Виртуальная экскурсия по Царскосельскому лицею в 7 классе.
Подготовила Семенова Ольга Исааковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ямашевская СОШ» Канашского МО Чувашской Республики.
- развивающие: развитие
у учащихся навыков работы с источниками информации, умение
анализировать и передавать информацию, перерабатывать ее;
Предметные: 1.Формирование целостной системы ведущих знаний учащихся по данной теме.
Метапредметные. 1.ПознавательныеУУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, группировать; преобразовывать информацию в алгоритм, действовать по алгоритму.
2.РегулятивныеУУД: соотносить цели и задачи; искать пути решения учебной задачи; учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
3.КоммуникативныеУУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение работать в группе; уметь слушать и слышать; формулировать, аргументированно высказывать свою точку зрения.
4.Личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; формирование адекватной самооценки; привитие интереса к познавательной деятельности.
|
Ход урока
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
1.
Оргмомент. Добрый день, ребята, я начала наш урок словами из
стихотворения А. С. Пушкина «19 октября». Почему? Как вы думаете?
(Дети дают ответы). Ребята, вы любите экскурсии? Я очень рада, Сегодня мы
отправляемся на экскурсию, но экскурсия будет у нас виртуальная.
2.
Назовите тему нашего урока.
Тема урока: Виртуальная экскурсия по Царскосельскому
лицею.
Давайте поставим перед собой цель урока. (Дети ставят цель).
Цель урока: познакомиться с текстами из Интернет-коллекции
Царскосельского лицея и составить содержание экскурсии на
тему: «Мое знакомство с периодом жизни А. С. Пушкина в лицее».
2.Слово учителя
Имя Александра Сергеевича Пушкина известно с
раннего возраста каждому человеку. Мы продолжаем знакомство с биографией
Пушкина. Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с лицейским периодом в
жизни Пушкина, создать, используя
материалы сайта, свой образовательный продукт – рассказ
экскурсовода по презентации на тему: «Мое знакомство с лицейским периодом в
жизни А. С. Пушкина». Чтобы представить, куда мы сегодня отправляемся, давайте
познакомимся с сайтом музея https://peterburg.center/maps/carskoe-selo-muzey-licey-s-pushkina.html
1. Как мы из села Ямашево можем добраться до Мемориального Музея-Лицея? (Маршрутом Ямашево – Канаш − г. Петербург− г. Пушкин − ул. Садовая, 2 Царскосельский лицей; На электричке с Витебского вокзала до станции "Царское Село — город Пушкин", а затем до остановки "Средняя улица", оттуда — автобусом № 371, 376, 370, 378, или на любом автобусе или маршрутке, далее пешком до музея – 440 м.)
2. Стоимость входного билета?
Для пенсионеров, школьников до 18 лет и студентов от 16 лет - 60 руб.
экскурсионное обслуживание — 180 руб.
экскурсия с аудиогидом — 210 руб.
общая стоимость билета — 240 руб.
3. Режим работы Музея-Лицея. Можем во вторник посетить музей?
С 10:30 до 18:00 в понедельник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье
Касса работает до 17:00
Выходные дни: вторник и последняя пятница месяца.
Кто из вас может посетить музей бесплатно? Многодетные семьи (все члены семьи).
Музей-Лицей в Пушкине - филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге
http://www.museumpushkin.ru/ (Главная − Мемориальный Музей-Лицей − Скачать краткий путеводитель по музею).
Мы скачаем и познакомимся с Кратким путеводителем по музею. И кто вас поведет по залам музея? Не удивляйтесь. Вы сами будете экскурсоводами, каждый будет рассказывать по путеводителю. Прочитайте выделенные для вас разделы, вы будете рассказывать именно об этих комнатах. Какие незнакомые слова встретились вам?
Разъяснение слов: зодчий, гувернеры, вензель, Табель о рангах, канцлер…
-Сейчас мы войдем в здание и познакомимся с Лицеем, с хранящимися в нем
экспозициями. Но сначала давайте вспомним такие понятия, как «музей»,
«коллекция», «художественный памятник», «подлинник» (Смотрим в словарь), а
после чего перейдем к восприятию основных экспонатов зрительного ряда
экскурсии.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения каких-либо предметов.
Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
Художественный - относящийся к искусству, к деятельности в области искусства.
Памятник - сохранившийся предмет культуры прошлого .
Подлинник - подлинная вещь, оригинал, не копия
Выступление экскурсоводов:
№ 1. Здание Лицея
Годы пребывания в Царскосельском Лицее Александр Сергеевич Пушкин считал одним из самых счастливых периодов своей жизни и в творчестве неоднократно возвращался к лицейской поре, вспоминая лицейских товарищей и преподавателей.
Мы находимся в здании флигеля Екатерининского дворца, где с 1811 по 1843 год располагался Императорский Царскосельский Лицей. На первом этаже помещалось хозяйственное управление, квартиры инспектора, гувернеров и других служащих при Лицее. На втором – столовая, больница с аптекой, конференц-зал и канцелярия. На четвертом – спальни воспитанников. Третий этаж –
учебный, где
располагались классы, библиотека, Большой зал.
№2. Большой зал
Зал назван гимнастическим или рекреационным. Здесь воспитанники проводили часы досуга, занимались танцами, фехтованием, ставили спектакли.
По торжественным случаям сюда вносили, покрытый красным сукном с золотой бахромой, стол, на который помещали – «Грамоту, жалованную Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I». Сегодня она также занимает своё место в центре стола. Документ с вензелем самодержца скреплён государственной печатью, заключённой в ковчег золоченой бронзы. Содержит Устав и Манифест о создании Лицея.
Учреждение Лицея имело целью «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям служб государственной».
Грамота была вручена Лицею на торжественном открытии – 19 октября 1811 года.
На церемонии присутствовала императорская семья, министр просвещения, высокие сановники. Звучали торжественные речи.
Наибольшее впечатление на присутствующих произвело «Наставление воспитанникам» молодого адъюнкт-профессора Александра Петровича Куницына. На всю жизнь лицейские запомнили его слова:
«Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».
8 января 1815 года в этом Зале на переводном экзамене с младшего курса на старший состоялся поэтический триумф юного Пушкина.
Экзамен публичный, зал был полон гостей. В числе почетных персон –патриарх русской поэзии Гаврила Романович Державин.
А.С. Пушкин вспоминал:
«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду…Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей; когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».
9 июня 1817 года здесь состоялся первый лицейский выпуск, который в российской истории назовут «пушкинским».
№3. Библиотека
В галерее, соединяющей Лицейский флигель с Екатерининским дворцом, размещалась библиотека.
Сегодня в шести шкафах из красного дерева более 700 книг с экслибрисами и печатью Лицея. На постаментах – бюсты античных философов: первый – Сократа, в центре – Софокла, далее – Гомера.
Лицейская библиотека непрерывно пополнялась. В 1816 году поступила юношеская библиотека Александра I и библиотека императрицы Екатерины II. К 1819 году здесь насчитывалось свыше пяти тысяч томов.
Справа, протянулся Продольный канал с двенадцатью каскадами, сооружённый по проекту архитектора Антонио Ринальди, в середине XVIII века. Вдоль него – Старый сад Екатерининского парка.
№4. Газетная комната
Рядом с библиотекой располагалась небольшая Газетная комната. Справа на стене – карта европейской части России. В центре комнаты на круглом столе номера газеты «Северная почта» с реляциями – сообщениями о военных действиях с июля по октябрь 1812 года – самых ожесточённых месяцев войны. Газетная никогда не была пуста в часы свободные от классов.
Из Большого зала два арочных проема ведут в комнаты для внеклассных занятий
№ 5. Проходная
Особое место в жизни лицеистов занимало литературное творчество. Свои стихи, эпиграммы, рисунки они помещали в рукописные журналы.
За время учебы в Лицее Пушкин написал более 130 стихотворений, 30 из них тогда же были изданы. В шкафу, среди журналов с первыми поэтическими опытами лицейских, на нижней полке – «Вестник Европы» № 13 за 1814 год, открытый на стихотворении «К другу стихотворцу». Это первое опубликованное произведение Пушкина. Под стихами подпись: «Александр Н. к.ш.п.». Юный поэт поставил только согласные буквы своей фамилии, разместив их в обратном порядке.
№ 6. Длинная комната
Перед нами учебные фехтовальные принадлежности пушкинского времени – рапиры и маски. Большое внимание уделялось физическому развитию воспитанников. Их обучали верховой езде, плаванию, «танцеванию», фехтованию.
№ 7. Учебный класс
Сегодня, как и прежде, в классе стоит кафедра преподавателя, учебная доска, на стене «Генеральная карта Российской империи с разделением на новоучреждённые губернии и уезды» 1785 года.
Полуциркульные парты расположены амфитеатром. Лицейские занимали места в зависимости от успехов по тому или иному предмету. Первые – занимали лучшие ученики. Последние – кто не имел знаний по предмету. На уроках русской словесности Пушкин сидел впереди. Вероятно, в числе последних, на математике.
Проявлял интерес к нравственным и политическим наукам, был увлечён историей, с лёгкостью занимался французским. За прекрасное знание языка имел прозвище «Француз».
Обучение длилось шесть лет с разделением на два курса, по 3 года каждый.
Начальный – гимназический, с изучением предметов старших классов гимназии.
Окончательный – университетский, включающий основные предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физикоматематического.
Лицейские выбирали гражданскую или военную службу и выпускались в зависимости от успеваемости с чинами от 14-го до 9-го классов, в соответствии с Табелем о рангах.
№ 8. Физический кабинет
XIX столетие – время значительных достижений в науке. Лицей шел «с веком наравне». Физический кабинет был одним из лучших в свое время.
В центре комнаты на столе – характеристики воспитанников и табель успеваемости 1816 года. Система оценок такова: единица означала «превосходно, двойка – «очень хорошо», тройка – «хорошо», четвёрка – «посредственно», ноль – «худо».
Первый – князь Александр Горчаков. Золотой медалист, в будущем – министр иностранных дел канцлер России.
Последний в списке «сын лени вдохновенный» – барон Антон Дельвиг, часто дремавший во время занятий. Дельвиг стал знаменитым поэтом, издателем «Литературной газеты».
Пушкин по успеваемости 26-й, с тремя «превосходно» – по российской
словесности, французской риторике и фехтованию. «Нули» – по физике, математике, немецкому языку, рисованию.
Мы покидаем 3 этаж, поднимаемся на 4, где располагались «дортуары», то есть спальные комнаты лицейских.
№ 9. Спальный коридор
По обе стороны находилось пятьдесят комнат воспитанников и две – дежурных гувернеров. Одна из них при входе с правой стороны с открытой шторкой. В центре коридора – комнаты 30-ти первенцев Лицея. Над каждой, как и прежде, табличка с её номером, именем и фамилией воспитанника. Восемь комнат воссозданы и открыты для осмотра. Обстановка комнат одинакова. Комнату № 14 занимал Пушкин.
«Стул ветхий, необитый.
И шаткая постель,
Сосуд водой налитый,
Соломенна свирель –
Вот всё, что пред собою
Я вижу, пробуждён»
Комнату № 13 занимал лучший лицейский друг Александра Пушкина Иван
Пущин. Он вспоминал: «Я… когда уже все засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о
каком-нибудь вздорном случае того дня. Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые
шероховатости. … Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».
«Мой первый друг, мой друг бесценный» – скажет впоследствии поэт о Пущине.
Здесь заканчивается осмотр мемориальной экспозиции.
Оглянемся еще раз на комнаты и длинный коридор, где шумела повседневная лицейская жизнь. Среди пушкинского «золотого» выпуска – Министр иностранных дел канцлер России Александр Горчаков, чрезвычайный посланник и министр при Нидерландском дворе Сергей Ломоносов, адмирал Федор Матюшкин, генерал-майор Владимир Вольховский, директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки, государственный деятель Модест Корф, губернаторы Александр Корнилов и Александр Бакунин, поэты Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер, декабрист Иван Пущин. Все щедро отдавали свои дарования родной стране в соответствии с неизменным лицейским девизом – «Для общей пользы».
Экскурсия была познавательной, вы интересно рассказали материал. Теперь посмотрим, как вы запомнили факты.
Тест по пройденной экскурсии в Царскосельский лицей.
1) Первоначально Царскосельский лицей носил название:
а ) Александровский
б) Пушкинский
в) Екатерининский
г) Державинский
2) Лицей был открыт:
а) 1935 г.
б)1799
в) 1811
г) 1756
4) Сколько всего предметов изучалось в лицее?
а) 34
б) 45
в) 56 (Такой информации не было в путеводителе)
5) Пушкину было … лет когда он поступил в Лицей:
а) 14
б)10
в)12
г)11
6) Какое из лицейских прозвищ принадлежит Пушкину?
а) Паяц
б) Француз
в) Сверчок
г) Суворочка
д) Егоза (Такой информации не было в путеводителе)
7) Сколько лицеистов училось в первом наборе?
а) 50
б)34
в) 42
г) 30
Домашнее задание: Внимательно изучите экспозиции музея по указанным гиперссылкам, сохраните необходимые материалы в отдельную папку на рабочем столе, а затем, используя материалы сайта, создайте свой образовательный продукт - презентацию по своим темам, которым рассказали сегодня. Надеюсь, что вы подберете интересный материал.
1.Организация работы по поиску необходимой
информации в Интернете.
Инструкция. Используя любую поисковую
систему, откройте сайт, ознакомьтесь
с информацией,
определите содержание текста и мультимедийной презентации, создайте слайды в программе Power Point,
составьте
краткое выступление,
сохраните выбранный материал в папке на
рабочем столе,
подготовьте устную защиту работы.
6.Подведение итогов занятия. Оценки. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.