Конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «СОШ № 25 при МаГК»г.Магнитогорска
Учитель: Ковалькова Анжелика Николаевна
Класс: 11
Тема учебного занятия: «ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»
Продолжительность учебного занятия: 45
Тип учебного занятия: урок повторение и обобщение по лирике Б.Л. Пастернака
Цели : 1. Отрабатывать умения и навыки анализа текста на примере стихотворения Б.Л. Пастернака и статьи К.Г. Паустовского;
2. обучать учащихся монологически выстраивать устное высказывание;
3. развивать эстетический вкус уч-ся, прививать любовь к искусству слова;
4. продолжать работу по профессиональной ориентации учащихся.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): медиа-проектор
Дидактические материалы к учебному занятию: критерии оценивания, схемы, тексты.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия |
Время |
|
|
Организационный момент (2 минуты) |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
Учитель настаивает учащихся на работу, сообщает о том, что они должны будут делать. |
Учащиеся слушают учителя. Настраиваются на работу. |
||
Этап учебного занятия |
Время |
|
|
1.Знакомство с критериями оценивания работы учащихся на уроке (2 минуты)
2. Определение целей урока ( 4 минуты)
3. Создание проблемной ситуации, работа с формулировкой темы урока (15 минут)
4. Анализ поэтического текста (15 минут)
5. Поведение итогов урока
6. Домашнее задание: проанализировать понравившийся рассказ Куприна, связанный с профессиональной деятельностью человека |
Деятельность учителя Учитель знакомит с критериями оценивания
Учитель делит учащихся на 4 группы, предлагает сформулировать и выполнить задание № 1
Учитель выслушивает ответы учащихся.
- С какой целью я предложила эти произведения? - О каких профессиях идет речь в произведениях? - Что объединяет эти тексты? - Какова цель нашего урока?
Учитель предлагается обратиться к слайду № 7 и попытаться объяснить смысл фразы: «Во все мне хочется дойти до самой сути…»
Учитель спрашивает ребят о том, что, какие профессии они выбрали
Учитель сообщает о том, чтобы стать настоящим профессионалом необходимо познать ВСЕ. (высвечивается слайд № 8 со словом «ВО ВСЕМ») Учитель обращает внимание уч-ся на задание № 2 и просит сформулировать его.
Учитель выслушивают ответы ребят
- Что объединяет этих людей? - С какой целью я предложили вспомнить о них? -Какое отношение имеют они к теме нашего разговора?
Учитель обращает внимание учащихся на слайд № 10 , на котором высвечивается слово «МНЕ» и говорит о том, что всем, кто связал свою жизнь с гуманитарными профессиями подвластно многое. Предлагается уч-ся выполнить задание № 3, сформулировав его. 1. Н.А. Заболоцкий 2. О.Э. Мандельштам 3. М. Горький 4. К.Г. Паустовский
Учитель выслушивает ответы ребят.
Учитель обращает внимание на слайд № 12 , на котором высвечивается словосочетание «ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ», и говорит о том, что каждый творческий человек хочет понять, что помогает ему создавать произведения. Это слово является ключевым в тексте задания № 4. Уч-ся должны назвать его. Далее учитель просит сформулировать и выполнить задание по вариантам. 1. вариант ВДОХНОВЕНИЕ – это…….. 2 вариант – какова роль художественных средств в данном фрагменте?
Учитель выслушивает ответы учащихся.
- В чьих словах представлена авторская позиция?
Учитель просит подобрать синоним к слову ВДОХНОВНИЕ.
- Кому из поэтов удалось постичь, что такое творчество?
Обращается внимание на слайд № 14 , на котором высвечивается выражение «ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ».
-Почему темой нашего урока стали именно эти строчки поэта?
- Вспомните, что предшественники Пастернака говорили о своем назначении?
Учитель высвечивает фото поэтов на слайдах № 15,16, 17
Учитель оценивает индивидуальные ответы учащихся.
Учитель наизусть читает стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути», предлагает учащимся сформулировать задание № 5.
Учитель выслушивает ответы уч-ся.
Учитель спрашивает учащихся, в чем же так важно в жизни дойти до самой сути?
Учитель предлагает подсчитать количество баллов и перевести их в оценку.
|
Деятельность ученика Учащиеся смотрят слайд № 2, 3, 4 на котором высвечиваются критерии оценивания «5» баллов – работалось с интересом, все задания выполнялись правильно «4» балла – допускались неточности, но это не мешало работать с интересом В итоге за все этапы работы должно получиться 25-30 баллов -«5» 20-24 балла – «4»
Учащиеся работают в группе парами, формулируют задание №1 и определяют авторов предложенных произведений. 1 группа - стихотворение «Смерть врача» 2 группа – стихотворение «Актер и рабочий» 3 группа – фрагмент текста «Коновалов» 4 группа – фрагмент статьи «Исаак Левитан»
На слайде № 5, 6 высвечиваются фамилии авторов: 1. Н.А. Заболоцкий 2. О.Э. Мандельштам 3. М. Горький 4. К.Г. Паустовский (учащиеся оценивают свою работу) Учащиеся отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу, что речь пойдет о профессиональной специфике анализа произведений.
Высвечивается слайд № 7 («Во всем мне хочется дойти до самой сути…») и учащиеся пытаются объяснить смысл этой фразы.
Учащиеся называют выбранные профессии.
Учащиеся формулируют задание № 2, определяют фамилии авторов по предложенным профессиям, работают индивидуально.
Высвечивается слайд № 9 с фамилиями:
(ребята оценивают свою работу)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу о том, что этим людям подвластно ВСЕ.
Учащиеся формулируют задание № 3 (кто же из предложенных авторов рассказал о том, что помогает людям творческим реализовать свой талант?) (работа в парах)
Высвечивается слайд № 11 с фамилией К.Г. Паустовского (уч-ся оценивают себя)
Учащиеся называют его. Это слово «ВДОХНОВЕНИЕ»,
Уч-ся читают статью К.Г. Паустовского и по вариантам выполняют задания: 1 вариант – определить, что же такое вдохновение 2 вариант – найти и объяснить, какие художественные средства помогают передать это состояние
Учащиеся отвечают, что ВДОХНОВЕНИЕ – это строгое рабочее состояние, душевный подъем, свежесть, живое восприятие действительности, сознание своей творческой силы, поэтический подтекст, первая любовь. Далее ребята 2 варианта называют художественные средства, которые помогают передать это состояние.
Учащиеся зачитывают слова Пушкина: «Вдохновение есть расположение души к живому восприятию впечатлений». (уч-ся оценивают свою работу)
Учащиеся называют слово «Творчество» Учащиеся называют Б.Л. Пастернака. (высвечивается слайд № 13 с фотографией Пастернака)
Учащиеся говорят о том, что, как и всякий поэт, ясно осознающий свое предназначение, свою роль и ответственность перед обществом и страной, Пастернак много раз возвращался к мысли о призвании поэта.
Индивидуальные сообщения учащихся:
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17
Учащиеся говорят о том, что необходимо проанализировать стихотворение, исходя из его художественного своеобразия. Учащиеся работают в группах: 1 группа анализирует особенности образной системы стихотворения; 2 группа – морфологические особенности; 3 группа – роль художественных средств; 4 группа – ритмику и строфику стихотворения
Ученики оценивают свою работу.
Ученики отвечают, что важно познать жизнь во всем её многообразии, самое главное -определиться в выборе профессии, стать настоящими людьми.
Учащиеся подсчитывают баллы. Переводят их в оценку. |
|
|
|
||
И т.д. по всем этапам учебного занятия |
|||
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.