Конспект урока литературы
по теме:
«В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир в стихотворении».
Учитель: Степанова Анастасия Владимировна, МКОУСОШ №38 г. Тулы
Класс: 7
Цели:
а) дидактическая: познакомить школьников с особенностями творчества В.Маяковского, помочь ученикам понять идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; продолжить обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.
б) развивающая: развивать внимание, устную речь, воображение;
в) воспитывающая: воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, гуманизм и человеколюбие.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Методы и приемы: беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста.
Оборудование: презентация Power Point; экран, проектор, компьютер, колонки; кроссворд по биографии В. Маяковского, таблица «Плюс – минус – интересно»; текст стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
Ход урока
Слайд 1.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы с вами впервые будем обращаться к творчеству В.Маяковского, в частности к его стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Личность этого автора, как и его произведения, вызывает много споров. Одни восхищаются творчеством поэта, другие не понимают и не принимают его. В любом случае Маяковский – один из самых ярких людей 20 века.
Мне бы хотелось начать разговор о поэте с одного из самых знаменитых его стихотворений «Послушайте!»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Не каждый человек может так написать о звездах, правда?.
- Если Маяковский написал так, как это его характеризует?
- Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения?
- К кому он обращается? Слышат ли его? (Если он так настойчиво и надрывно требует, чтобы его послушали, значит, толпа не хочет слышать. Лирический герой отличается от всех.)
3. Жизнь и творчество В. Маяковского. Знакомство с биографией поэта.
Это только некоторые штрихи к портрету Маяковского. Чтобы правильно понять его произведения, услышать автора, нужно знать о нем немножечко больше.
Слайд 2.
Дома вы прочитали статью в учебнике о В. Маяковском. Я предлагаю вам разгадать совсем не большой кроссворд, посвященный биографии поэта:
1 Г: Как называлось грузинское село, в котором родился поэт? (Багдады)
2 В: Кем Владимир Маяковский мечтал стать в детстве? (художником)
3 В: Место, где Маяковский начал писать стихи. (тюрьма)
1 В: Друг Владимира Маяковского, художник и поэт, который помогает ему войти в мир литературы. (Бурлюк)
4 Г: Что создавал Маяковский, когда работал в окнах РОСТА? (плакаты)
5 В: Какой новый вид записи стихотворных строк изобрел Маяковский? (лесенка)
Некоторые ответы учеников можно прокомментировать.
Маяковский родился в 1893 г. в Грузии. Детство на фоне природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.
В 1908 г. умирает отец Маяковского. Семья перебирается в Москву, где Маяковский мог бы учиться на художника. Это была его мечта. Два года учебы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы.
За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в тюрьму, где проводит почти год. Там он начинает писать стихи.
Маяковский стремился к новым течениям и в живописи, и в поэзии. Новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат. futurum – будущее).
Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Работал в «Окнах РОСТА» - Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, людям рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Стихи и карикатуры Маяковского пользовались особой популярностью. Эти рисунки вывешивались прямо на витрины этого агентства.
Главной темой творчества Маяковского стала борьба за утверждение нового общества. Но он ясно видел и общественные недостатки. Маяковский был бескомпромиссен, потому и неудобен. Поэт покончил с собой в 1930 г.
Маяковский – одна из оригинальнейших, ярчайших творческих фигур 20 века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию 20 века.
4. Постановка проблемного вопроса.
Дома вы прочитали стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Это ваше первое восприятие произведения.
- Понравилось ли вам стихотворение? Всё ли было понятно?
Слайд 3.
Тема нашего урока звучит так: «Хорошее отношение…» Два взгляда на мир в стихотворении». Поэтому к концу урока мы должны будем постараться ответить на вопрос: «Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении?»
5. Анализ стихотворения.
5.1. - Что сразу бросается в глаза в форме произведения?
Короткие строки, «лесенка».
- Для чего Маяковский так оформляет свои стихи?
Такое оформление поэтического текста акцентирует внимание на определенных словах и требует особого внимания при чтении.
5.2. Ученик выразительно читает стихотворение.
5.3. Словарная работа.
Круп – задняя часть тела лошади.
Зевака – тот, кто зевает, слоняется без дела.
Кузнецкий - улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.
5.4. Комментированное чтение, анализ.
Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Слайд 4.
- Как передает поэт стук копыт лошади?
- Есть ли такие слова в русском языке?
- А в этом стихотворении они передают это значение? (В данном стихотворении эти слова имеют звукоподражательную функцию)
- Какие звуки повторяются в этих словах? (г-р-п)
- Какой художественный прием использует Маяковский, изображая улицу? (Метафора)
- Как вы понимаете эти слова?
Слайд 5.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь!
Слайд 6.
- Как автор изображает зевак? Чем они занимаются?
- Можно ли понять отношение поэта к зевакам? Какое это отношение? (Это бездельники, они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. Автор относится к ним с осуждением)
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Слайд
7.
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
- Кто противопоставлен равнодушной толпе зевак?
- Как вы понимаете слова «улица опрокинулась»? (Улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой)
- Через подбор синонимов прокомментируйте смысл эпитета «звериная тоска».
- Как вы думаете, почему именно герой проникся сочувствием к упавшей лошади и подошел к ней? (Плачущая лошадь – двойник автора.)
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
Слайд 8.
- Как повлияли на настроение лошади слова поэта?
- Только ли о лошади писал в этом стихотворении Маяковский?
(Л. Андреев: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».)
- В чем главная мысль стихотворения?
6. Ответ на проблемный вопрос.
Слайд 9.
- Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении Маяковского? (1 вариант: поэт и равнодушная толпа; 2 вариант: мир животных и мир людей).
7. Вновь звучит стихотворение В. Маяковского в исполнении мастеров слова.
Слайд 10.
8. Подведение итогов урока.
Слайд 11.
Упражнение «Плюс-минус-интересно»
9. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
10. Выставление и комментирование отметок, полученных учащимися за работу на уроке. Слайд 12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.