Урок литературы в 11 классе по теме: «Сочетание реальности и фантастики в романе «Мастер и Маргарита». Воланд и его свита»
Оценка 4.9

Урок литературы в 11 классе по теме: «Сочетание реальности и фантастики в романе «Мастер и Маргарита». Воланд и его свита»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
11 кл
14.02.2023
Урок литературы в 11 классе по теме: «Сочетание реальности и фантастики в романе «Мастер и Маргарита».  Воланд и его свита»
Урок литературы в 11 классе по творчеству М. А. Булгакова (2-ой по роману "Мастер и Маргарита") в рамках проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС в СОО.
разработка урока Кузнецовой ЗМ.docx

Урок литературы в 11 классе

Тема урока:

«Сочетание реальности и фантастики в романе «Мастер и Маргарита».

Воланд и его свита»

ЦЕЛИ:

- развитие познавательного интереса старшеклассников к творчеству М. А. Булгакова, расширение кругозора школьников;

-  приобретение учащимися навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников;

- воспитание вдумчивого читателя.

Задачи:

понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, уяснить нравственные уроки М. Булгакова, способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Оформление: на входной двери в кабинет нарисован трамвай №13; на стене висит большой портрет Булгакова, рядом подставка со свечами; развешаны вывески – ЛИТО, кафе «Ку-Ку», Аптека «Ну и ну», трактир «Спорт» и др.

Ход урока.

Звучит фоном песня 20-х годов «Конфетки, бараночки». Пока зрители собираются и рассаживаются, участники урока создают обстановку Москвы 20-х годов (все динамично):  вагоновожатая  (учитель русского языка и литературы) продает билеты на трамвай №13; между рядами в кабинете торговка (классный руководитель 11 «Б»  класса):

– Бублики, бублики, кому бублики? Налетай, разбирай, свежие, горячие… (разговаривает с пассажирами трамвая и раздает им бублики)

 

Вагоновожатая (закрывая дверь, видя, что в трамвай стремится Бегемот):

-  Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову! (закрывает дверь и обращается к залу) «Граждане пассажиры, все купили билеты? Рассаживаемся, не толкаемся, всем места хватит. Наш трамвай отправляется по маршруту «Набережная – Бронная - Патриаршие пруды». Поехали!» (звонит в колокольчик)

(Ученик у портрета Булгакова читает стихотворение)

 

Он мог бы жить как все. Неплохо.

Ходить в Торгсин, иметь жену,

Что любит платья в стиле «Бохо»,

Кота, собачку и страну.


Служить бухгалтером в Минторге,

Носить пенсне или очки.

И каждый месяц из зарплаты

Бросать в копилку пятачки.


Выращивать на даче зелень.

Читать газеты между строк.

Влюбиться не всерьез, а еле.

Он мог как все… Нет, он не мог!


И, одержимый этим миром

И поиском его основ

Топтал он пыль в Ершалаиме

Давно исчезнувших веков.


Искал причины и мотивы,

И говорил с ним сам Пилат,

Молил - Скажи мне, точно жив он?

Кричал, что он не виноват.


А он писал. С такою ношей

Не жить, а падать ниц в туман…

Но скорбью мира огорошен,

Писал он огненный роман.

Нетленный огненный роман…

Учитель: Это стихотворение было написано ровно 2 года назад Виолеттой Баша. Добро пожаловать в мир самого противоречивого и самого современного классика 20 столетия – Михаила Афанасьевича Булгакова.

Мы прочитали бессмертный роман «Мастер и Маргарита». Великое и мелкое, чудесное и обычное перемешал Булгаков в произведении.

Любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь соседствуют в нем так же, как и в жизни. Здесь есть счастливая атмосфера творчества и фантазии. Здесь правит великий бал Сатана, и вдохновленный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.

 «Рукописи не горят», - утверждает Воланд. Сегодня мы перелистаем страницы бессмертного произведения и приглашаем вас в « Бюро литературных находок».

Мини-проект «Бюро литературных находок» представляет группа учащихся №1: итак, черный ящик в студию!

Мы подобрали предметы (можно из черного ящика), предлагаем вам ответить на вопрос: «Каким действующим лицам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» принадлежат эти предметы?»

1 Телеграмма

 «Умоляю верить брошен Ялту гипнозом Воланда молнируйте угрозыску подтверждение личности Лиходеев»

2 Золотая подкова с алмазами

(Воланд подарил Маргарите. «Так возьмите же это от меня на память», -сказал Воланд и вынул из-под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами.)

3 Перстень

( Понтий Пилат отдал Афранию за погребение или за Иуду).

4 Карты

(Фокус на сеансе в Варьете: «Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал»)

5 Платок с синей каемкой

(история Фриды, которая удушила своего ребенка этим платком. Маргарита просит Воланда помиловать Фриду: «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка».)

6 Белые тюльпаны

(Маргарита стояла на них на балу).

7 Очки

(Абадонна в очках – смерть, которая воюет сразу на две стороны, поэтому погибших в войнах бывает одинаково много).

8 Щетка

(на щетке летала Маргарита, став ведьмой: «половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом.»)

9 Записка

(Маргарита, улетая, оставила мужу записку: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита.»)

10 Крем

( «Азазелло, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянул ее Маргарите» Крем помог Маргарите стать ведьмой и отправиться на бал.)

11 Осетрина 2 свежести

(продается у буфетчика Андрея Сокова)

12 Желтые цветы

( Из рассказа Мастера о первой встрече с Маргаритой: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… Нехороший цвет.»)

13 Подсолнечное масло

(«Аннушка уже купила подсолнечное масло…и даже и разлила»)

Учитель: Кстати, сколько предметов было продемонстрировано в бюро находок? 13 – чертова дюжина! Самое время появиться нечистой силе под предводительством Воланда в  мистическом квесте «Лабиринт Воланда», из которого выберутся те, кто выполнит задания в 6 свитках и соберет магическую фразу из романа «Мастер и Маргарита».

Но прежде погрузимся в атмосферу 20-30-х годов, побывав на виртуальной экскурсии в музей Булгакова (это проект группы № 2), посмотрим презентацию (приложение №1).

Учитель: Сегодня бывшая коммунальная квартира-музей М.А. Булгакова присоединилась к проекту «Учебный день в музее», созданному Департаментами образования и науки и  культуры Москвы. «Музей стал 20-й площадкой проекта. Теперь в “нехорошей квартире” 11-классники осваивают материал по трем предметам — литературе, истории и английскому языку. Все задания так или иначе связаны с романом “Мастер и Маргарита”.

А последняя фраза последнего слайда «За мной, читатель!..» – и мы в «Лабиринте Воланда» (это отчет по проекту группы № 3).

1        «Подвал Геллы» (появляется Гелла: - Узнаете меня? Я самая привлекательная рыжеволосая женщина-вампир из свиты Воланда, и мой вопрос тоже касается героини романа в честь женской солидарности (разворачивает свиток и читает): назовите имя и отчество главной героини романа, укажите ее возраст. В истории вашей школы есть подсказка: так звали директора школы до Гришко Нины Алексеевны, нынешнего председателя Городской Думы!

(Маргарита Николаевна, 30 лет)

Вы получаете первый ключ: ВИ

 

2        «Душная комната»: на карте мира выделена Германия и на столе лежат буквы из цветной бумаги Г, Т рядом с ребусом

 

В свитке задание: назовите произведение, цитата из которого стала эпиграфом к роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

Трагедия «Фауст» Гёте – правильный ответ, за который получают второй ключ НЕ.

 

 

 

3        «Холодный тупик»: на столе черный картонный ящик с вареными макаронами и под ними коробка с заданием, рядом том №2 «Мертвых душ» Гоголя и надпись: «Гоголь сделал это». Приглашается самый смелый, протягивает руку в отверстие и вытаскивает коробку с заданием: процитируйте слова Воланда, утверждающие, что произведения не исчезают. Правильный ответ: Рукописи не горят! Дает третий ключ ДИ.

 

4        «Коридор теней»: найдите в зале Маргариту (в черном с желтыми цветами), она задаст вопрос из свитка, рядом на столе картины Левитана «Март», Саврасова «Грачи прилетели»: В какое время года произошла моя встреча с Мастером? Правильный ответ «ВЕСНОЙ» дает четвертый ключ ИСВО.

 

 

5        «Полет над миром»: (изображения глобусов, театра Шекспира «Глобус») с помощью чего Воланд узнавал все новости мира? Правда, глобус Воланда очень отличается от тех, что стали подсказкой, но вы получаете право на пятый ключ МА. «Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой, и освещенный с одного бока солнцем глобус…, сделанный столь искусно, что синие океаны на нем шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная.»

 

6        «Дом призраков»: вы на пороге финала, лабиринт выпустит вас, если ответите на последний вопрос свитка: В какой главе впервые появляется Мастер? Это число во многих странах считается нехорошим, роковым? 13 – и вы получаете последний ключ БОДНА.

 

Что ж, знатоки бессмертного романа, вы справились со всеми испытаниями, у вас в руках заветная магическая фраза творения Булгакова, давайте все вместе прочитаем её: НЕВИДИМА И СВОБОДНА! Но это совсем не значит, что вы после прочтения фразы так же, как и Маргарита, станете невидимыми ведьмами и чертями. Нам предстоит знакомство с еще одним проектом группы № 4.

Учитель: Это буквы, сложенные в слова, и слова – в фразу. А если загадать вам загадки по роману в виде геометрических  фигур?! (рисую на доске)

1. Расшифровать геометрические фигуры «квадрат в квадрате», как они связаны с романом Булгакова? «Квадрат в квадрате» - эта геометрическая фигура показывает необычную композицию произведения – роман в романе. Романы Мастера о Пилате и Автора имеют разный стиль, слог, окраску, поэтому ясно, что они созданы разными людьми. В романе о Пилате три рассказчика: сначала главы из него рассказывает Воланд, затем сон о романе видит в клинике Бездомный, последние главы читает Маргарита. Это те люди, которые помогают автору создать произведение.

«Пирамида» - примерно так структурно можно представить наличие и взаимодействие трех миров в романе: христианского (исторического, 29 г. н.э.), московского (1929 г.), вечного (потустороннего мира во главе с Воландом). При этом в первом показана верхушка власти с Каифой (церковной властью) и Пилатом (государственной властью). Через их действия показана вся сила тоталитарного режима Римской империи, да и любой другой. Вечный мир – лишь наблюдатель, беспристрастный судья, так как Воланд - хозяин земли, и ему не безразлично, какие люди обитают в государстве нового мира и его столице Москве. Время по-разному течет в мирах: в московском - 4 дня (среда-суббота), в христианском – 1 день, в призрачном – 1 миг).

3  А любимая цифра 5 поможет доказать, что роман многожанровый.

Можно насчитать 5 жанров:

-  психологический (герои находятся в ситуации выбора, который для них жизненно важен),

-  философский (решаются проблемы добра и зла, свободы и несвободы, мужества и трусости и смысла жизни),

-  любовный (любовь прошла через поражения, счастье и сохранилась, несмотря на корысть и условности),

-  городской (Москва конца 20-х – начала 30-х годов),

- сатирический (с издевкой изображены бездуховные обыватели, приспособленцы и доносчики, воры и негодяи, бездарная интеллигенция и плохие управленцы).

Физкультминутка от кота Бегемота

Представление учебного проекта «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд?» 

Нас заинтересовал роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», потому что характеры героев обрисованы так живо, что нам захотелось больше узнать об особенностях произведения, героях, их судьбах. В ходе работы над проектом мы сформулировали основной вопрос: «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд?»

Актуальность работы обусловлена вниманием наших современников к роману. Вечное противостояние добра и зла, милосердия и жестокости, войны и мира, светлого в душе каждого человека и темного – все это рассматривает в своем романе автор. Как известно, «рукописи не горят». Для всего есть свой черед.

«Ибо близок суд и воздаяние, а он (сатана) имеет власть лишь на короткое время» - так толкуется Апокалипсис святого Иоанна Богослова. «Воланд прибывает в Москву как ревизор и как наблюдатель. А отчасти и как судья. Функции судьи доверены бесу?», - предполагает литературовед Игорь Золотусский.

В романе Булгакова Воланд говорит: «Ну что ж, они - люди как люди, любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.. Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

В ходе своей работы мы постарались выяснить, какой грех у современного общества кажется Воланду непростительным? Кого наказывает Воланд в романе? В результате внимательного (с карандашом в руке) чтения мы получили следующие данные. Материалы нашей работы мы представили в виде таблицы.

Кого наказывает Воланд

За что

Как наказывает

Берлиоз Михаил Александрович (председатель МАССОЛИТа, редактор журнала)

атеизм

отрезали голову

(глава 3)

уход в небытие: «вы станете чашею»

(глава 23)

Бездомный Иван Николаевич (Понырев)

(поэт)

атеизм,

«дурные стихи»

шизофрения

(глава 6)

Лиходеев Степан Богданович

(директор театра Варьете)

пьянство

выселил в Ялту

(глава 7)

Римский Григорий Данилович

(финдиректор Варьете)

карьеризм

«обнаружен прячущимся в платяном шкафу 412 номера «Астории» (глава27)

Варенуха Иван Савельевич

(администратор Варьете)

карьеризм, хамство,

ложь

исчез (глава 12),

стал «человеком без тени»

(глава 14),

помилован в главе 24

Бенгальский Жорж

(конферансье)

вранье

оторвали голову

(глава12)

Семплеяров Аркадий Аполлонович

(председатель акустической комиссии московских театров)

вранье,

неверие в магию

разоблачили при всех

(глава 12)

Босой Николай Иванович

(председатель жилищного товарищества)

взяточничество

попался на валюте (глава 9),

сумасшествие (глава 12)

Ласточкин Василий Степанович

(бухгалтер Варьете)

трусость

арест (глава 17)

Прохор Петрович

(председатель комиссии)

«чертыхался»

стал «костюмом»

(глава 17)

Заведующий городским филиалом

«очки втирал начальству»

«грянули пение»

(глава 17)

Андрей Фокич Соков

(буфетчик Варьете)

обман, мошенничество

умрет от рака печени через 9 месяцев

(глава 18)

Латунский

(литературный критик)

«он погубил Мастера»

погром, устроенный Маргаритой в его квартире (глава 21)

Николай Иванович

покоритель женских сердец

стал боровом (глава21)

Алоизий Могарыч (жилец, вселившийся в квартиру Мастера)

улетел в окно: «нет документов, нет человека»

(глава 24)

барон Майгель (служащий зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы)

наушник и шпион

смерть на балу у Сатаны

(глава23)

Максимильян Андреевич Поплавский (дядя Берлиоза из Киева, экономист-плановик)

квартирный вопрос

выселен из Москвы

         Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Анатоль Франс утверждает: "Зло необходимо. Если бы его не существовало, то не было бы и добра. Зло - единственная причина существования добра». «Без гибели не было бы смелости, без страдания - сострадания. На что бы годились самопожертвование и самоотвержение при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия. Только злу и страданию обязаны мы тем, что наша земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал по крайней мере половину вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равный вред и другой. С каждым искорененным пороком исчезает соответствующая ему добродетель".

Учитель: И это в полной мере удалось Мастеру, которому адресовано посвящение Анны Андреевны Ахматовой «Памяти Булгакова». Послушайте произведение в ее исполнении (приложение №2)

Итоги урока подводит сам автор (в классе есть юноша Алексей Морозевич, по внешнему облику и по манере общения очень похожий на Булгакова, он и сыграет эту роль):

Цитаты из моего произведения (демонстрирует книгу) стали настолько популярными, что если вы свою фотографию в инстаграмме не подписывали, к примеру, такой фразой: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени», то вы не в тренде.

Я подготовил для вас цитаты из грандиозного произведения, большинство из них уже давно используются в повседневной речи.

1  Самый страшный гнев – гнев … ответ бессилия.

2  Злых людей нет на свете, есть только люди … ответ несчастливые.

3  Следуйте старому мудрому правилу, – лечить подобное… ответ подобным.

4  Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – … ответ никогда.

5  Иногда лучший способ погубить человека – это предоставить ему самому… ответ выбрать судьбу.

6  Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете … ответ ошибиться, и притом весьма крупно.

7  Мы говорим с тобой на разных языках, но вещи, о которых мы говорим, … ответ от этого не меняются.

8  Будьте осторожны со своими желаниями – они… ответ имеют свойство сбываться.

9  Удачные моменты надо уметь ловить и … ответ пользоваться ими.

Надеюсь, что таких моментов сегодня в течение урока было много – пользуйтесь!

Напоследок, друзья, попрошу вас сочинить синквейн на тему, о которой, надеюсь, все уже догадались,  - Булгаков…или послать телеграмму с урока друзьям.

Булгаков

Загадочный, одинокий

Создает, признается, торжествует

Человек без сюрприза неинтересен

Творец

Спасибо, вы на миг тоже превратились в творцов.

Домашнее задание:

Даже домашнее задание  представлено в виде элемента театрализации, роль ученицы исполняет Екатерина Вершинина, занимающаяся в кружке журналистики.

            21 век. Городская квартира. У телефона  современно одетая девушка, ученица 11 «Б» класса средней школы № 5.

УЧЕНИЦА: (говорит по телефону раздраженно-иронически)

-  Ты представляешь, наша училка определенно спятила. Ты ни за что не догадаешься, что она нам задала ….Нет, письма героям и писателям для нас уже семечки, а нам расти надо, так что теперь мы будем сочинять сценарий бала у писателя. Ты что-нибудь подобное слышала?… Вот и я… А писателя она выбрала…Бул-га-ков…Мало того, что книги у этого Булгакова все ненормальные, так теперь по ним еще и бал сочиняй. Ну, ладно, пока, тусовка, как понимаешь, на сегодня отменяется. Попробую домучить "Мастера" с грехом пополам читаю, правда, ничегошеньки не понимаю. А училка свое: "Приобщайтесь, обогащайтесь…". Пошла обогащаться, привет. (Кладет трубку и вскрикивает от неожиданности. В проеме двери стоит Бегемот) Все, дочиталась, уже коты мерещатся как у Булгакова в книжке.

БЕГЕМОТ: Не волнуйтесь, милая девушка, я вам не кажусь и я не причиню вам зла. Вы что-то говорили о бале у Булгакова. Я пришел, чтобы пригласить вас к нему на бал.

УЧЕНИЦА: Вы шутите?

БЕГЕМОТ: Вовсе нет, идите за мной, смелее, дайте руку…

( Бегемот уходит, ведя за руку ничего не понимающую девушку.)

Учитель:

Ваша училка все-таки понимает, что нужно человеку, чтобы он рос. Надеюсь, наш урок кое о чем заставил вас задуматься, а это уже много для молодого человека – задуматься. Вам сегодня открылся свет, берегите его в своей душе. Свет – это наша вера, вера в добро и любовь. Наш Мастер в своих книгах учит людей жить с открытыми сердцами, учит верить, страдая, преодолевая боль, верить. Читайте, страдайте и учитесь верить и любить, как герои книг Булгакова и других великих  писателей. Хочется закончить урок словами самого автора уникального романа «Мастер и Маргарита»: «Помните, всё пройдет – страдания, муки, кровь, голод, мор. Меч исчезнет, а звезды останутся».

 

Использованная литература:

1.  Булгаков М.А. Неизвестный Булгаков. М., 1993.

2.  Булгаков М.А. Собр. соч.: В 10 т. / Сост., предисл., подг. текста В. Петелина. М., 1995–2000.

3.  Дневник Елены Булгаковой / Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина / Сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева и Л. Яновской. М., 1990. Критическая литература

4.  Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.

5.  Дунаев М.М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Пермь, 1999.

6.  Запальская О. Выбор и покой // Выбор. 1988. № 3.

7.  Ионин Л. Две реальности "Мастера и Маргариты" // Вопросы философии. 1990. № 2.

8.      Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения (Вокруг "Мастера и Маргариты" М. Булгакова). Кемерово, 1988.

9.      Рыжкова, Т. В. Диалоги с Булгаковым : [книга для учителя] / Т. В. Рыжкова. – Санкт-Петербург : САГА : Азбука-классика, 2005.

10.  Соколов, Б. В. Булгаков. Мистический Мастер / Б. В. Соколов. - Москва : Вече, 2014.

 

 


 

Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Сочетание реальности и фантастики в романе «Мастер и

Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Сочетание реальности и фантастики в романе «Мастер и

Служить бухгалтером в Минторге,

Служить бухгалтером в Минторге,

Учитель: Это стихотворение было написано ровно 2 года назад

Учитель: Это стихотворение было написано ровно 2 года назад

Абадонна в очках – смерть, которая воюет сразу на две стороны, поэтому погибших в войнах бывает одинаково много)

Абадонна в очках – смерть, которая воюет сразу на две стороны, поэтому погибших в войнах бывает одинаково много)

А последняя фраза последнего слайда «За мной, читатель!

А последняя фраза последнего слайда «За мной, читатель!

БОДНА. Что ж, знатоки бессмертного романа, вы справились со всеми испытаниями, у вас в руках заветная магическая фраза творения

БОДНА. Что ж, знатоки бессмертного романа, вы справились со всеми испытаниями, у вас в руках заветная магическая фраза творения

Представление учебного проекта «За какие пороки и как наказывает человечество

Представление учебного проекта «За какие пороки и как наказывает человечество

Варенуха Иван Савельевич (администратор

Варенуха Иван Савельевич (администратор

Максимильян Андреевич Поплавский (дядя

Максимильян Андреевич Поплавский (дядя

Напоследок, друзья, попрошу вас сочинить синквейн на тему, о которой, надеюсь, все уже догадались, -

Напоследок, друзья, попрошу вас сочинить синквейн на тему, о которой, надеюсь, все уже догадались, -

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023