Урок литературы в 8 классе Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.
Оценка 4.9

Урок литературы в 8 классе Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Урок  литературы в 8 классе  Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.
Тема Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.docx

Конспект урока литература в 8 классе

Дата проведения:12.11.18                                                                                                                           

                                                              Урок № 18

             Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Методическая цель: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести, развивать навыки работы с текстом,умение обобщать и систематизировать материал, делать выводы; воспитывать уважение к родителям, порядочность, стойкость в жизненных испытаниях, преданность и верность в любви .

Планируемые предметные результаты: знать содержание изучаемых глав в тексте;систему художественных образов повести; владеют различными видами пересказа, приводят док-ва, используя цитатный материал, умеют давать характеристику героям;выражать свое отношение к прочитанному;обобщать и систематизировать материал;развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование:презентация,экран,ноутбук.

                                                                      Ход урока

  I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  II. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Сегодня  на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.

-Как выдумаете.о ком мы будем сегодня говорить?

 -Определите тему и цели

III. Тема и целеполагание.

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, которые раскрывают честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

 IV.Актуализация опорных знаний.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова?  (индивидуальное домашнее задание)

ЧЕСТЬ1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду 

РЕПУТАЦИЯПриобретаемая кем-чем-н.общественная оценка,общее мнение о качествах,достоинствах и недостатках кого-чего-н.Хорошая, плохая р.Незапятнанная р.

НРАВСТВЕННОСТЬ Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

СОВЕСТЬЧувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

2)Запишите определения нравственных понятий в тетрадь

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

V. Работа по теме урока.

1) Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)(стр.125)

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

- Какие качества характера проявляются в Маше в мирное время?

- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

2) Вопрос классу.

-С чего начинается любовь Гринева к Маше? (Он пожалел девушку-бесприданницу).

- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

3) Зачитайте в 5 главе эпизод «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».(..я пошёл объявить обо всём…)(стр.139)

-Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

4) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

-Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? (ГЛ.10 СТР.174-175;ГЛ.11,СТР.189)

(Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

Физминутка (звучит музыка)

--А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5)Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока)9стр.185,посл.пр-е 3 абз. «Через минуту…)

--Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

 (Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

- Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

- Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера? (Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

- Найдите подтверждение всего сказанного в  главе 12 с.190 (чтение по ролям)

(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)

- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение.

- Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев  - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина.  Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…» Пугачёв –серьёзно:«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

Работа с текстом.  (Глава  12,стр.187)

  • Прочитайте эпиграф к этой главе.

Как у нашей у яблоньки 
Ни верхушки нет, ни отросточек; 
Как у нашей у княгинюшки 
Ни отца нету, ни матери. 
Снарядить-то ее некому, 
Благословить-то ее некому.

- Как он соотносится с Машей?

- Почему Маша упала в обморок после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова. «Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

- Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

 (Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

Вывод:    она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.

- Где происходит встреча Маши с императрицей? ( В Царскосельском парке)

-  Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.

(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.  Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке,  вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).

- Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием, которое императрица связывает,  прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)

Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.

---Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? 

(1) Последний эпизод объясняет название повести. Тихая, робкая девушка стала победительницей в сложнейших испытаниях. Сила любви, способность к большому и глубокому чувству, её простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу нарвственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой любовью и теплотой)        2)Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

VI.Итог урока. Рефлексия.

1)- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?(Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

2)Эссе. -Ребята, какие уроки для себя извлекли сегодня?

VII.Домашнее задание:прочит.гл.7-12 гл.,

Подгот.к теме «Изображение Е.Пугачёва.Пугачёв и Гринёв»

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературы в 8 классе Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Урок  литературы в 8 классе  Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Урок литературы в 8 классе Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Урок  литературы в 8 классе  Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Урок литературы в 8 классе Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Урок  литературы в 8 классе  Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Урок литературы в 8 классе Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Урок  литературы в 8 классе  Тема: Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020