Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do
Оценка 4.8

Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do

Оценка 4.8
doc
20.01.2020
Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do
Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия..doc

Тема: Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия.

Цели:

  • Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя.
  • Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста.
  • Воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукция обложки первого издания поэмы, тексты "Мертвых душ", карточки-схемы. Компьтер,

Тип урока: введение в произведение.

Ход урока

1. орг. момент.

2. Сообщение темы урока , цели, задачи.

слайд 2

3. История создания

слайды 3-14

В течение семи лет менялся замысел писателя относительно жанра произведения, идеи. Он считал, что это священное завещание А.С.Пушкина, это главный труд его жизни, в котором должен показать всю православную Русь, это то, ради чего он живет на свете.

включить фильм на 1.35

слайд 8-9

книга Г.вышла не под тем названием. как будто приключенческий роман, легкий не на что высокое читателя не настраивающий. так думали цензоры и это неспроста. потому что в заглавии книги Г. кроется особый смысл. у книги Г.необычное жанровое обозначение – поэма. читатель 19 века привык к тому что поэма – это произведение, написанное в стихах, Мцыри, Демон , Цыгане. Г. предлагает читателю поэму но в прозе. это как будто бы связано с тем, что совершил Пушкин. он предложил читателю роман, но в стихах. это 2 великих произведений, которые имеют свой неповторимый жанр. Г. ориентировался на античные образцы Гомера.

4. Жанр произведения

Включить на 3.56

слайд 14

больше всего читателя поразило несоответствие 2 вещей. с одной стороны масштабный замысел, отсылающий нас к Гомеру, с другой стороны какие-то ничтожные бытовые события современной российской жизни одно с другим не вязалось. даже самое начало поэмы настраивает читателя на какой-то тревожный, неопределённый лад

3. Смысл названия. Что же значит "мертвые души"? Каков смысл названия поэмы?

слайд 15-20

включить 7.49

5 Композиция                             слайд 24

что же происходит в самом мире этой поэмы? мир мертвых душ разделяется на два мира: мир реальный, где главное действующее лицо Чичиков, и мир идеальный - мир лирических отступлений, в которых главный герой сам Гоголь.

События происходят по принципу снежного кома. Все, что мы видим, как будто подчиняется закону. Законен акт покупки.

В поэме представлена не Россия, а тень России, некое потустороннее пространство, где все узнаваемо, и вместе с тем перевернуто, где живые становятся мертвыми, а мертвые – оживают.

включить 9.02

Какие же люди живут в этом городе?

включаем 14.43

слайд 25

из всего сказанного нам ясно, что самым загадочным персонажем является Чичиков.

То ли это мелкий авантюрист, то ли это олицетворение какого-то адского соблазна. сказать трудно.

найдите описание Чичикова. 1 глава

включить 16.16

Вместе с Чичиковым мы попадаем в губернский город, в котором видим картину духовного обнищания и омертвения. Гоголь - мастер, и он при помощи разных стилистических приемов подчеркивает мертвенность и бессмысленность города и его обитателей.

очень важны лирические отступления. В которых автор напрямую обращается к читателю.

включить 17.59

Здесь то и звучит знаменитый гоголевский вопрос Русь, куда ж несешься ты, дай ответ не дает ответа. Это умолчание очень громкое. Дальнейший путь России непонятен….

включить 19.23-20.

слайд 28-29-30

за несколько дней до смерти гоголь сжег второй том, и умер в доме Талызиной в Москве умер трагически непонятно, заболев неясной болезнью. почему так произошло? давайте вернемся на несколько лет назад. Г.умер в 1852 году, а вот в 1847 году вместо второго тома мертвых душ, которого уж пять лет ждали, Гоголь публикует очень странную книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».

включить 21.17-22.00

именно эта книга своеобразный рубеж. Гоголь отказывается от прежних убеждений он воспринимал себя как проповедника. Искусство и проповедь – разные веши. Искусство - сложно.

слайд 31-34

 Вывод: "Мертвые души" - это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Мы можем прочесть только несколько страниц, однако и эти страницы, оставленные нам гоголем, ясно свидетельствуют нам, что свою великую миссию – создать великое эпохальное произведение гоголь выполнил.

включить 24.29.

домашнее задание прочитать 1-6 главы.

 

 

Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do

Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do

Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do

Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do

Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do

Урок литературы в 9 классе на тему " Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания, особенности жанра, композиции, смысл заглавия."do
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020