Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx
Оценка 4.6

Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx

Оценка 4.6
docx
20.01.2020
Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx

17.04                                                           Урок №57                                    Литература 7  класс

Тема: Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Методическая цель: познакомить с  с рассказом  «Тихое утро», выявить тему, идею рассказа, авторскую позицию, раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков, совершенствовать навыки связной монологической речи, совершенствовать навыки работы с художественным текстом, развивать внимание, умение мыслить самостоятельно, воспитывать чувсво товарищества,милосердие, доброту.

Планируемые предметные результаты: знают сведения о жизни и творчестве Ю.П. Казакова; сюжет и содержание рассказа; понимают смысл названия ;  выразительно   читают и пересказывают текст.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: портрет Ю.П. Казаков а,компьютерная презентация , запись песни В.Высоцкого «Друг».

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

II. Мотивация учебной деятельности: прослушивание песни «Друг».

-Чем эта песня похожа с рассказом,кот.вы дома прочитали?

 III. Тема и целеполагание.

 IV.Актуализация опорных знаний.

Проверка д.з.:вопр.по статье о писателе.

V.Работа по теме урока.

1.Слово учителя о Ю.П.Казакове. Автор многих рассказов, Казаков,  предстаёт перед читателем как поэт родной природы (наверное,  в рассказе вы заметили,  взаимосвязь человека и природы ), как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты.Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.                                                                                                                                                                                                 2. Беседа.

-Кто главные герои рассказа?

  -Как вы думаете, наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Почему?

- Как будет звучать проблемный вопрос урока?

В процессе работы на уроке мы должны раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию?  

3.Работа в группах.

Группа №1. «Прекрасное утро», «Яшка будит Володю».

   Какое настроение было у Яшки утром, и что его  разозлило. Как при этом ведет себя Володя? Найдите слова, передающие  состояние героев  (стр. 188,189,190).

Группа №2. «У колодца».

Как и почему стало меняться отношение Яшки к Володе? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? (Стр.190, 191). Найдите слова, передающие  состояние героев.

  Группа  №3. « По дороге на рыбалку».

Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей  и  как слушал его Володя? Найдите слова, передающие  состояние героев.   (Стр.192)

Группа №4. «Омут»

Найдите описание реки и  омута (укажите  ключевые слова).  Какое настроение оно создает у героев? (Стр.193 -194).

      Словарная работа: по Ефремовой:
Омут - 1. Глубокая яма на дне реки или озера.
2. Быстрина, водоворот, вымывающие на дне реки, озера яму.
3. перен.
Обстановка, среда, которая затягивает, засасывает человека, делает безвольным, безличным.

       по Ожегову:
Омут - Глубокая яма на дне реки, озера.

 Группа №5. "Рыбалка".

Каковы настроения мальчиков во время рыбалки? Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу. Найдите слова, передающие  состояние героев. (Стр. 195-196).

Группа №6.  «Володя тонет»

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет,  и почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что,

« убежать никак нельзя»?   Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. Каково состояние Володи?  (Стр. 197-198)

 В процессе групповой работы учитель обращает особенное внимание на слайды, на которых изображено, как следует вести себя в экстремальной ситуации на воде.

 3.Аналитическая беседа.

- Итак, какое чувство заставляет Яшку вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

-Вторая попытка Яшки спасти Володю (когда уже тот лежит под водой)

-Чем заканчивается рассказ?

-Почему так безумно плачет Яшка? -Это свидетельство слабости характера или нет?

Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. -Докажите это текстом.

 -Почему такими словами заканчивается рассказ? (''Все радовались новому светлому дню'') Новый день начинался не только в природе, но и в душах героев. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость и раздражение, страх за свою жизнь. К нему пришла настоящая любовь к человеку, которая должна царить в душе. И помогла взаимовыручка, проявленная по отношению к Володе.

Ответ на проблемный вопрос: смогут ли герои теперь прийти к взаимопониманию? Да. -Можно ли Яшку назвать героем? (см высказывание Горького)

   Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным).                                                                                                      VI.Итог урока.Рефлексия.                                                                                                                                                  1)-Рассказ прочитан, какое чувство у вас осталось?   -Чему научил вас рассказ?                                                   2) составить синквейн по теме нашего урока.1 в.Яшка, 2в.Володя  Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.

VII. Домашнее задание:1) Напишите, пожалуйста, письмо другу, в котором рассказываете, что такое взаимопомощь и в каких ситуациях   она должна проявляться,2)стр.203-210,прочит.

 

Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx

Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx

Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx

Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx

Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx

Урок литературы в 7 классе на тему Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.docx
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020