Тема. И.С.Тургенев. Любовь в романе «Отцы и дети»
Цели урока: Цели урока по содержанию урока:
1.Образавательная: совершенствовать навыки анализа произведения; раскрывать суть отношений героев.
2. Развивающая: совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы; развивать культуру устной монологический речи, выразительное чтение, эмоциональную восприимчивость.
3. Воспитательная: воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
формировать представление о значимости любви и семьи в жизни каждого человека; способствовать воспитанию нравственности подрастающего поколения.
Тип урока - урок формирования и обобщения знаний по роману «Отцы и дети»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний, формулирование темы урока
-Сегодня мы снова обратимся к уже известному нам литературному произведению – роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», чтобы проследить, как меняются герои этого произведения и под влиянием чего они меняются.
Сегодняшний урок мы посвятим, теме «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Целеполагание.
-А какие цели мы поставим перед собой?
(проследить, как меняются герои произведения под влиянием любви;
учиться рассуждать на тему любви)
Слово учителя
-Как вы думаете, нашла ли свое отражение в романе «Отцы и дети» точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека ? Зачем автор подвергает своих героев испытанию этим чувством?
3. Изучение нового материала
3.1.
В романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета – четыре взгляда на раскрытие темы любви. Ваша задача распределить их в соответствии с их сердечными привязанностями.
Ответы учащихся.
Евгений Базаров- Анна Одинцова, Павел Петрович - княгини Р., Николая Петрович- Фенечки, Аркадий- Катя.
3.2.
-Теперь, когда мы вспомнили каким образом были распределены герои, давайте попробуем охарактеризовать их отношения. Что для каждого из героев любовь?
Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются рушатся.
Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боиться и так и не решается познать.
Для Павла Петровича – это загадка. Это страсть и страдание, ломающее жизнь
Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти
Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон , воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.
Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.
Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.
Для Кати – семья и равенство в браке.
-Вы видите, что высказывания о любви и истинное значение ее в жизни героев не всегда совпадают. Каким видят свое будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе?
(предварительно уч-ся выписывали мечты о будущем и реальное будущее героев)
3.4. Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?
Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине. Как герой относится к женщинам и любви в целом?
Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?
Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.
Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?
Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это?
ВЫВОД: Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой
Как вы думаете, почему Базарову так
мучительно даётся признание в любви? А
как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на
объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?
3.5 Работа с текстом. Выписать цитаты, подтверждающие отношение героя к
любви.
“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;
“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.
“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.
“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.
“Сердце у него действительно так и рвалось”.
“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.
Комментарии цитат. Вывод.
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.
4. Самостоятельная работа.
Работа в группах.
Охарактеризовать любовные истории Павла Петровича и княгини Р., Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати.
5. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание
5.1 Для того, чтобы подвести итоги урока, я предлагаю вам ответить на вопрос : как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.
Д/з: Написать сочинение-миниатюру на тему «Письмо Одинцовой от Базарова».
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.