Урок литературы по теме "Рассказ А.П. Чехова «Хирургия». Способы создания комического".
Оценка 4.8

Урок литературы по теме "Рассказ А.П. Чехова «Хирургия». Способы создания комического".

Оценка 4.8
docx
14.04.2024
Урок литературы по теме "Рассказ А.П. Чехова «Хирургия». Способы создания комического".
Литература_5 класс_Терёшкина НВ.docx

Урок литературы в 5-м классе

Рассказ А.П. Чехова «Хирургия».

Способы создания комического.

                                                                                          

                                                                                           О смех, великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха…

Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила.

                                                     Н.В. Гоголь.

                                                                Краткость - сестра таланта.

                                                                Они смешные, но невесёлые.

                                                                                                                    А.П. Чехов.

 

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.П. Чехова и жанром юмористического рассказа на примере рассказа «Хирургия»; 

Задачи:

  1. Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст.
  2. Введение понятий «юмор», «сатира», юмористический рассказ.
  3. Развивать культуру речи, читательские умения, навыки сравнительного анализа; проследить языковые особенности художественного текста.
  4. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.

Оборудование:

  1. Презентация «Юмор в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»
  2. Карточки-задания для работы.
  3. Ссылка на электронную платформу РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/start/305354/

 

Ход урока

1. Организационный момент.

    Эмоциональный настрой класса.

1 слайд

         - Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

         - Какое настроение вызывает такая погода?

         - А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

         - Надо улыбнуться.

         - Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.  

          Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные другом или подругой и пронесите это настроение через весь урок.

2. Ввод в тему урока. Мотивация.

2 слайд

В качестве эпиграфа к уроку я взяла высказывания Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.

«О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила» Н.В. Гоголь.

Известный всем афоризм «Краткость – сестра таланта» и «Рассказы смешные, но невесёлые», такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотели сказать Н.В. Гоголь и А.П. Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте его и ответьте на вопрос: какой смысл заключается в этих словах?

Вывод: значит смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё    поведение, смех исправляет человеческие недостатки. (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше). (Приложение №1)

Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

3 слайд

Запишем число и тему урока. Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке?  (Приложение №2)

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни: будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов. Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

 

3. Актуализация ранее изученного материала.

4 слайд

- Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске (слайд).

Юмор (англ. Humour “нрав”, ”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

-   Юмор – это всегда какой смех?

(Добрый) Да, это смех, который не уничтожает человека, высмеивает его недостатки.

 

4. Проверка Д/З

5 слайд

Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться ближе с его творцом. Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в понимании замысла и содержания произведения. Давайте вспомним основные факты жизни и творчества А.П. Чехова.

 

- ученики читают составленные по статье вопросы, оценивают ответы (2-3 ученика) (приложение №1)

 

5. Изучение нового материала.

Презентация «Юмор в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»

Вопросы для беседы:

- Что нового вы узнали об А.П. Чехове?

- Каким человеком представляется вам Чехов?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был талант артистов. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана - талант педагога, у Марии – художественные способности.

- Как относился Чехов к чтению, книгам?

К чтению А. П. Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы.

-  Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?

- Как Чехов подписывал свои произведения?

- Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?

 

5 слайд

- А.П. Чехов - врач и писатель. Что общего в этих двух профессиях? Что лечит врач? А что лечит писатель?

 

6 слайд

6. Работа с текстом.

7 слайд

- Словарная работа

         Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.), которое занималось различной деятельностью, в том числе строительством и содержанием школ и больниц для простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

         Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

         Дьячок – низший чин служителя церкви.  

         Чечунчо́вый (устар.)  от чесучовый (сделанный из плотной шёлковой ткани).

         Трико́вые – сделанные из шерстяной ткани трико.

         Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

         Просфора (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

         Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

         Литурги́я – церковное богослужение.

         Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

         Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

         Тракция – подрезание десны, извлечение зуба из лунки.

8 – 9 слайд

- Проверка первичного восприятия. Литературный диктант

  1. Где происходит действие?
  2. Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
  3. Кто такой фельдшер?
  4. Как фамилия фельдшера?
  5. Как фамилия дьячка?
  6. Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
  7. Какие инструменты называл Курятин?
  8. На что перекрестился дьячок, не найдя в помещении иконы?

 

10 слайд  

Взаимопроверка (приложение №3)

 

Физминутка

11 слайд   

      Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть смешным

 

12 слайд   

 Средства комического в рассказе

         Говорящие фамилии

         Портрет (описание внешности)

         Речь

         Поведение, поступки героев

 

13 – 16 слайды

Работа с текстом  

- Чтение по ролям диалога фельдшера и дьячка от слов «А-а-а... моё вам!..» до слов «...нащупывает зуб на старом месте».

- Какими предстают фельдшер и больной?

- Каковы особенности их речи и поведения?

- Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

- Чтение по ролям финала рассказа от слов «Тянул! — говорит он» до конца рассказа.

 

6. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия».

16 – 18 слайды

     - Понравился рассказ Чехова?

- Что же смешного в таком рассказе?

- А что такое юмор?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

 

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невесёлые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

- Как выглядела земская больница? Кто её пациенты?

Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор.  В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.

- Какими предстают перед нами фельдшер и больной?

И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными.

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

 

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. (приложение №4)

 

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

7. Итоги урока.

    - Рефлексия

    - Выставление оценок.

    - Д/з. Прочитать рассказ «Лошадиная фамилия»

 

Элементы функциональной грамотности

Приложение №1

Элемент формирования читательской грамотности как одной из составляющих функциональной грамотности. Данные виды работы развивают способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Приложение №2

Элемент урока способствует самостоятельной постановке и формулировке целей учебной деятельности, а также способности планировать дальнейшие действия, а при необходимости изменять их и аргументированно обосновывать эти изменения, осуществлять самоконтроль, коррекцию дальнейших действий и самооценку.

Приложение №3

Работа в парах как способ взаимодействия является важным моментом в развитии функциональной грамотности. Взаимопроверка формируют критическое мышление.

Приложение №4

Поиск нужной информации, извлечение её из текста, переработка и воспроизведение информации, умение делать выводы. Ученики оценивают содержание прочитанного с позиции норм и общечеловеческих ценностей, формулируют собственную позицию по отношению к прочитанному.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 5-м классе

Урок литературы в 5-м классе

Приложение №1) Итак, наша цель:

Приложение №1) Итак, наша цель:

Работа с текстом. 7 слайд -

Работа с текстом. 7 слайд -

Беседа по содержанию рассказа «Хирургия»

Беседа по содержанию рассказа «Хирургия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2024