Урок литературы в 11 классе«ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»
Оценка 4.6

Урок литературы в 11 классе«ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»

Оценка 4.6
Работа в классе +2
doc
русская литература
11 кл
19.02.2020
Урок литературы  в 11 классе«ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»
Урок повторение и обобщение по лирике Б.Л. Пастернака
Открытый урок по литературе.doc

 

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ № 25 при МаГК»г.Магнитогорска

Учитель: Ковалькова Анжелика Николаевна

Класс: 11

Тема учебного занятия: «ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»

Продолжительность учебного занятия: 45

Тип учебного занятия: урок повторение и обобщение  по лирике Б.Л. Пастернака

Цели : 1. Отрабатывать умения и навыки анализа  текста на примере стихотворения Б.Л. Пастернака и статьи К.Г. Паустовского;

            2. обучать учащихся монологически выстраивать устное высказывание;

            3. развивать эстетический вкус уч-ся, прививать любовь к искусству слова;

            4. продолжать работу по  профессиональной ориентации учащихся.             

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): медиа-проектор

Дидактические материалы к учебному занятию: критерии оценивания,  схемы, тексты.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

 

Организационный момент (2 минуты)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель настаивает учащихся на работу, сообщает о том, что они должны будут делать.

Учащиеся слушают учителя. Настраиваются на работу.

Этап учебного занятия

Время

 

1.Знакомство с критериями оценивания работы учащихся на уроке (2 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение целей  урока ( 4 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Создание проблемной ситуации, работа с формулировкой темы урока

(15 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ поэтического текста (15 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Поведение итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание: проанализировать понравившийся рассказ Куприна, связанный с профессиональной деятельностью человека

Деятельность учителя

Учитель знакомит с критериями оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель делит учащихся на 4 группы, предлагает сформулировать и выполнить задание № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель выслушивает ответы учащихся.

 

 

 

 

 

- С какой целью я предложила эти произведения?

- О каких профессиях идет речь в произведениях?

- Что объединяет эти тексты?

- Какова цель нашего урока?

 

 

 

 

Учитель предлагается обратиться к слайду № 7  и попытаться объяснить смысл фразы: «Во все мне хочется дойти до самой сути…»

 

 

 

Учитель спрашивает ребят  о том, что, какие профессии  они выбрали

 

Учитель сообщает о том, чтобы стать настоящим  профессионалом необходимо познать ВСЕ. (высвечивается слайд №  8  со словом  «ВО ВСЕМ»)

Учитель обращает внимание уч-ся на задание № 2 и  просит сформулировать его.

  1. Он работал в магазине  «модной обуви», учеником у подрядчика Сергеева, посудником на пароходе  «Пермь» и «Добрый», чертежником, ночным сторожем.
  2. Служил управляющим в имении, псаломщиком, занимался разведением махорки, работал носильщиком, чертежником, изучал зубоврачебное дело и протезирование, стриг собак, служил актером и суфлером в театре.
  3. Был корректором, библиотекарем, театральным критиком, статистом.

 

Учитель выслушивают ответы ребят

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что объединяет этих людей?

- С какой целью я предложили вспомнить о них?

-Какое отношение имеют они к теме нашего разговора?

 

 

Учитель обращает внимание учащихся на слайд № 10 , на котором высвечивается  слово «МНЕ» и говорит о том, что всем, кто связал свою жизнь с гуманитарными профессиями подвластно многое. Предлагается уч-ся выполнить задание №  3, сформулировав его.

1. Н.А. Заболоцкий

2. О.Э. Мандельштам

3. М. Горький

4. К.Г. Паустовский

 

Учитель выслушивает ответы ребят.

 

 

 

 

Учитель обращает внимание на слайд №  12 , на котором высвечивается словосочетание «ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ»,  и говорит о том, что каждый творческий человек хочет понять, что помогает ему создавать произведения. Это слово является ключевым в тексте задания №  4. Уч-ся должны назвать его. Далее  учитель просит сформулировать и   выполнить задание по вариантам.

1. вариант   ВДОХНОВЕНИЕ – это……..

2 вариант – какова роль художественных средств в данном фрагменте?

 

 

 

 

Учитель выслушивает ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В чьих словах представлена авторская позиция?

 

 

 

 

 

 

 

Учитель просит подобрать синоним к слову ВДОХНОВНИЕ.

 

- Кому из поэтов удалось постичь, что такое творчество?

 

 

 

 

Обращается  внимание на слайд №  14 , на котором высвечивается выражение «ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ».

 

 

 

 

-Почему темой нашего  урока стали именно эти строчки поэта?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вспомните, что предшественники Пастернака говорили о своем назначении?

 

 

Учитель высвечивает фото поэтов на слайдах № 15,16,  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель оценивает индивидуальные ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель наизусть читает стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути», предлагает учащимся сформулировать задание № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель выслушивает ответы уч-ся.

 

 

 

 

Учитель спрашивает учащихся,  в чем же так  важно в жизни дойти до самой сути?

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает подсчитать количество баллов и перевести их в оценку.

 

 

 

Деятельность ученика

Учащиеся смотрят слайд №  2, 3, 4  на котором высвечиваются критерии оценивания

«5» баллов – работалось с интересом, все задания выполнялись правильно

«4» балла – допускались неточности, но это не мешало работать с интересом

В итоге за все этапы работы должно получиться 25-30 баллов -«5»

20-24 балла – «4»

 

Учащиеся работают в группе парами, формулируют задание №1 и определяют авторов предложенных произведений.

1 группа  - стихотворение «Смерть врача»

2 группа – стихотворение «Актер и рабочий»

 3 группа – фрагмент текста «Коновалов»

4 группа – фрагмент статьи «Исаак Левитан»

 

 

На слайде №   5, 6  высвечиваются фамилии авторов:

1.      Н.А. Заболоцкий

2.      О.Э. Мандельштам

3.      М. Горький

4.      К.Г. Паустовский

(учащиеся оценивают свою работу)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и  приходят к выводу, что речь пойдет о  профессиональной специфике анализа произведений.

 

 

Высвечивается слайд   №  7   («Во всем мне хочется дойти до самой сути…»)  и  учащиеся пытаются объяснить смысл этой фразы.

 

 

Учащиеся называют выбранные профессии.

 

 

 

 

Учащиеся формулируют задание № 2, определяют фамилии авторов по предложенным профессиям, работают индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высвечивается слайд № 9  с фамилиями:

  1. М. Горький
  2. А.И. Куприн
  3. И.А. Бунин

(ребята оценивают свою работу)

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу о том, что этим людям подвластно ВСЕ.

 

Учащиеся формулируют задание № 3 (кто же из предложенных авторов рассказал о том,  что помогает людям творческим реализовать свой талант?)

(работа в парах)

 

 

 

 

Высвечивается слайд № 11

с фамилией К.Г. Паустовского (уч-ся оценивают себя)

 

 

Учащиеся называют его. Это слово «ВДОХНОВЕНИЕ»,

 

 

 

Уч-ся читают статью К.Г. Паустовского и  по вариантам выполняют задания:

1 вариант – определить,  что же такое вдохновение

2 вариант –  найти и объяснить, какие художественные средства помогают передать это состояние

 

Учащиеся отвечают, что ВДОХНОВЕНИЕ – это строгое рабочее состояние, душевный подъем, свежесть, живое восприятие действительности, сознание своей творческой силы, поэтический подтекст, первая любовь.

Далее ребята 2 варианта называют художественные средства, которые помогают передать это состояние.

 

 

Учащиеся зачитывают слова Пушкина: «Вдохновение есть расположение души к живому восприятию впечатлений».

(уч-ся оценивают свою работу)

 

 

 

Учащиеся называют слово «Творчество»

Учащиеся называют Б.Л. Пастернака. (высвечивается слайд  № 13 с фотографией Пастернака)

 

 

Учащиеся говорят о том, что, как и всякий поэт, ясно осознающий свое предназначение, свою роль и ответственность перед обществом и страной, Пастернак много раз возвращался к мысли о призвании поэта.

 

 

Индивидуальные сообщения учащихся:

  1. А.С. Пушкин считал, что поэт – это пророк, который должен «глаголом жечь сердца людей», судьба его драматична, так как он эхо, откликающееся на все явления жизни, а ему нет отзыва, бессмертие поэта – в памяти народной.

      Слайд  № 15

  1. М.Лермонтов тоже считал поэта пророком, но «осмеянным»; голос поэта – «колокол на башне вечевой», судьба его трагична – он обречен на одиночество, непонимание изгнание.
  2. Н.А. Некрасов видел свой долг в служении народу, «его муза – муза мести и печали».

              Слайд № 16

  1. А.А. Блок считал, что необходимо «все сущее вочеловечить, несбывшееся воплотить»; зная о гибельности жизни, он не сворачивает со своего пути, а принимает её во всем многообразии и приветствует «звоном щита».
  2. А.А. Ахматова остро осознает, что судьба истинного поэта всегда трагична.

              Слайд № 17

 

 

Учащиеся говорят о том, что необходимо проанализировать стихотворение, исходя из его художественного своеобразия.

Учащиеся работают в группах:

1 группа анализирует особенности образной системы стихотворения;

2 группа – морфологические особенности;

3 группа – роль художественных средств;

4 группа – ритмику и строфику стихотворения

 

 

Ученики оценивают свою работу.

 

 

 

 

Ученики отвечают, что важно познать жизнь во всем её многообразии,  самое главное -определиться  в выборе профессии, стать настоящими людьми.

 

 

Учащиеся подсчитывают баллы. Переводят их в оценку.

 

 

И т.д. по всем этапам учебного занятия

Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          


Конспект учебного занятия Город:

Конспект учебного занятия Город:

Определение целей урока ( 4 минуты) 3

Определение целей урока ( 4 минуты) 3

Создание проблемной ситуации, работа с формулировкой темы урока (15 минут) 4

Создание проблемной ситуации, работа с формулировкой темы урока (15 минут) 4

Анализ поэтического текста (15 минут) 5

Анализ поэтического текста (15 минут) 5

Анализ поэтического текста (15 минут) 5

Анализ поэтического текста (15 минут) 5

Анализ поэтического текста (15 минут) 5

Анализ поэтического текста (15 минут) 5

Анализ поэтического текста (15 минут) 5

Анализ поэтического текста (15 минут) 5

Поведение итогов урока 6

Поведение итогов урока 6

И т.д. по всем этапам учебного занятия

И т.д. по всем этапам учебного занятия

Урок литературы в 11 классе«ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»

Урок литературы  в 11 классе«ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020