В качестве эпиграфа к уроку я взяла высказывания Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.
«О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила» Н.В. Гоголь.
Известный всем афоризм «Краткость – сестра таланта» и «Рассказы смешные, но невесёлые», такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотели сказать Н.В. Гоголь и А.П. Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте его и ответьте на вопрос: какой смысл заключается в этих словах?
Вывод: значит смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, смех исправляет человеческие недостатки. (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше). (Приложение №1)
Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться.
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
3 слайд
Запишем число и тему урока. Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке? (Приложение №2)
Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни: будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов. Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.
3. Актуализация ранее изученного материала.
4 слайд
- Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске (слайд).
Юмор (англ. Humour “нрав”, ”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
- Юмор – это всегда какой смех?
(Добрый) Да, это смех, который не уничтожает человека, высмеивает его недостатки.
4. Проверка Д/З
5 слайд
Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться ближе с его творцом. Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в понимании замысла и содержания произведения. Давайте вспомним основные факты жизни и творчества А.П. Чехова.
- ученики читают составленные по статье вопросы, оценивают ответы (2-3 ученика) (приложение №1)
5. Изучение нового материала.
Презентация «Юмор в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»
Вопросы для беседы:
- Что нового вы узнали об А.П. Чехове?
- Каким человеком представляется вам Чехов?
- Что заинтересовало вас в биографии писателя?
Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был талант артистов. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана - талант педагога, у Марии – художественные способности.
- Как относился Чехов к чтению, книгам?
К чтению А. П. Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы.
- Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?
- Как Чехов подписывал свои произведения?
- Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?
5 слайд
- А.П. Чехов - врач и писатель. Что общего в этих двух профессиях? Что лечит врач? А что лечит писатель?
6 слайд
6. Работа с текстом.
7 слайд
- Словарная работа
• Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.), которое занималось различной деятельностью, в том числе строительством и содержанием школ и больниц для простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
• Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
• Дьячок – низший чин служителя церкви.
• Чечунчо́вый (устар.) от чесучовый (сделанный из плотной шёлковой ткани).
• Трико́вые – сделанные из шерстяной ткани трико.
• Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.
• Просфора (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.
• Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).
• Литурги́я – церковное богослужение.
• Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.
• Козья ножка – инструмент для удаления зубов.
• Тракция – подрезание десны, извлечение зуба из лунки.
8 – 9 слайд
- Проверка первичного восприятия. Литературный диктант
10 слайд
Взаимопроверка (приложение №3)
Физминутка
11 слайд
Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть смешным
12 слайд
Средства комического в рассказе
• Говорящие фамилии
• Портрет (описание внешности)
• Речь
• Поведение, поступки героев
13 – 16 слайды
Работа с текстом
- Чтение по ролям диалога фельдшера и дьячка от слов «А-а-а... моё вам!..» до слов «...нащупывает зуб на старом месте».
- Какими предстают фельдшер и больной?
- Каковы особенности их речи и поведения?
- Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?
- Чтение по ролям финала рассказа от слов «Тянул! — говорит он» до конца рассказа.
6. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия».
16 – 18 слайды
- Понравился рассказ Чехова?
- Что же смешного в таком рассказе?
- А что такое юмор?
Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.
- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невесёлые.
- Давайте попробуем разобраться в этом.
- Как выглядела земская больница? Кто её пациенты?
Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.
- Какими предстают перед нами фельдшер и больной?
И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными.
- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?
- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?
- Отчего это происходит?
Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. (приложение №4)
Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.
7. Итоги урока.
- Рефлексия
- Выставление оценок.
- Д/з. Прочитать рассказ «Лошадиная фамилия»
Элементы функциональной грамотности
Приложение №1
Элемент формирования читательской грамотности как одной из составляющих функциональной грамотности. Данные виды работы развивают способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Приложение №2
Элемент урока способствует самостоятельной постановке и формулировке целей учебной деятельности, а также способности планировать дальнейшие действия, а при необходимости изменять их и аргументированно обосновывать эти изменения, осуществлять самоконтроль, коррекцию дальнейших действий и самооценку.
Приложение №3
Работа в парах как способ взаимодействия является важным моментом в развитии функциональной грамотности. Взаимопроверка формируют критическое мышление.
Приложение №4
Поиск нужной информации, извлечение её из текста, переработка и воспроизведение информации, умение делать выводы. Ученики оценивают содержание прочитанного с позиции норм и общечеловеческих ценностей, формулируют собственную позицию по отношению к прочитанному.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.