Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx
Оценка 4.8

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx
Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши .docx

23.01                                                                Урок № 54                                          лит. 10 кл.

 

Тема: Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова  и его идейно-композиционное звучание

Методическая цель: определить понятие счастья для героев поэмы,обозначить авторскую позицию по данной проблеме,совершенствовать умение анализировать образы, поступки литературных героев, сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, развивать связную речь учащихся.
воспитывать внимательного читателя,
прививать уважительное отношение к человеку, его мнению

Оборудование: текст поэмы,  литературоведческий словарь, компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

Тип урока: открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация уч.деят-ти.

1. Слово учителя. Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

      Гюстав Флобер, французский  писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».  Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».   Попробуем определиться с понятиями.

 III.Формулиров.темы и целеполагание.

IV.Актуализация опорных знаний.

Итак, вспомнили содержание поэмы.

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Ищут ответ на вопрос.

- Какого человека ищут?

- Счастливого.

V .Работа по теме урока.

1.Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и  в тетрадях).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/668693/img1.gif

5. Определение проблемы учащимися.

- Какую проблему поднимает автор?

- Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

3. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом

- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.

6. Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.

Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?

Сообщения групп.

Понимание счастья разными героями поэмы:

Поп.

«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь, 
Не так ли, други милые?»
Они сказали: так…

Помещик.

Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!

Матрёна Тимофеевна

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны 
У Бога самого!

Глава «Счастливые»

Дьячок уволенный.

Рябая, одноглазая старуха.

Солдат с медалями.

Каменотёс с тяжёлым молотом.

Мужик с одышкою.

Дворовый графа Переметьева.

Крестьянин-белорус.

Мужик со скулой свороченной.

Оборванные нищие.

Ермила Гирин.

Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие, 
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами, 
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.

Счастье для 7 мужиков

… Мы ищем, дядя Влас, 
Непоротой губернии, 
Непотрошёной волости,
Избыткова села!... 

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия 
Убогого и тёмного родного уголка.

Глава поэмы

Герой главы

В чем счастье

Поп

поп

Покой, почет, богатство

Помещик

Оболт-Оболдуев

«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

Счастливые

мужики

«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»

 

Ермил Гирин

доверие людей, совестливость

Крестьянка

Савелий

«клейменый, да не раб»

 

Матрена Корчагина

Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

Доброе время…

Гриша Добросклонов

«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

7.  Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

--------------------------------------------------------------

…и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

Анализ образа Гриши Добросклонова. Комментированное чтение глав поэмы.

 

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка «легкий нрав»: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой. Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства:непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая»,свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно». И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…

Следующая песня Гриши – о бурлаке – усиливает впечатление от первой, детально изображая судьбу честного труженика, спускающего в кабаке «честно нажитые гроши». От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Есть два пути, – так считает Гриша, – один из них широкий, торный, но по нему идет жадная до соблазнов толпа. Там идет вечная борьба за «блага бренные». Именно по ней, к сожалению, направляются вначале и странники-главные герои поэмы. Они видят счастье в сугубо практичных вещах: богатстве, почете и власти. Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.

 

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный (напоминает многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и даже условный. С одной стороны, он человек определенного «быта и образа жизни» (Н. Н. Скатов) [10]: сын «батрачки безответной» и дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина» (Н. А. Некрасов), потом семинарист и хороший парень, любящий деревенских мужиков, готовый бороться за их счастье и желающий им всех благ. Но Гриша Добросклонов и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, в будущее. Гриша видит, что русский народ пробуждается к борьбе. Путь «народного заступника», борца за народное счастье труден, но прекрасен.

На этот путь вступают лишь «души сильные, любвеобильные».

VI. Итог урока.Рефлексия. Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье».

Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

У Некрасова по-настоящему счастливый человек – тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша Добросклонов.

VII. Домашнее задание: 1)напис.сочин. «Что такое счастье?»,кратк.биогр.Тютчева,принести стихотвор.

 

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx

Урок литературы в 10 классе на тему "Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова" .docx
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020