Урок литературы в 11 классе (2 часа) «Пушкинская традиция в поэзии 20 века. А.С.Пушкин и В.В.Маяковский. Сопоставление или противопоставление».
Оценка 4.9

Урок литературы в 11 классе (2 часа) «Пушкинская традиция в поэзии 20 века. А.С.Пушкин и В.В.Маяковский. Сопоставление или противопоставление».

Оценка 4.9
Документация
docx
русская литература
9 кл—11 кл
03.04.2020
Урок литературы в 11 классе (2 часа) «Пушкинская традиция в поэзии 20 века. А.С.Пушкин и В.В.Маяковский. Сопоставление или противопоставление».
Цель: 1.Выявить вместе с учащимися доказательства преемственности между столь разнородными внешне явлениями как футуризм В.Маяковского и реализм А.Пушкина. 2.Активизировать учебный процесс и достичь за счёт этого более высокого уровня усвоения материала. Принципы: 1) организация совместных действий; 2) обмен информацией; 3) распределение функций и ролей; 4) получение совместного вывода; 5) взаимопонимание. Метод: групповая работа. Форма: урок-ДЖИГСО.
Урок литературы в 11 классе.docx

Урок литературы в 11 классе (2 часа).

Тема: «Пушкинская традиция в поэзии 20 века. А.С.Пушкин и В.В.Маяковский. Сопоставление или противопоставление».

Цель:

1.Выявить вместе с учащимися  доказательства преемственности между столь разнородными внешне явлениями как футуризм В.Маяковского и реализм А.Пушкина.

2.Активизировать учебный процесс и достичь за счёт этого более высокого уровня усвоения материала.

Принципы:

1)      организация совместных действий;

2)      обмен информацией;

3)      распределение функций и ролей;

4)      получение совместного вывода;

5)      взаимопонимание.

Метод: групповая работа.

Форма: урок-ДЖИГСО.

Оформление: на доске число, тема урока, портреты А.Пушкина, В.Маяковского, эпиграфы:

                  И славен буду я, доколь в подлунном мире
                   Жив будет хоть один пиит.
                                А.С.Пушкин.

 

Чем крупнее поэт, тем больше чувствует он, что искусство – общее дело, а не какой-то отгороженный им участок. Чувствует это даже тогда, когда полемизирует, как Маяковский, с поэтами современниками или классиками.

                                                              С.Я.Маршак.

Темы заданий:

1.      Анализ (по вопросам) манифеста футуристов «Пощёчина общественному вкусу».

2.      Анализ стихотворения В.Маяковского «Юбилейное».

3.      Определение размера стихотворения В.Маяковского «А вы могли бы?», сравнение его, а также ритмического рисунка со строками из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина.

4.      Сопоставление словоупотребления В.Маяковским и А.Пушкиным («Граф Нулин»).

 

Ход урока (1-ый час):

1.Организация учебной деятельности.

Дети располагаются формальными группами.

Слово учителя: читает слова из «Памятника» А.Пушкина, написанные на доске.
- Нам хорошо известны эти пророческие строки, и слава поэта сейчас, действительно, огромна. А вот в последние годы жизни А.Пушкина, как вам известно, его сочинения вдруг перестали расходиться, а его самого хор критиков объявил вконец исписавшимся, растерявшим свой талант. Были

…И альманахи, и журналы,
        Где поученья нам твердят,
        Где нынче так меня бранят,
        А где такие мадригалы
        Себе встречал я иногда…

Но конечно же, были поэты – от от В.Жуковского до юного М.Лермонтова, - для которых А.Пушкин оставался Пушкиным независимо от мнения «альманахов и журналов». Почему я начала наш урок с этого отступления в историю? У каждого художника – своё время, своя судьба, своё лицо. «Равнять» поэтов –  пустое занятие.  И всё же в ряду поэтов есть тот, кто независимо от своей воли подвергался сравнению с Пушкиным, порой лестному, порой ожесточённому. (Обращение к теме урока на доске). Два портрета, два имени: А.Пушкин и В.Маяковский. Сопоставление или противопоставление? Или, может быть, как-то иначе мы сможем определить их взаимоотношения во времени через их творчество. Это и будет целью нашего урока. Темы заданий написаны на доске и распределены вместе с дополнительными материалами по столам (стол № 1, № 2, № 3, № 4). В своих группах определитесь с номерами (т.е. в каждой группе должен быть и № 1, и № 2 и др.)

2. Каждый номер подходит к своему столу и начинается аналитическая работа экспертных групп. Итогом её должен стать общий письменный ответ по своему заданию, который просматривает учитель.

3. Учащиеся возвращаются из экспертных групп в свои первоначальные, где делятся результатами своей работы. Учитель контролирует обмен выводами: «Сейчас делают сообщения первые номера…» и т.д.

4. Сразу же после отчёта № 1 в группе идёт фиксация результатов работы на класс. Учитель задаёт всем (кроме первых номеров) вопрос фронтально на понимание:

№ 1: Действительно ли футуристы (а значит, и Маяковский в их числе) призывали «бросить Пушкина…с Парохода Современности»? Что означает эта фраза в контексте времени? Каков её истинный смысл?

Даётся время вторым номерам сделать сообщение в группе, затем фронтальная проверка.

№ 2: Как стихотворение «Юбилейное» проясняет отношение Маяковского к Пушкину?

Сообщение третьих номеров в группе. Проверка.

№ 3: Какие факты вы бы привели в доказательство того, что Маяковский не только не отрицал Пушкина-поэта, но даже был его последователем?

Сообщение  четвёртых номеров в группе. Проверка.

№ 4: К каким мыслям вы пришли, анализируя язык Пушкина и Маяковского?

5.Обобщение учителя:

- Таким образом, все вы, работая с материалами, уточнили соотношение творчества Маяковского с поэзией Пушкина. И увидели, что неперспективно ставить поэтов на какие-то ступеньки, незачем и отгораживать их друг от друга пропастью. Автор «маленьких трагедий» сравнил страсть своего скупого рыцаря с любовной страстью: «как молодой повеса ждёт свиданья…» Автор поэмы «Люблю» в своё время «перевернул» образ и сравнил свою любовь со страстью скупого рыцаря:

Скупой спускается пушкинский рыцарь
        подвалом своим любоваться и рыться.
         Так я
          к тебе возвращаюсь, любимая.

Вот так литературный образ, созданный Пушкиным, делается реально-жизненным основанием для создания нового образа у Маяковского. То есть традиционное, классическое перевоплощается и обретает вторую жизнь в новаторстве, потому что, как сказал С.Я.Маршак… (обратиться к его стихам-эпиграфу на доске). Но это его точка зрения. А у каждого из вас может сформироваться своё мнение по данному вопросу, которое вы и отразите в письменной работе.

Ход урока (2-ой час) – индивидуальная проверочная работа: «Маяковский и Пушкин. Есть ли, на ваш взгляд, точки сближения столь разных имён? В чём они состоят? Ваше видение проблемы традиций и новаторства в литературе».

 

Материалы для работы на первом уроке:

Стол № 1.

1.Прочитайте манифест футуристов:

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912. Декабрь

- Что вы скажете о его тоне?
- Почему он таков?
- Действительно ли он направлен против Пушкина?
- Как вы прокомментируете выражение «первая любовь» в данном контексте?

2. Прочитайте высказывания поэтов:

А.С.Пушкин: «Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Муж со вздохом иль с улыбкой отвергает мечты, волновавшие юношу…Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют».

В.В.Маяковский: «Вот решили: раз я не пишу как Пушкин, значит являюсь его противником. Приходится чуть ли не оправдываться, а в чём и сам не знаешь. Подумайте…как можно не любя Пушкина, знать наизусть массу его стихов? Смешно!
Знал когда-то всего «Евгения Онегина», да и сейчас большие куски помню».

В 1927 г в номере самарской гостиницы Маяковский заезжих москвичей угощал и говорил: «В винах надо разбираться. Это большая специальность.
                Шипенье пенистых бокалов
                И пунша пламень голубой.

Вот кто понимал и чувствовал, что такое вино! У нас же некоторые поэты пишут о винах, не имея о них понятия. Надо браться только за то, что знаешь. Надо учиться у Пушкина. Вы чувствуете, как это здорово сделано! Шш и пп – ппенистых, ппунша, ппламень – товарищи, это здорово! Дай бог всякому! Я и то завидую!»

- Где, на ваш взгляд, Маяковский более искренен в своём отношении к Пушкину: в манифесте или в своих размышлениях?

- В чём, по-вашему, причина таких противоречивых взглядов?

- Для чего приведены слова Пушкина? Помогли ли они понять вам Маяковского? Если да, то в чём?

 

Стол № 2.

Сделайте анализ стихотворения  Маяковского «Юбилейное». Пусть следующие вопросы помогут вам в этом:

1.Как начинается стихотворение?

2.Почему именно Пушкину ( а не своим поэтам-современникам) адресует Маяковский насущные и драматичные для него вопросы о поэте и поэзии?

3.Найдите в стихотворении Маяковского незавуалированную цитату из «Евгения Онегина»: что стоит за этим бытовым пересказом, за улыбкой?

4.Посмотрите, как далее Маяковский выражает своё отношение к Пушкину, сближает себя с ним?

5.Как бы вы прокомментировали ремарку в скобках?

6.Перечтите две последние строки стихотворения: как бы к ним отнёсся Пушкин, если бы мог их прочитать?

 

Стол № 3.

1.Определите размер двух первых строк стихотворения Маяковского «А вы могли бы?» и двух первых строк «Евгения Онегина». Сделайте выводы.

2.Перечитайте главки 2, 3 главы 3 «Евгения Онегина»: какие необычные для Пушкина (но очень свойственные для Маяковского) элементы ритмического рисунка мы здесь наблюдаем? Сделайте выводы.

 

Стол № 4.

Маяковского часто упрекали в «грубых» непоэтичных словах (вспомните, например, стихотворение «Нате!» и другие). Проанализируйте лексику, словоупотребление в «Графе Нулине» Пушкина и в описании зимней природы в «Евгении Онегине» (глава 5). Сделайте выводы.

 

 


 

Урок литературы в 11 классе (2 часа)

Урок литературы в 11 классе (2 часа)

Слово учителя: читает слова из «Памятника»

Слово учителя: читает слова из «Памятника»

Таким образом, все вы, работая с материалами, уточнили соотношение творчества

Таким образом, все вы, работая с материалами, уточнили соотношение творчества

Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования

Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования

Найдите в стихотворении Маяковского незавуалированную цитату из «Евгения

Найдите в стихотворении Маяковского незавуалированную цитату из «Евгения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020