Урок литературы по теме "Рассказ А.П. Чехова «Хирургия». Способы создания комического".

  • docx
  • 14.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литература_5 класс_Терёшкина НВ.docx

Урок литературы в 5-м классе

Рассказ А.П. Чехова «Хирургия».

Способы создания комического.

                                                                                          

                                                                                           О смех, великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха…

Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила.

                                                     Н.В. Гоголь.

                                                                Краткость - сестра таланта.

                                                                Они смешные, но невесёлые.

                                                                                                                    А.П. Чехов.

 

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.П. Чехова и жанром юмористического рассказа на примере рассказа «Хирургия»; 

Задачи:

  1. Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст.
  2. Введение понятий «юмор», «сатира», юмористический рассказ.
  3. Развивать культуру речи, читательские умения, навыки сравнительного анализа; проследить языковые особенности художественного текста.
  4. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.

Оборудование:

  1. Презентация «Юмор в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»
  2. Карточки-задания для работы.
  3. Ссылка на электронную платформу РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/start/305354/

 

Ход урока

1. Организационный момент.

    Эмоциональный настрой класса.

1 слайд

         - Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

         - Какое настроение вызывает такая погода?

         - А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

         - Надо улыбнуться.

         - Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.  

          Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные другом или подругой и пронесите это настроение через весь урок.

2. Ввод в тему урока. Мотивация.

2 слайд

В качестве эпиграфа к уроку я взяла высказывания Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.

«О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила» Н.В. Гоголь.

Известный всем афоризм «Краткость – сестра таланта» и «Рассказы смешные, но невесёлые», такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотели сказать Н.В. Гоголь и А.П. Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте его и ответьте на вопрос: какой смысл заключается в этих словах?

Вывод: значит смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё    поведение, смех исправляет человеческие недостатки. (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше). (Приложение №1)

Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

3 слайд

Запишем число и тему урока. Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке?  (Приложение №2)

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни: будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов. Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

 

3. Актуализация ранее изученного материала.

4 слайд

- Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске (слайд).

Юмор (англ. Humour “нрав”, ”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

-   Юмор – это всегда какой смех?

(Добрый) Да, это смех, который не уничтожает человека, высмеивает его недостатки.

 

4. Проверка Д/З

5 слайд

Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться ближе с его творцом. Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в понимании замысла и содержания произведения. Давайте вспомним основные факты жизни и творчества А.П. Чехова.

 

- ученики читают составленные по статье вопросы, оценивают ответы (2-3 ученика) (приложение №1)

 

5. Изучение нового материала.

Презентация «Юмор в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»

Вопросы для беседы:

- Что нового вы узнали об А.П. Чехове?

- Каким человеком представляется вам Чехов?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был талант артистов. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана - талант педагога, у Марии – художественные способности.

- Как относился Чехов к чтению, книгам?

К чтению А. П. Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы.

-  Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?

- Как Чехов подписывал свои произведения?

- Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?

 

5 слайд

- А.П. Чехов - врач и писатель. Что общего в этих двух профессиях? Что лечит врач? А что лечит писатель?

 

6 слайд

6. Работа с текстом.

7 слайд

- Словарная работа

         Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.), которое занималось различной деятельностью, в том числе строительством и содержанием школ и больниц для простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

         Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

         Дьячок – низший чин служителя церкви.  

         Чечунчо́вый (устар.)  от чесучовый (сделанный из плотной шёлковой ткани).

         Трико́вые – сделанные из шерстяной ткани трико.

         Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

         Просфора (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

         Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

         Литурги́я – церковное богослужение.

         Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

         Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

         Тракция – подрезание десны, извлечение зуба из лунки.

8 – 9 слайд

- Проверка первичного восприятия. Литературный диктант

  1. Где происходит действие?
  2. Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
  3. Кто такой фельдшер?
  4. Как фамилия фельдшера?
  5. Как фамилия дьячка?
  6. Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
  7. Какие инструменты называл Курятин?
  8. На что перекрестился дьячок, не найдя в помещении иконы?

 

10 слайд  

Взаимопроверка (приложение №3)

 

Физминутка

11 слайд   

      Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть смешным

 

12 слайд   

 Средства комического в рассказе

         Говорящие фамилии

         Портрет (описание внешности)

         Речь

         Поведение, поступки героев

 

13 – 16 слайды

Работа с текстом  

- Чтение по ролям диалога фельдшера и дьячка от слов «А-а-а... моё вам!..» до слов «...нащупывает зуб на старом месте».

- Какими предстают фельдшер и больной?

- Каковы особенности их речи и поведения?

- Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

- Чтение по ролям финала рассказа от слов «Тянул! — говорит он» до конца рассказа.

 

6. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия».

16 – 18 слайды

     - Понравился рассказ Чехова?

- Что же смешного в таком рассказе?

- А что такое юмор?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

 

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невесёлые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

- Как выглядела земская больница? Кто её пациенты?

Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор.  В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.

- Какими предстают перед нами фельдшер и больной?

И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными.

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

 

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. (приложение №4)

 

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

7. Итоги урока.

    - Рефлексия

    - Выставление оценок.

    - Д/з. Прочитать рассказ «Лошадиная фамилия»

 

Элементы функциональной грамотности

Приложение №1

Элемент формирования читательской грамотности как одной из составляющих функциональной грамотности. Данные виды работы развивают способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Приложение №2

Элемент урока способствует самостоятельной постановке и формулировке целей учебной деятельности, а также способности планировать дальнейшие действия, а при необходимости изменять их и аргументированно обосновывать эти изменения, осуществлять самоконтроль, коррекцию дальнейших действий и самооценку.

Приложение №3

Работа в парах как способ взаимодействия является важным моментом в развитии функциональной грамотности. Взаимопроверка формируют критическое мышление.

Приложение №4

Поиск нужной информации, извлечение её из текста, переработка и воспроизведение информации, умение делать выводы. Ученики оценивают содержание прочитанного с позиции норм и общечеловеческих ценностей, формулируют собственную позицию по отношению к прочитанному.


 

Скачано с www.znanio.ru