19.11 Урок №20 Лит.7 кл.
Тема: М.Ю. Лермонтов. «Песня про …купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства ».
Методическая цель : выявить значение «нравственного поединка», его роль в поэме М.Ю. Лермонтова; совершенствовать навыки выразительного чтения, умение сопоставлять образы героев и выявлять авторскую позицию,развивать связную речь,формировать знания учащихся о достоинстве и нравственных идеалах; воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Планируемые предметные результаты: научиться сопоставлять литературных героев,понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.
Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания.
Выделение смысловых частей «Песни…»(см.с.43 метод.Халабаджах)
III.Мотивация УД.Тема и цели урока.
Слово учителя: Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ?(Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами )Что такое нравственный идеал? Каждый из нас выбирает ту или иную манеру поведения, модель действий. Для одних – это что-то хорошее, для других – плохое. Какой же нравственный идеал у каждого человека? Это то, к чему человек стремится. Читая поэму М.Ю. Лермонтова, мы можем это определить. Недаром Михаил Юрьевич обращается к старинным временам, приводит нам в пример сильных, мужественных, благородных людей, для которых важно защищать не только свою честь, но и честь своей семьи. Впоследствии такие люди становились народными идеалами.
- Как вы думаете, кто их героев поэмы подходит под данную характеристику? (Калашников).
Слово учителя: Так в чём же проявляется благородство Калашникова, какова позиция самого М. Лермонтова в поэме, - обо всём этом мы будем говорить на уроке.
IV.Работа по теме урока.
1.- Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы?
- Какой из героев запомнился вам больше всего? Почему? Что это за человек?
2. Работа над теорией литературы.
Как вы уже знаете, ребята, жанром «Песни про купца Калашникова» яляется поэма.
- А что такое поэма?
- Почему М.Ю. Лермонтов называет её песней? (Действительно, здесь собраны и поэтические переработанные народные песни, былины, сказы о грозном царе Иване IV, в ней мы видим отзвук народной, разбойничьей лирики. Фольклорным источником лермонтовской поэмы считают так называемые исторический песни об Иване Грозном. В то же время повествование ведётся от лица гусляров, которые тешат этой песней «боярина Матвея Ромодановского» и православный народ, получают за своё исполнение подарки и угощения в течение 3 дней и 3 ночей).
- Найдите строки, которые позволяют автору назвать её песней.
Ребята, вы все прочитали поэму, поэтому обратимся к её содержанию.
3.Беседа:
- Какова тема «Песни…» М. Лермонтова? (История, которая произошла с купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем).
- А какая это история? (Трагическая).
- Какова основная мысль «Песни…»? (Т.е. здесь мы можем проследить позицию автора: увидеть тех героев, кого Лермонтов защищает, кому сочувствует, кого осуждает).
- О каких героях мы узнаём из « Песни…»?
4. Работа над образной системой.
1). Кирибеевич (опричник):
- Где мы впервые встречаемся с Кирибеевичем? Каким он нам представляется? (ответы подтверждайте текстом).
(Обратить внимание на эпитеты и сравнения!)
Чтение отрывка на стр. 77.
- Почему Кирибеевич не веселится со всеми, не радуется, а сидит грустным. Что или кто является этому причиной?
- Но что главного не сказал Кирибеевич Ивану Грозному? (Алёна Дмитриевна была замужем).
- Почему он так поступил? Откуда мы об этом узнаём? (Из песни гусляров, чтение стр. 77).
2). Калашников (купец):
- Какой герой в поэме противопоставляется Кирибеевичу?
- Где мы впервые встречаемся с Калашниковым? Что это за купец? (Работа с текстом).
Сравнение Кирибеевича и Калашникова (социальное положение, внешность).
Слово учителя: Мы видим, что это совершенно два разных человека. И пусть Калашников не богат материально, в отличии от Кирибеевича, который ходит в дорогих нарядах; но зато Степан Парамонович богат духовно, он обладает духовной красотой, он является благородным защитником своей семьи, своей чести, в отличии от Кирибеевича, который не заслуживает ни уважения, ни признательности.
Таким образом, истинно народным героем является купец Калашников.
- Но в чём же заключается трагедия Калашникова?
- Что видит он, придя домой? Что произошло с его женой?
- На что решается Калашников, чтобы защитить честь своей жены, и тем самым свою честь? (На поединок).
3). Выступление подготовленного ученика с сообщением об истории кулачных боёв.
4). Выразительное чтение сцены поединка (стр. 152-156).
Беседа:
- Как ведут себя Кирибеевич и Калашников перед боем?
- Как характеризует Лермонтов речь Калашникова? (стр.156 ). Что для него главное? (Система ценностей: бог, товарищи, жена, семья. Преступить нравственный закон считалось грехом).
- С чем сравнивает автор умирающего Кирибеевича? (стр.156).
- А что же такое поединок? (Борьба двух противников).
- Можно ли данный поединок назвать нравственным? Почему?
Работа с понятиями «поединок» и «нравственность». Запись определений в тетрадь.
- Что же вышел защищать Калашников? Какие нравственные идеалы? Что для него было важным? (Честь свою, своей жены, достоинство, свою семью).
Е). Работа с иллюстрациями на доске.
Беседа:
- Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени).
- Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для Ивана Грозного? (Как трагедию, т.к. Кирибеевич был для царя правой рукой).
- Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему? (Калашников по совести ему ответил; но казнит за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто развлекал царя).
V. Итоги урока.
- Для чего М.Ю. Лермонтов вводит поединок между главными героями, названный нравственным? Какова его роль в поэме?
- Какова позиция М.Ю. Лермонтова в поэме? (Поэма пронизана нотками горечи и сострадания. Так проявляется позиция автора: он сочувствует купцу Калашникову, горю, которое с ним приключилось. И в то же время Лермонтов гордится своим главным героем, т.к. тот, идя на верную смерть, защищает честь своей жены, семьи, и именно здесь проявляется его чувство собственного достоинства).
Слово учителя:
Таким образом, поэма провозглашает вечные ценности (уважение сильных, удалых, благородство, справедливость), без которых никак не может быть нравственного идеала. Не хочется, чтобы сила применялась не по адресу. И нет, наверное, человека, который бы хотел походить на обманщика, эгоиста и криводушного Кирибеевича.
VI.Рефлексия.Синквейн:1 вариант-Кирибеевич,2 в.-Калашников
VII. Домашнее задание: 1)отрывок наиз. «Над Москвой-рекой…»
2)мини-сочинение на тему «Читая поэму М.Ю. Лермонтова…».
VIII. Выставление оценок за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.