Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
Оценка 4.6

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Оценка 4.6
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
А.Платонов ВОЗвращение.docx

05.04                                                                                                             литература 8 класс

                                                                  Урок № 53

Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рас­сказа.

 Методическая цель: углубить знания о личности писателя, ознакомить с проблематикой рассказа «Возвращение», формировать у учащихся навыки  характеристики героев, развивать навыки работы с текстом, умение  делать выводы; воспитывать порядочность, честность, верность в любви ,неприятие обмана и предательства.

Планируемые предметные результаты : знают содержание текст; систему художественных образов ; умеют участвовать в диалоге по прочитанному произведению, по вопросам учителя; сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; давать характеристику героям; выражать свое отношение к прочитанному; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: презентация, экран, ноутбук.

                                                                   Прежде он [Иванов] чувствовал

другую жизнь через преграду самолюбия и

собственного интереса, а теперь внезапно

коснулся её обнажившимся сердцем.

                                                                                                               А. Платонов. «Возвращение

 

                                                                      Ход урока

  I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 II. Мотивация учебной деятельности :обращение к эпиграфу.

 Запишите эпиграф урока в тетрадь.

– Как вы понимаете слова писателя?

III. Тема и целеполагание. 

IV.Актуализация опорных знаний.

– С произведениями А.Платонова вы встречаетесь с 5 класса уже третий раз.

– Что вы знаете о егожизни ? (Устно)

– Что вы знаете о творчестве  А.Платонова?(«Неизвестный цветок»,«Прекрасном и яростном мире», «Юшка»)

– Что роднит все эти произведения ? (Поднимаются важные нравственные вопросы).

V. Работа по теме урока.

1.Слово учителя о писателе.

А. А. Платонов родился на рубеже веков и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. В семье рано умерла мать, и будущий писатель остался старшим среди многочисленных сестер и братьев. Уже в 13 лет он работал в конторе, потом разнорабочим на заводе. В годы гражданской войны А. Платонов служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста, после войны участвовал в строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер А. Платонова сегоболезненным неравнодушным к нужде и человеческому страданию.

Платонов - псевдоним писателя, образованный из имени отца Платона Фирсовича, родовая фамилия его - Климентов.

Еще будучи подростком, А. Платонов начал писать стихи. С осени 1918 года юноша активно участвует в литературной жизни Воронежа. В своих произведениях Платонов был по-настоящему талантлив. Особо трепетное отношение было у писателя к детям.

С первых дней Великой Отечественной войны Платонов добивается отправки на фронт. С октября 1942 года он военный корреспондент в действующей армии.

За годы войны Платонов выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенес на нравственные решения людей и философскую сущность событий.

Его не оставляли размышления о мире, о том, какой человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.

В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ « Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация наполнилась у него особым, сокровенным смыслом.

2.Обсуждение рассказа.

Вы прочитали рассказ. -Каково ваше впечатление от прочитанного?

-Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)

-Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь  душе,  окаменеть  своему  сердцу;  нужно  быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.)

-Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)

-Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно?   (Название   «Семья   Иванова»   подчеркивало   типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)

-Кто герой рассказа?

-Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).

-Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши.

-Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.

-Таким образом, автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши. Приводит несколько причин, «оправдывающих» героев.

-Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал - может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).

-Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.)

-На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.

3.Чтение первого разговора сына с отцом

-Как это разговор характеризует Петрушу?

-Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).

=Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).

-Как дети заботились о матери?

-Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

4.Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

-Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей?

-Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь   безоблачной,   какой   она   представлялась   герою.   После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшнохотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию.

-Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.

5.Демонстрация эпизода из фильма (Финал картины)

-Кульминация   рассказа  несет  в  себе   освобождающую  силу   и просветление остывшей в годы войны души.

Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.

-Кто   из   героев   вам   особенно   понравился?   Почему?   (Краткая характеристика героев.

6.Вывод.

- Какова же, по вашему мнению, основная  проблема рассказа «Возвращение»?

VI.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, какие уроки для себя извлекли сегодня?

-Чему же учит нас И.А.Бунин на примере поступков своих героев?

Если бы вы могли встретить сегодня писателя А.П. Платонова, за что бы вы его поблагодарили? (За то, что обратил внимание на значение и значимость семьи, которую нельзя предавать, за хороший финал рассказ

 

VII.Домашнее задание:стр.175-187,прочит.выуч.наиз.1 стих-е.

 

 

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок литературы в 8 классе Тема: Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020