Урок литературы в 7 классе по рассказу Латифа Махмудова «Миллион штук урюка» с применением технологии критического мышления.
Оценка 5

Урок литературы в 7 классе по рассказу Латифа Махмудова «Миллион штук урюка» с применением технологии критического мышления.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
14.05.2023
Урок литературы в 7 классе по рассказу Латифа Махмудова «Миллион штук урюка» с применением технологии критического мышления.
Урок литературы в седьмом классе по рассказу узбекского писателя Латифа Махмудова "Миллион штук урюка" из сборника рассказов "Как мы "отдохнули", или Истории из жизни лентяев" -- урок первичного усвоения знаний, с применением технологии критического мышления.
Латиф Махмудов.docx

 

Урок литературы в 7 классе по рассказу Латифа Махмудова «Миллион штук урюка» с применением технологии критического мышления.

                                       (Вызов – осмысление – рефлексия)

Тема: Рассказ Латифа Махмудова «Миллион штук урюка» - история из жизни лентяев.

Цели урока:

·        познакомить  учащихся с узбекским писателем Латифом Махмудовым, рассказать о его творчестве;

·        прочитать рассказ «Миллион штук урюка»;       

·        активизировать умственную деятельность учащихся;

·        найти и выделить существенные элементы рассказа, проанализировать их и сделать выводы;

·        воспитывать в учащихся целеустремлённость и трудолюбие.

Оборудование: фотопортрет Латифа Махмудова, сборник рассказов «Как мы «отдохнули», или Истории из жизни лентяев», текст рассказа «Миллион штук урюка», иллюстрации Петра Анненкова к рассказу, изображение Дерева предсказаний и листочки к нему.

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

Настрой класса на продуктивную работу.

II.                Вступительное слово учителя и краткое сообщение о писателе Л.Махмудове

- Ребята, сегодня нам предстоит прочитать очень интересный рассказ замечательного  узбекского писателя  Латифа  Махмудова, который родился 1 июля 1933 года в Ташкенте. Будущий писатель окончил железнодорожную школу, затем учился в Среднеазиатском Государственном университете на отделении журналистики филологического факультета. В 1956 году он продолжил свою деятельность на радио Республики, а в 1958 году был назначен главным редактором в новой редакции детской и молодёжной программы. Латиф Махмудов проработал на этой должности более двадцати лет. (с 1979 года он возглавлял отдел «Детской литературы» издательства «Ёш гвардия». Ныне «Янги аср  авлоди»).

                   Писатель известен как автор множества детских рассказов, таких как «Бабушка», «Ложка супа», «Гости», «Злая девочка», «Вратарь» и других, а также как талантливый драматург и сценарист.

III. Введение и активизация нового материала.   «Вызов».

Учитель: Итак, рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, носит интригующее название : «Миллион штук урюка».

- Поднимите руки, кто из вас любит урюк?

- Приходилось ли вам самим собирать эти или какие-либо другие фрукты?

Надеюсь, у каждого из вас остались в памяти незабываемые впечатления и истории об этих событиях.    Приём «Дерево предсказаний».

- Давайте попробуем сделать свой читательский прогноз на нашем Дереве

предсказаний.

(На доске силуэт дерева, на стволе записано название рассказа, на ветках в краткой форме записываются предположения, учащихся о том, что возможно и вероятно будет происходить в рассказе; на листочках, прикреплённых к ветвям, записываем ожидания, которые могут касаться как темы урока, так и эмоций, намерений учеников).

"Миллион 
штук  урюка"

 

Предполагаемые прогнозы учащихся:

·        речь пойдёт о сборе урюка,

·         это история про летние каникулы,

·        из сада исчез миллион штук урюка,

·         это рассказ о труде дехкан

 и другие.

IV“Осмысление”.

Метод “Чтение с остановками” (Чтение рассказа вслух небольшими отрывками с обсужением содержания каждого, с прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос – прогноз: “Что будет дальше и почему?”)         

Чтение начала рассказа до слов: “Я взял мяч и пошёл пинать его на улицу”.

Надпись: Стоп!

 

Учитель: В какое время года происходит  эта история? Почему Батыр слонялся по двору  «как одноглазая лошадь вокруг колодца»?

- О чём попросила бабушка мальчика?

- Чем аргументировал Батыр свой отказ?

- Что, по – вашему, произойдёт потом?

Продолжение чтения до слов: «Да», - сказал я, пожалев его».

Стоп!

 
 


- Чем  занимался Бытыр вместо того,  чтобы помочь бабушке?

Рассмотрите рисунок Петра Анненкова к  словам: «Еще и стекло не кончило звенеть, когда я со всех ног рванул от того дома». Каким образом художник выразил в рисунке своё отношение к бездельнику? 

- Почему Мирвали «тысячу раз позавидовал Бытыру, оставшемуся дома»?

- Каким делом были заняты отец и друг отца Мирвали, дети, соседи?

- Отчего мучался Мирвали?

- Что будет дальше? Почему?

Стоп!

 
Читаем до слов: «Тётушка Жаннат жила одиноко в небольшом чистеньком доме с уютным двором»

 

- Почему жители Бостандыка делали вид, будто не замечают Мирвали?

- Была ли правда в словах отца о том, что Батыр сбивает с толку Мирвали?

-Как вы думаете, что произойдёт после этого?

Чтение заключительной части рассказа.

- Зачем Батыр повёл  Мирвали к тётушке Жаннат?

- Как встретила их добрая женщина?

- Кто из друзей оказался настоящим лодырем и бездельником?

- Почему каждый хотел лишь трясти дерево, а не собирать упавшие плоды?

- Чего испугались мальчики, подсчитав приблизительно миллион штук урюка на двух деревьях?

- Как вы понимаете слова: «Мы уже знали, что не по нашей воле прольётся из этих туч сладкий золотой дождь»?

- Кто из мальчиков вам понравился больше? Почему?

VI. Обобщение, итоги урока.     Рефлексия

1)    Учитель:

Хорошо ли поступают ребята, не помогая близким людям?

 О чём вас побудил задуматься этот рассказ?

Как вы думаете, смогут ли Батыр и Мирвали со временем стать настоящими людьми? Что для этого нужно?

- А теперь вернёмся к нашему Дереву предсказаний, проанализируем высказанные вами в самом начале урока предположения и оставим на дереве только те, которые подтвердились.

2) Работа  в парах.

Учащиеся составляют синквейны к рассказу «Миллион штук урюка»

 

1.     Название темы.

2.     Описание темы (два  прилагательных)

3.     Действия в рамках этой темы (три глагола)

4.     Фраза, показывающая отношение к теме.

5.     Слово, которое повторяет суть темы.

VI.Учитель оценивает и комментирует работу учащихся на уроке.

VII.Задание на дом: Подготовить пересказ «Миллион штук урюка» от лица одного  из персонажей: Батыра  или  Мирвали.

Дополнительное задание (по желанию учащихся).

Учитель:

             И всё-таки наши герои умеют трудиться, когда ставят перед собой цель. В этом вы сможете убедиться, если самостоятельно прочитаете рассказ «И два ведра груш» из  сборника рассказов Латифа Махмудова «Как мы «отдохнули», или  Истории из жизни  лентяев».

Нурманова Замира  Аблокуловна, учитель русского языка и литературы  высшей категории средней общеобразовательной  школы  21 города Ангрена Ташкентской  области.

                                                                        Телефон: +998909571197 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        .

 

 


 

Урок литературы в 7 классе по рассказу

Урок литературы в 7 классе по рассказу

Детской литературы» издательства «Ёш гвардия»

Детской литературы» издательства «Ёш гвардия»

Предполагаемые прогнозы учащихся: · речь пойдёт о сборе урюка, · это история про летние каникулы, · из сада исчез миллион штук урюка, · это рассказ…

Предполагаемые прогнозы учащихся: · речь пойдёт о сборе урюка, · это история про летние каникулы, · из сада исчез миллион штук урюка, · это рассказ…

Отчего мучался Мирвали? - Что будет дальше?

Отчего мучался Мирвали? - Что будет дальше?

А теперь вернёмся к нашему Дереву предсказаний , проанализируем высказанные вами в самом начале урока предположения и оставим на дереве только те, которые подтвердились

А теперь вернёмся к нашему Дереву предсказаний , проанализируем высказанные вами в самом начале урока предположения и оставим на дереве только те, которые подтвердились

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023